Психологические черты, необходимые, чтобы гармонично любить

В истории изучения психологических аспектов любви отличились, в хорошем смысле слова, много ученых: Э.Фромм (книга «Искусство любви», в которой приводится типология видов любви), Стенберг (трехкомпонентная структура любви), В.С. Соловьев, П.Купер и др.
Анализируя открытия и исследования, сделанные психологами в изучении любви, можно сделать список черт, необходимых для гармоничной любви и счастливого брака. Попробуем разобраться с основными из них.

На первый взгляд может показаться, что список не систематичен. Возможно. Это связано с тем, что приведенные качества повторяют друг друга и связаны между собой.

Человек – един и целостен, все психические процессы переплетены и взаимосвязаны в единую систему идентичности. Это как клубок с нитками: стоит потянуть за одну нитку, остальные начнут стягиваться и, возможно, запутываться. Таким образом, нарушение в одних чертах приведет к дисбалансу в других.

Какие же качества и черты личности способствуют формированию гармоничных отношений?

1. Способность учитывать личность другого человека и уважительно относиться к нему. Еще Бубер указывал на важность «диалогичности» в отношении двух людей. Восприятие другого человека как личности, видение в другом человеке «человеческого», а не функции, удовлетворяющей собственные потребности, очень важно для гармоничных отношений.

Далее, основатель феноменологического подхода, автор клиент-центрированной терапии К.Роджерс выделил некоторые важные составляющие взаимодействия между людьми:

  • Безусловное позитивное принятие. Принимать и уважать человека за то, что он просто есть, без всяких «если», «либо», «но», «и» и пр.;
  • Эмпатия. Способность чувствовать другого человека.
  • Искренность и честность. Быть честным и искренним к другим людям и самому себе, отсутствие лицемерия;
  • Безоценочное принятие. Принимать человека без условий и оценок, то есть без «если ты …., тогда (то) я…..»;

Соблюдение простых правил увеличивает вероятность позитивного и гармоничного взаимодействия между людьми. В любви эти качества очень важны, так как это построение симбиотических диадных отношений.

2. Адекватная самооценка. Имеется в виду понятие «зрелой идентичности», аутентичности мышления и поведения человека, устойчивую и непротиворечивую систему ценностей (адекватная Я-концепция).

Действительно, имея диффузную идентичность с размытыми границами легко впасть в созависимые отношения или растворить свое «Я» в «МЫ», потеряв чувство собственной уникальности, чувства «самости».
Напротив, имея жесткие границы идентичности, можно отгородиться от мира и быть не способным построить диаду «МЫ», так как собственное «Я» все время будет «выпячивать наружу» и стремиться подавить или поглотить «Я» партнера.

3. Относительная независимость и самостоятельность как черта – следствие зрелости идентичности. Самостоятельность и независимость позволяют держать адекватную границу в отношениях (осознавать их), не позволяя «ломать» свои границы и не допускать этого в адрес партнера.

4. Способность к частичной идентификации с другим человеком также важна для гармоничных отношений и исходит от «зрелости» личности.

Частичная идентификация подразумевает одновременное слияние с партнером, но с сохранением границ своей личности. Данное свойство интегрирует зрелую идентичность, честность, эмпатию и рефлексивность.

Адекватная ситуация «Мы» с сохранением своего Я.

5. Способность к эмпатии. О ней мы говорили в пункте 1. Эмпатия как способность «поставить себя на место другого», почувствовать что чувствует он, понять, почему человек поступил именно так при множестве альтернатив.

Эмпатия позволяет «понимать» и «слышать» своего партнера.

6. Рефлексивность. Способность смотреть на себя как на объект, подвергая анализу, устанавливая причинно-следственные связи своих мотивов, чувств и действий – важное качество для эмпатии и для осознания своих потребностей. Это позволяет отслеживать свои собственные потребности, не давая бессознательным мотивам доминировать в поведении. Например, «играть в Бога» - лепить из партнера удобного для себя человека.

Если интересна тема рефлексивности, то можно подробнее ознакомиться с ней и пройти тест на уровень ее выраженности по ссылке 

7. Способность устанавливать, поддерживать и сохранять отношения с другими людьми. Иными словами, способность к установлению длительных и стабильных эмоциональных отношений. Причем не только уметь принимать такие чувства от партнера, но и самому их испытывать и быть готовым делиться ими. Для формирования данной способности важны особенности воспитания и ранних периодов детства (об этом чуть ниже).

8. Положительное отношение к собственному телу. Этот критерий связан с принятием себя, интегрированной и зрелой идентичностью. Принимая свою телесность человек разрешает проблему комплексов, которые напрямую связаны со сферой сексуальности, пищевым поведением и пр.

Соответственно, имея непринятие своей телесности, можно испытывать сексуальные комплексы, нарушение пищевого поведения, стремление к модификации телесности (пластика, татуировки, спортзалы и пр) и т.д., что сказывается на отношениях не гармоничным образом.

9. Фрустрационная толерантность или способность переживать, проживать и интегрировать эмоции. Своего рода «психическая пластичность». Умение переживать радость, боль, печаль, влюбленность и пр. – залог адаптивности личности. Это качество тесно сопряжено со способностью к эмпатии и рефлексивностью.

Отсутствие умения (навыков) проживать и принимать спектр эмоций чревато «застреванием» на чем-то одном. Например, патологическая ревность, неспособность «забыть» обиды, отсутствие доверия и мн.др.

 =========================================================

Все перечисленные качества можно представить как единую, связанную систему, объединенную единым началом - идентичностью.  На формирование идентичности оказывают влияние адаптивное прохождение ранних стадий развития. Эта концепция хорошо разработана и представлена в психоаналитических направлениях.

П.Купер выделил следующие аспекты раннего детства, необходимые для успешного развития всех перечисленных качеств (просто перечислим стадии, не углубляясь):

  • Благополучное прохождение фазы сепарации и индивидуации по М. Малер;
  • Благополучное прохождение депрессивной позиции по М. Кляйн;
  • Способность быть одному по Д. Винникоту;
  • Преодоление эдипова конфликта;
  • Свобода от патологических фиксаций на непреодоленных в детстве стадиях развития.

 С уважением, Алексей Мосин!

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 972
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 16 критериев зрелой любви. Способность уважительно относиться к личности другого человека
  • 16 критериев зрелой любви. Способность к эмпатии.
  • 16 критериев зрелой любви. Способность устанавливать, поддерживать и завершать отношения
  • 16 критериев зрелой любви. Способность к частичной идентификации.
  • 16 критериев зрелой любви. Способность воспринимать и развивать чувства, задействованные в любви
  • Доказана способность психотерапии менять личность человека
  • Подлинная способность любить или потребность в любви
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • ТЯНУТЬСЯ. Как это движение любви влияет на способность хотеть и выбирать.
  • Способность выдерживать собственные чувства как один из факторов стрессоустойчивости.
  • ОДИНОЧЕСТВО или УЕДИНЕНИЕ: способность быть одному
  • Личностный рост. Способность быть одному
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • Очередное достижение или способность быть человеком
  • Одиночество или способность быть самим собой
  • Способность быть
  • У вас есть способность любить?
  • Травма. (Не)способность быть счастливым.
  • Можно ли изменить другого человека?
  • Можно ли изменить другого человека?
  • Зачем менять сценарий отношений, просто встречу своего человека и все будет хорошо.
  • Отношения и собственные потребности: удовлетворяете ли Вы их или только своего партнера?
  • Про амбивалентность чувств и способность любить
  • Счастливый брак: умение видеть, способность слышать, возможность говорить
  • Умение отвергать как способность заботиться о себе
  • Способность психотерапевта признавать свои ошибки
  • Способность чувствовать.
  • Есть ли у вас способность проявлять искренний интерес?
  • Способность играть как ресурс
  • Отношения с родителями. Способность брать.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь