Эффективность метафорических ассоциативных карт в виртуальной среде

Автор статьи: Татьяна Плеханова

Современность требует идти в ногу с прогрессом, интегрируя в наш быт Интернет-технологии как с познавательной, так и с потребительской стороны жизни. Психологическое консультирование не стало исключением из общей тенденции и трансформировалось в так называемую телепсихологию, эффективность которой уже доказана многочисленными исследованиями [8]. На сегодняшний день Skype-консультирование, в том числе психологическое, прочно занимают лидирующие позиции среди предоставляемых Интернет услуг.

Вслед за интеграцией психологических консультаций в среду Интернет возникает необходимость внедрения диагностических и психокорректирующих методик. Одной из таких методик выступают популярные в психологическом сообществе метафорические ассоциативные карты. Востребованность этой методики обусловлена совмещением терапевтического и диагностического направлений, большей клиентской ответственностью и безопасностью. Широчайший спектр применения придает универсальность данной методике. Именно поэтому актуальным является внедрение методики метафорических карт в виртуальную среду для расширения границ практического применения в индивидуальной психологической работе.

Мы обнаружили несколько примитивных, ограниченных по функционалу, реализаций метафорических карт в виртуальной среде и не обнаружили ни одного описания или доказательства их эффективности в работе с клиентами. Таким образом, выявилась актуальность исследования применения методики подобного формата.

Обзор специфики метафорических ассоциативных карт [1] позволил выявить значимую теоретическую связь с аспектами телепсихологии. Одна из них – возможность гибкого теоретического подхода или использования эклектичного подхода в способах расклада и работы по ним. Вторая, в контексте данного исследования, ключевая связь – использование коммуникативных техник психологического консультирования, что теоретически ставит методику метафорических карт посредством виртуальной среды в необходимую зависимость от телепсихологии. Возможность функции «демонстрация экрана» в Skype позволяет пользователю видеть содержимое экрана собеседника. На наш взгляд, Skype-консультирование полностью удовлетворяет условиям телепсихологии [7] и коммуникативной структуре методики метафорических ассоциативных карт. Таким образом, складывается  комплексный способ дистанционной индивидуальной психологической помощи – виртуальные метафорические ассоциативные карты в сопровождении Skype-консультирования.

С целью исследования эффективности метафорических карт в виртуальной среде мы решили обратиться синдрому профессионального выгорания, который представляет возрастающую угрозу работоспособности большинства организаций. Начинаясь незаметно, он приводит к масштабным последствиям в виде «упущенной прибыли». Различные организационные меры профилактики, которые предпринимаются современным менеджментом, либо недостаточны, либо малоэффективны [2; 6]. Данные меры в своем большинстве упускают индивидуальный подход, который в силу учета множества факторов выгорания приносит более глубокие, а значит более длительные изменения личности, способствующие противостоянию стрессу.

Так, к примеру, «выгорающий» должен сам осознавать свое состояние и иметь достаточную мотивацию к собственным изменениям. Также, в связи с распространенностью организационных патологий, предполагается очевидная перспективность индивидуального подхода в эмоционально-ориентированном модусе преодоления стрессогенных ситуаций. Более того, применение метафорических ассоциативных карт исчерпывающе  подходит в соответствии со структурой модели выгорания в концепции стресса, а также рекомендациями ресурсной и информационной моделей стрессоустойчивости [4; 5].

На основании вышеизложенного, эмпирической целью исследования составило изучение динамики уровня общего психического состояния и уровня профессионального выгорания, под воздействием интегрированных в виртуальную среду метафорических ассоциативных карт в сопровождении Skype-консультирования. Были поставлены следующие задачи исследования:

  • разработка программного приложения метафорических ассоциативных карт;
  • замер степени эмоционального выгорания, сопутствующего состояния и симптомов «до» и «после» воздействия программного приложения метафорических ассоциативных карт;
  • анализ результатов с целью доказать правомерность нашего предположения: методика метафорических ассоциативных карт в виртуальной среде способствует снижению уровня профессионального выгорания.

В соответствии с целью и задачами работы для эмпирического исследования были подобраны психодиагностические методики: опросник «Инвентаризация симптомов стресса» Т. Иванчеко (ИС) и диагностика эмоционального выгорания личности В. В. Бойко (ДЭВ).

На базе технологии Adobe Air было разработано программное приложение PSYCards, максимально близко симулирующее работу с картами. В приложение были интегрированы базисные колоды производства OH-VERLAG: «OH», «ECCO», «PERSONA» и «HABITAT».

Приложение PSYCards представляет поле выбора колоды, поле выбора карты и так называемое игровое поле (рисунок 1). Поля выбора колод и карт содержат интерактивные кнопки прокрутки ряда. Колоды обозначены соответствующей специализируемой колоде «рубашкой». На карте, обозначающей колоду, в левом верхнем углу с помощью знака с изображением глаза обозначен режим «в открытую». Ряд выбора карт представлен в открытом (картинкой) или закрытом (рубашкой) виде в зависимости от условий применяемой техники. Выбор карты осуществляется перетаскиванием нужной картинки на игровое поле, где у карты появляется дополнительный функционал: перемещение карты по полю, увеличение размера карты, поворот в плоскости поля и поворот рубашкой кверху. Количество карт в раскладе не ограничено. В случае необходимости удаления карты из игры, карта выводится за пределы поля. Также на игровом поле предусмотрены кнопки «Очистить» и «Сохранить» с одноименными функциями. Последнее предлагает сохранить изображение актуального расклада пользователю на его компьютер.

 

Таким образом, сохранив значительный функционал, нам удалось перенести метафорические карты в виртуальную среду. Безусловно, при подобной трансформации были утрачены тактильные свойства карт, но также были приобретены новые специфические свойства.

Одно из них - возможность увеличения размера картинки, что с очевидностью влияет на восприятие образа. С другой стороны, изменение размера отдельно и по отношению к другим картам становится новой диагностической плоскостью. Например, масштабирование изображения в процессе расклада может указывать динамику внутренних изменений. Безусловно, функция изменения масштаба требует отдельного исследования.

Другое свойство скорее отрицательного характера: манипуляции картами с помощью манипулятора «мышь» или тачпада требуют определенной ловкости, что несколько отвлекает клиента от процесса расклада.

В исследовании приняли участие 16 женщин в возрасте от 21 до 55 лет по профессии системы «человек-человек», имеющие уровень выгорания в стадии формирования первой, второй или третьей в соответствии с диагностикой эмоционального выгорания личности В.В. Бойко, а так же от стадии напряжения по методике уровня инвентаризации стресса Т. Иванченко. Вспомогательными методами исследования стало наблюдение, метод интервью, анкетирование, тестирование, беседа.

Исследование проходило в два этапа: интеграция метафорических ассоциативных карт в виртуальную среду и, собственно, само исследование. Исследование подразделялось на стадии и имело многоуровневую структуру: набор добровольцев, собеседование, начальное тестирование, отсев по результатам тестирования, применение метафорических ассоциативных карт в виртуальной среде, вторичное тестирование.

По окончании исследования удалось выявить достаточные изменения уровня профессионального выгорания у большинства испытуемых. Уже на этапе анализа сырых данных по каждой диагностической методике при сравнении медиан «до» и «после» прослеживается очевидное снижение показателей выгорания. Для проверки поставленного предположения применялся непараметрический критерий Т-Вилкоксона, который предназначен для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. Для обработки материала применялись методы вычисления в программе IBM SPSS Statistic 20. Сводные данные приведены в Таблице 1.

Таблица 1 – Сводные данные результатов SPSS Statistic 20
МетодикаT-ВилкоксонZ-критерийp-уровеньРешение
ИС0,013-2,48P≤0,01H отклоняется
ДЭВ0,034-2,12P≤0,05H отклоняется

На основании полученных результатов сделан вывод, что в выборке «до» значения выше, чем в «после» во всех примененных методиках. Наибольшее снижение произошло по уровню стресса, который является фактором для формирования синдрома профессионального выгорания и выступает фоном напряжения, указывает на перспективный задел для дальнейшего снижения уровня профессионального выгорания. Соответственно, удалось выявить достаточную статистическую значимость результата исследования, подтверждающего наше предположение, что применение методики метафорических ассоциативных карт в виртуальной среде способствует снижению уровня профессионального выгорания.

Если рассматривать результаты как частные случаи (рисунок 2, рисунок 3), то мы можем увидеть не только снижение показателей, но и несколько случаев их повышения. Этот факт может указывать на влияние статистической ошибки и внешних побочных переменных (в двух случаях это зафиксировано как острая стадия ОРВи во время вторичного замера). С другой стороны, этот эффект может характеризовать срабатывание индивидуальных защитных механизмов, означающее их подвижность и перераспределение, что характерно процессу внутреннего изменения. Тем самым также подтверждается влияние виртуальных метафорических ассоциативных карт на внутренние процессы личности.

Эффективность метафорических ассоциативных карт в виртуальной среде

Рисунок 2 – Динамика снижения уровня симптомов стресса.

Рисунок 3 – Динамика снижения уровня синдрома выгорания.

Для оценки эффективности следует учитывать, что воздействие было единократным. На основании подтвержденного влияния приложения PSYCards, можно предположить, что при спланированной серии консультаций для терапии выгорания с его применением воздействие значительно усилится. Эффективность достигается косвенно посредством установки мотивации к изменению и познания своих адаптационных возможностей, и прямо посредством переноса сознательного понимания проблемы выгорания в бессознательное и обратно в качестве аффективной разрядки с помощью образов метафорических ассоциативных карт.

Результаты, полученные в данной работе, имеют практическое значение для индивидуальной работы с запросами клиентов, имеющих синдром профессионального выгорания, с помощью виртуальной методики метафорических ассоциативных карт PSYCards. Также формат телепсихологии с применением PSYCards может быть рекомендован не только отечественным организациям с целью индивидуальных профилактических мер для персонала, но и широкому кругу профессиональных психологов и психотерапевтов, работающих в формате телепсихологии.

Необходимо отметить, что наше исследование ограничено по выборке, что не дает оснований для абсолютной уверенности в объективности полученных результатов. Тем не менее, в условиях неугасающей актуальности проблемы синдрома профессионального выгорания в сочетании с нехваткой исследований влияния интегрированных в виртуальную среду психологических методик нашу работу стоит рассматривать как начало объективации этих взаимодополняющих проблем с позиции методологии системного подхода.

Список литературы:

  1. Буравцова Н.В., Дмитриева Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. Новосибирск: НИКП, 2015. 228 с.
  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
  3. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности / Психология здоровья // Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ. – 2000. – С. 405-442.
  4. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: Издательство «София». – 2006. – 368 с.
  5. Селье Г., Стресс без дистресса. Пер: А. Н. Лука, И. С. Хорола. – М: «Прогресс». – 1982. – 128 с.
  6. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий [Текст]: коллективная монография // под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Посадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова. Курск. Гос. Ун-т. – Курск. – 2008. – 336с.
  7. Campos, B. Telepsychology & Telehealth: Counselling Conducted in a Technology Environment // Counselling, Psychotherapy and Health, Vol 5, No 1, The Use of Technology in Mental Health Special Issue, – 2009. pp.26-59. – URL:https://www.mentalhealthacademy.com.au/journal_archive/cph0817.pdf (дата обращения: Июнь 2015).
  8. Hailey D., Roine R., Ohinmaa A. The effectiveness of telemental health applications: a review // The Canadian Journal of Psychiatry, Vol 53, No 11, November 2008. pp.769-778. – URL:  http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19087471, (дата обращения: Июнь 2015).

 



Просмотров: 535
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Примеры диагностической работы с клиентами при помощи метафорических ассоциативных карт.
  • Работа с сопротивлением клиента с помощью Метафорических Ассоциативных Карт
  • Опыт использования метафорических ассоциативных карт в психологической работе с детьми
  • Системные расстановки с помощью Метафорических Ассоциативных Карт
  • Использование метафорических ассоциативных карт в работе арттерапевта
  • Необычный случай из практики применения Метафорических Ассоциативных Карт в терапии.
  • Главный секрет успеха применения Метафорических Ассоциативных Карт (МАК) в психотерапии!!!
  • Опыт использования метафорических ассоциативных карт в преподавании психологических дисциплин
  • Метафоры Земли и Огня. Гармонизация стихий с помощью Метафорических ассоциативных карт.
  • Найди ответы на свои вопросы с помощью “магии” метафорических ассоциативных карт
  • Описание метафорических ассоциативных карт
  • Тайный мир метафорических ассоциативных карт
  • Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста с диагнозом СДВГ.
  • Использование метафорических ассоциативных карт в психодиагностике и психокоррекции. Часть 1
  • Формирование конструктивного клиентского запроса при помощи метафорических ассоциативных карт (МАК)
  • Об удивительной силе МАК - метафорических ассоциативных карт
  • «Дембельский альбом онковыздоравливающего» - моя колода метафорических ассоциативных карт.
  • Психологическая травма: преодоление, исцеление, с использованием метафорических ассоциативных карт СОРЕ
  • Техника "Колесо отношений" с использованием МАК (метафорических ассоциативных карт)
  • Консультирование с помощью метафорических карт.
  • Практика для работы с целями с использованием метафорических карт
  • Чем отличаются метафорические ассоциативные карты от карт Таро и других карт?
  • Диагностика Модели Баланса с помощью метафорических карт.
  • Упражнение для детской терапии с использованием метафорических карт.
  • Применение метафорических карт в подборе персонала
  • Как выбрать нишу, тему, направление работы с помощью метафорических карт?
  • Применение метафорических карт в решении конфликтных ситуаций
  • Как любовь к себе можно рассмотреть с помощью метафорических карт?
  • В каких случаях обращаются к проективному анализу с помощью метафорических карт?
  • Использование метафорических карт в кризисной психологической помощи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь