|
С Вашим ребенком все в порядке, или почему он стал хуже учитьсяАвтор статьи: Оксана Мясникова
Ко мне на консультации часто обращаются родители младших школьников, как правило мальчиков, по вопросу снижения успеваемости и дисциплины. В основном, эти жалобы звучат так: - Он стал хуже учиться; - В школе невнимателен, погружен в свои мысли, учителя не слышит; - Постоянно вертится на уроках, роняет то линейку, то карандаш, не может сидеть спокойно; - На то, чтобы сделать домашнее заданее, уходит несколько часов, ребенок отвлекается, "растягивает" даже простые задания; - Когда я даю ему свободное время, все, что он делает - играет в планшет; - Когда я пытаюсь с ним поговорить, "уходит в себя" и меня не слышит. Конечно, причины подобных "нарушений" могут быть самыми разными, но прежде всего я предлагаю родителям ответить на несколько очень простых вопросов: 1) Соблюдается ли у ребенка режим нагрузки и отдыха? Если Вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, просто суммируйте время, которое проводит ежедневно Ваш ребенок в школе, на кружках, в музыкальной школе, спортивных секциях, за подготовкой домашнего задания, занимаясь с репетиторами и так далее. Потому что причиной вышеуказанных проблем может быть то, что Ваш ребенок просто... устал. Либо устает регулярно, если это его обычный режим. Когда родители выполняют все подсчеты, часто оказывается, что чадо имеет стандартный восьмичасовой рабочий день, и сверху еще парочку кружков. Некоторые родители начинают возражать, что выполнение домашнего задания в нагрузку не входит, так как это делается дома, ребенок может сделать это быстро, не "рассусоливать" на 3 часа, и вообще, все зависит от него. Таким родителям я предлагаю в качестве эксперимента вечером пару раз поработать из дома. Причем взять домой именно тот кусок работы, который завтра будет оценивать Ваше начальство. Понаблюдайте за своей мотивацией, когда вся семья в сборе, когда по телевизору идет что-то интересное, а тебе надо работать, когда уже устал, и делать ничего не хочется. Ваш ребенок этим занимается каждый день, за исключением каникул)) Тем родителям, которые не включают в нагрузку спортивные секции, думая, что там ребенок может "порезвиться и выгуляться", я предлагаю понаблюдать за тем, что происходит во время занятия. Как правило, выясняется, что ни о каком "порезвиться" речь не идет. Во-первых, на таких занятиях требуется достаточно строгое соблюдение дисциплины, чтобы обеспечить безопасность ребенку и другим детям, и побегать и поиграть в свободном режиме им дают минут 15 в конце занятия. Во-вторых, на спортивных секциях идет работа на результат, что также требует достаточно высокой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. 2) Есть ли у ребенка свободное время, которым он может распоряжаться самостоятельно, как часто и в каком количестве? С полной уверенностью заявляю, что такое время должно у ребенка быть ежедневно не менее часа, а по выходным еще больше. И ребенок должен иметь возможность решать самому, как его проводить: пойти на улицу, в гости к другу, валяться и ничего не делать, смотреть мультики, и так далее. Дети - удивительно интуитивные существа, способные сами себя регулировать. И у любого ребенка должно быть время и пространство для того, чтобы расместить свою собственную потребность, даже если у взрослого на этот счет другое мнение. Ведь большую часть времени ребенку приходится слушаться старших и делать что ему говорят, по сути реализуя чужие потребности и оправдывая чужие ожидания. Давая ребенку свободное время и возможность решать, с кем и как его проводить, вы позволяете ему научиться множеству важных вещей, которые потом пригодятся в жизни не меньше, чем математика и английский, а именно: - слышать себя, свои желания, и уметь их реализовать; - распоряжаться своим временем в условиях его ограниченного количества; - учиться делать выбор самостоятельно и нести за него ответственность; - уметь разместить избыток энергии через движение и игру; - общаясь со сверстниками, решать, с кем иметь дело, а с кем лучше не надо; - выстраивать отношения с равными себе, договариваться, сотрудничать, решать конфликты, и т.д. Ведь если в детском возрасте человек всего этого лишен, если основные навыки, которые он приобрел, - это послушание и исполнительность, во взрослой жизни у таких людей сфера отношений, как правило, хромает. У такого взрослого нет опоры на себя, нет внутреннего разрешения наполнять свою жизнь тем, что хочет именно он, он не чувствует "своих" людей, "свою стаю", и продолжает оставаться тем хорошим мальчиком (или девочкой), которым его желали видеть родители и учителя, если, конечно, не взбунтовался, как следует, в подростковом возрасте. 3) Вашему ребенку нравится, то, чем он занимается? Он сам захотел в этот кружок, в эту секцию, хочет ли он продолжать дальше? Иногда в процессе ответа на этот вопрос выясняется, что у дочери было уже несколько попыток оставить музыкальную школу, но "ведь осталось же всего два года до окончания!". Или что на бальные танцы мальчика отвела мама, которая считает, что мужчина должен уметь танцевать красиво. Или что "мы же купили ему все снаряжение для хоккея, куда его теперь девать". Или "у него должно быть время побегать и попрыгать" (см. пункт 1). Или "он бросает уже третью секцию, если я ему разрешу, он ни одного дела в своей жизни до конца не доведет". Я уже не говорю про кружки по английскому и программированию, репетиторов по математике и кружки соломоплетения "просто чтоб на улице не болтался" и "потому что ребенка надо развивать". Я на самом деле очень даже за то, чтобы ребенок мог заниматься любимым делом в школе или на кружке, когда оно действительно любимое. Иначе мир бы не знал талантливых музыкантов, художников и спортсменов. Детство как раз для того и нужно, чтобы искать то, что интересно, начиная и бросая то, что не цепляет, и оставаясь там, где у тебя получается. Но пожалуйста, не пытайтесь сделать ребенка чемпионом в первой же секции просто на том основании, что он когда-то согласился туда пойти. Дети до определенного возраста не имеют навыков прогнозирования и долгосрочного планирования. Они идут за своим интересом СЕЙЧАС, может быть, мальчику просто понравился тренер, или он хотел узнать, как устроено пианино или играет труба. Или просто его одноклассник уже ходил на этот кружок и рассказывал, как там интересно. Любое решение (даже во взрослом мире) имеет право быть пересмотренными. Не превращайте детский интерес в приговор! _____________________________________________________________________ Так что, если Вы решили отвести Вашего ребенка к психологу с подобными жалобами, вначале честно ответьте себе на эти вопросы и попробуйте поговорить с ребенком. Если Вы обнаружили, что ваш сын или дочка перегружены, нагрузку правда придется снижать, как бы ни было жалко оставлять кружок или секцию. Расставлять приритеты, что важнее - простая школа, или музыкальная. И нужны ли Вашему школьнику 3 секции и кружок соломоплетения по воскресеньям. И Вы точно можете обратиться ко мне, если: - Вы "гоните" своего ребенка непонятно к каким вершинам, и не можете остановиться; - Все ваши отношения с ребенком свелись к проверке домашних заданий и контролю успеваемости; - Вы так сконцентрированы на успехах Вашего ребенка, что не заметили, куда подевались Ваши желания и Ваша собственная жизнь.
Все будет хорошо, Ваша Оксана Мясникова Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|