Люди-социальные, диалогичные существа. Это значит , что мы пребываем в постоянном диалоге- и не только внешнем. Явный, внешний диалог - это речевое общение с собеседником. Чувства также представляют собой незримый и часто не осознаваемый диалог. Например у одного партнера по общению возникает обида, на что второй реагирует виной, причем в некоторых случаях даже тогда , когда сам убежден, что не сделал ничего плохого. Посмотрим на то, что происходит в случае проявления такого мучительного чувства, каким является стыд. Стыдимся мы в самом простом случае в ситуации , когда делаем нечто, осуждаемое в нашей культуре на глазах у других и они проявляют свое осуждение/ негативное отношение. Здесь социальная природа человека может помогать понять чувства другого( на что в норме и направлен этот механизм), в случае, если я правда делаю что- то недостойное и таким образом регулировать мое поведение. Или создавать лишние и мешающие жизни невротические расстройства. При невротических расстройствах, часто есть большое количество стыда, который может испытываться даже в одиночестве и даже если ничего объективно плохого не совершается. Тогда другие люди не присутствуют или другие есть, но нет их реакции на поведение- а мучительный и ограничивающий стыд - есть. В любом случае для того, чтобы стыд возник, нужен партнер по коммуникации. Посмотрим на ситуацию с обоих точек зрения : сначала с точки зрения человека, который сам стыда не испытывает, а является " условием" возникновения этого чувства у другого. Есть две противоположные установки по отношению к тем , кто выглядит нуждающимся или страдающим и при этом ведет себя как- то " не так, как надо". -Первая - презрение, вторая - сострадание. При презрении, с точки зрения презирающего, люди, на которых оно направлено, выглядят глупо и нелепо и воспринимаются как стоящие на "лестнице"социальной иерархии ниже, чем сам презирающий. При этом "лестница" тоже может быть абсолютно любая и у подростков это может быть про то " кто круче одет", а у взрослых " кто богаче" А при здоровой эмпатической реакции у зрелого человека, не пребывающего в плену инстинкта иерархии - к людям в этом же положении( страдающих и нуждающихся) возникает сострадание и сочувствие. Так мы кратко увидели ситуацию со стороны первого "партнера по общению" Но даже в том случае, когда стыд возникает в одиночестве этот "партнер "тоже присутствует, пусть даже неосознанно и только во внутреннем пространств. Найти этого партнера, того, кому адресована эмоция- одна из задач в терапии. Теперь посмотрим на ситуацию с точки зрения человека, который стыдится. Стыд можно определить как проекцию презрения. Я сам испытывал бы презрение к такому человеку, каким , как я думаю, воспринимает меня реальный или существующий только в моей голове партнер по общению. Потом я приписывают это презрение ему, этому другому. И появляется такой стыд как представление о том, что другой человек презирает меня и я этого заслуживаю. Противоположной к стыду является уверенность в себе - это отсутствие таких проекций и понимание и внутреннее убеждение, что я такая/ такой как есть -ценна/ ценен и заслуживаю уважения. А если даже кто- то и испытывает ко мне презрение- то это его проблема, а не моя. И у него есть свободный выбор испытывать презрение и проявлять на его основе агрессию или сострадание и на его основе -помогать. Но в любом случае его чувства и его выбор поведения по отношению ко мне - это про него , а не про меня. Здесь стоит обратить внимание на устойчивый оборот в русском языке: " заслуживать уважение", фиксирующий в языке довольно невротическую установку , что уважение само по себе не дается, а " надо заслужить". В нашем случае речь идет о том уважении, которое каждый из нас " заслуживает" самим фактом присутствия здесь. В длительной терапии с этим приходится много разбираться и просто узнать правильные слова часто оказывается недостаточно для клиента, чтобы справиться с привычно, стереотипно возникающими переживаниями. Бывает очень нужен в дополнение к правильным словам еще новый опыт, который негде получить, кроме как в терапии в контакте с психотерапевтом. И психотерапевт бывает нужен потому же- потому что все мы- социальные диалогичные существа.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.