|
Предпосылка к типологии личности - где можно застрять?Автор статьи: Янкович Татьяна Мечиславовна
Один из вариантов четкой классификации всех психологических проблем и понимание механизма их возникновения. И, как следствие, нахождение эффективных способов работы с клиентом. Достаточно легко предположить, а потом проверить на практике, что все запросы клиентов сводятся к этим шести пунктам:
Более подробно специфику проблем можете расписать и самостоятельно, опираясь на свой жизненный опыт и навык работы с клиентами. Как же возникает эта проблема. Рассмотрим это на примере человека диагностируемого нами как не способного принять решение. Кстати, чаще всего это будет его первичным запросом на консультации. Механику возникновения такой ситуации легче всего рассмотреть на примере все того же какающего ребенка. Когда ребенок только начинает испражняться, это, как правило, очень умиляет его родителей и в частности его маму. Ребенок замечает, что мама радуется. Ему от этого хорошо. На вопрос «почему» ответом будет: «потому, что я покакал». Вывод - облегчаться это правильно. Решение – буду делать это и впредь. Как следствие, при возникновении соответствующих ощущений, т.е. позывов к испражнению, появляется желание и совершается действие. Цепочка прохождения кольца восприятия выглядит, в этом случае, так: 1)заметил, 2) хорошо, 3)правильно, 4)да, 5)хочу, 6)делаю. И тут мама решает приучить ребенка к гигиене и начинает ругать его, когда он не на горшке. Происходит разрыв устоявшегося шаблона, т.е. в цепочку кольца восприятия на место «правильно», извне вторгается «неправильно». Запуская старый механизм, ребенок знает, что когда он какает ему хорошо, но тут мама его наказывает и получается, что ему плохо. Памятуя о том, что у нас два основных стремления – это стремление к удовольствию и избегание боли, ребенок оказывается в дилемме наличия обоих стремлений в одном действии. В случае наличия со стороны матери позитивного подкрепления соблюдения гигиены, конфликт находит эффективное внешнее решение, т.е. ребенок решает, что лучше это делать в горшок. Для подтверждения этого решения ребенок с полным горшком, радостно бежит к маме, чтобы получить свою долю похвалы. В случае же отсутствия такого позитивного подкрепления и при наличии только отрицательной мотивировки – конфликт уходит в глубь и как вариант своего разрешения может привести к решению: «неважно, что я чувствую, важно, чтобы это было правильно». Как следствие это приводит к подавлению собственных эмоций и наделением логической оценки повышенной важности, приоритетности. Но в цепочке кольца восприятия решение базируется на сравнении двух оценок - эмоциональной и логической. Игнорирование одного из аспектов этой пары приводит его к неспособности принимать самостоятельные решения. И, как следствие, приводит человека к зависанию на стадии логического анализа и необходимости поиска инструкций из вне. Таким образом, клиент, диагностируемый нами как неспособный принимать самостоятельные решения, будет иметь ярко выраженные компульсивные проявления. Рекомендацией к работе с таким человеком будет освоение его эмоционального потенциала и развитие доверия к собственным чувствам. Плюс ослабление значимости термина «правильно». Чаще всего это будет выражено в разделении на логическом уровне понятий «хорошо» и «правильно». Этапы работы с таким клиентом могут быть следующими:
Легко заметить, что схема работы с клиентом использует ту же шаговую систему кольца восприятия, что позволяет мягко, без изломов и при пониженном сопротивлении провести курс терапии, как естественный процесс, где переход на следующий этап часто осуществляется клиентом самостоятельно. В этом случае, и результат клиентом воспринимается как закономерный, и не вызывает отторжения. Таким образом, мы видим, что полученные нами две результативные линии являются основными:
Перекрещивание этих двух линий на любом из этапов ведет к возникновению проблемного блока, с последующим формированием соответствующих паттернов. Как следствие нарушаются естественные права, соотносящиеся с этими блоками, что приводит к повторяемости проблем. Это в свою очередь может привести к формированию определенного психотипа, имеющего свой индивидуальный набор паттернов, страхов и защит, что облегчает диагностирование проблематики, и может быть использовано как в индивидуальной, консультационной, так и в групповой, тренинговой работе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|