Предпосылка к типологии личности - где можно застрять?

Один из вариантов четкой классификации всех психологических проблем и понимание механизма их возникновения. И, как следствие, нахождение эффективных способов работы с клиентом.

Достаточно легко предположить, а потом проверить на практике, что все запросы клиентов сводятся к этим шести пунктам:

  1. проблема восприятия, входящих контактов с реальностью;
  2. проблема осознания иили выражения эмоций;
  3. проблема мышления, неумение пользоваться логикой, адекватно устанавливая причинно следственные  связи;
  4. неспособность принятия адекватных решений;
  5. подавление своих желаний и побуждений;
  6. фрустрирование своих действий, проблема выходящих контактов с реальностью, получения результата.

Более подробно специфику проблем можете расписать и самостоятельно, опираясь на свой жизненный опыт и навык  работы с клиентами.

Как же возникает эта проблема. Рассмотрим это на примере человека диагностируемого нами как не способного принять решение. Кстати, чаще всего это будет его первичным запросом на консультации.

Механику возникновения такой ситуации легче всего рассмотреть на примере все того же какающего ребенка. Когда ребенок только начинает испражняться, это, как правило, очень умиляет его родителей и в частности его маму. Ребенок замечает, что мама радуется. Ему от этого хорошо. На вопрос «почему» ответом будет: «потому, что я покакал». Вывод - облегчаться это правильно. Решение – буду делать это и впредь.  Как следствие, при возникновении соответствующих ощущений, т.е. позывов к испражнению, появляется желание и совершается действие. Цепочка прохождения кольца восприятия выглядит, в этом случае, так: 1)заметил, 2) хорошо, 3)правильно, 4)да, 5)хочу, 6)делаю.

И тут мама решает приучить ребенка к гигиене и начинает ругать его, когда он не на горшке. Происходит разрыв устоявшегося шаблона, т.е. в цепочку кольца восприятия на место «правильно», извне вторгается «неправильно». Запуская старый механизм, ребенок знает, что когда он какает ему хорошо, но тут мама его наказывает и получается, что ему плохо. Памятуя о том, что у нас два основных стремления – это стремление к удовольствию и избегание боли, ребенок оказывается в дилемме наличия обоих стремлений в одном действии. В случае наличия со стороны матери позитивного подкрепления соблюдения гигиены, конфликт находит эффективное внешнее решение, т.е. ребенок решает, что лучше это делать в горшок. Для подтверждения этого решения ребенок с полным горшком, радостно бежит к маме, чтобы получить свою долю похвалы. В случае же отсутствия такого позитивного подкрепления и при наличии только отрицательной мотивировки – конфликт уходит в глубь и как вариант своего разрешения может привести к решению: «неважно, что я чувствую, важно, чтобы это было правильно». Как следствие это приводит к подавлению собственных эмоций и наделением логической оценки повышенной важности, приоритетности.  Но в цепочке кольца восприятия решение базируется на сравнении двух оценок - эмоциональной и логической. Игнорирование одного из аспектов этой пары приводит его к неспособности принимать самостоятельные решения. И, как следствие, приводит человека к зависанию на стадии логического анализа и необходимости поиска инструкций из вне.

Таким образом, клиент, диагностируемый нами как неспособный принимать самостоятельные решения, будет иметь ярко выраженные компульсивные проявления. Рекомендацией к работе с таким человеком будет освоение его эмоционального потенциала и развитие доверия к собственным чувствам. Плюс ослабление значимости термина «правильно». Чаще всего это будет выражено в разделении на логическом уровне понятий «хорошо» и «правильно». Этапы работы с таким клиентом могут быть следующими:

  1. нахождение ранней травмирующей ситуации;
  2. развитие осознания своих чувств;
  3. ослабление термина «правильно»;
  4. изменение раннего подавляющего решения;
  5. позитивное подкрепление нового решения;
  6. серия подкрепляющих поступков.

Легко заметить, что схема работы с клиентом использует ту же шаговую систему кольца восприятия, что позволяет мягко, без изломов и при пониженном сопротивлении провести курс терапии, как естественный процесс, где переход на следующий этап часто осуществляется клиентом самостоятельно. В этом случае, и результат клиентом воспринимается как закономерный, и не вызывает отторжения.

Таким образом, мы видим, что полученные нами две результативные линии являются основными:

  1. принял – хорошо – правильно – да – хочу – делаю;
  2. принял – плохо – неправильно – нет – не хочу – не делаю.

Перекрещивание этих двух линий на любом из этапов ведет к возникновению проблемного блока, с последующим формированием соответствующих паттернов. Как следствие нарушаются естественные права, соотносящиеся с этими блоками, что приводит к повторяемости проблем. Это в свою очередь может привести к формированию определенного психотипа, имеющего свой индивидуальный набор паттернов, страхов и защит, что облегчает диагностирование проблематики, и может быть использовано как в индивидуальной, консультационной, так и в групповой, тренинговой работе.



Просмотров: 495
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • Проблема выбора в теме работы: техника для принятия решения за 1 час
  • Вопрос читателя: как правильно вести себя, когда ребенок ревет и психует?
  • Всё будет хорошо! или Опасность позитивного мышления
  • Развитие ребенка. Когда начинать? Как это правильно делать?
  • Ребенок мой дорогой, я все хочу за тебя! Ты хотеть правильно не умеешь! Ты хочешь вредно!
  • Хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился
  • Как Женщине правильно сформулировать свое желание Мужчине, чтобы он все понял правильно!
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Как правильно ограничивать время за компьютером, чтобы ребенок не впадал в истерики?
  • Приглашение к расставанию: как правильно завершать работу с клиентом?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Будущее следствие прошлого. Показывает то, что было, а не то, что будет
  • Лишний вес, причина психологических проблем или следствие этих проблем?
  • 2 причины, по которым люди расстаются. В первом случае правильно, а во втором — зря
  • Правильно ли говорит ваш ребенок?
  • Ребенок ворует. Как правильно реагировать.
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Зачем менять сценарий отношений, просто встречу своего человека и все будет хорошо.
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Когда у меня будет ребенок...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Ребенок от первого брака. Как правильно себя вести
  • Всё делаю правильно, а вес стоит. Почему?
  • Хорошо, когда мужчина стоит перед женщиной на одном колене, плохо, когда на обоих
  • Когда ребенок ябеда, и это хорошо
  • Ребенок спит с родителями хорошо это или плохо?
  • «Хорошо жить» на пенсии будет только 2 категории наших граждан
  • Подходящее решение. Как собирать части правильно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь