Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.
Пифагор Самосский
Как же помогает психолог, психотерапевт с помощью слов?
Вот мы с вами говорим на одном языке - русском. А знаете ли вы, что каждый из нас помимо этого говорит на своем языке? Наш язык обусловлен нашей памятью, нашим личным опытом, нашими переживаниями, чувствами. Понятно, что жизнь каждого из нас неповторима, поэтому и язык каждого из нас уникальный.
Представьте себя Робинзоном Крузо, который находится на необитаемом острове и из собеседников - только Пятница. Как научиться понимать друг друга? Нужно, чтобы был общий язык. Это может быть язык одного или другого, а может быть совершенно особенный их общий язык.
Психотерапевт изучает язык клиента, в то же самое время восстанавливая его, ведь клиент сам не осознает уникальность своего языка. Через восстановление, осознание языка происходит понимание как у клиента, так и у терапевта. Смысл слов, вроде до этого абсолютно понятный, обретает четкость: где-то смысл, где-то посыл, где-то чувство и т.д.
И это РАБОТА. Поверьте, ни один человек на свете, каким бы замечательным другом он не был, не будет тратить свое время на то, чтобы понять ваш язык. Понять что вы сказали, почему этими словами, почему именно сейчас, какой смысл и что происходит.
И да, этому нужно учиться. В том числе на собственном примере. Если будешь знать свой язык, научишься понимать, где чужой.
А в качестве примера хочу привести небольшой забавный случай из жизни. Моей дочке было лет 5. Как-то мы возвращались из детского сада и, проходя мимо магазина, она мне говорит: "Мам, я что-нибудь вкусненькое хочу!"
Что означает слово "Вкусненькое"? Что-то, что вызывает приятные ощущения у того, кто это ест. Но что имела в виду моя дочь? На мой вопрос: "А что для тебя вкусненькое?" она задумалась...
Выбрала она ... соленую селедку. Вот так.
Для большинства людей "вкусняшка" ассоциируется с какой-нибудь сладостью.
Что было бы, если бы я не задала уточняющий вопрос? Скорее всего, движимая своим представлением о вкусняшке, я бы направилась к сладостям и мы купили бы какую-нибудь шоколадку или пироженку. И да, думаю, что мой ребенок был бы доволен. Но было бы это удовлетворение истинной хотелки вкусняшки? Все же - нет.
Что же произошло? Произошло то, что ребенок задумался о том, чего же ему по настоящему хочется. И этот не банальный ответ был удивителен на тот момент для нас обеих. Ребенок получил опыт задуматься о своих чувствах на данный момент и расширить границы значения слова. Думаю, в следующий раз она обязательно спросит себя, а что я хочу сейчас? Быть внимательным к себе, к своим чувствам значит не потерять контакта с собой.
Один мой клиент, говорил: "Я не могу так взять и отключиться, уйти в себя, чтобы подумать, что же я чувствую. Как это будет выглядеть? Люди подумают, что я ненормальный". Но даже наедине с собой он не мог этого делать, потому что считал это не нормальным.
Выбор как всегда зависит только от Вас.