Одной из важных составляющих успешного воспитательного процесса является сотрудничество родителей с детьми. Сотрудничество предполагает взаимное проявление уважения обеих сторон, что само по себе предполагает умение договариваться друг с другом. Но что же дает умение договариваться и сотрудничать?
Оно помогает избежать многих острых конфликтных ситуаций в семье, уменьшает вероятность проявления протестных реакции у ребенка, сильных эмоциональных всплесков, а так же помогает гармонизировать отношения внутри семьи, дает возможность для развития лучших сторон личности как ребенка, так и родителя.
Когда вы научитесь сотрудничать с ребенком, а не просто проявлять свою родительскую волю, тогда ребенок научится прислушиваться к вашим просьбам и выполнять их по доброй воле, а не по тому что его просто-напросто вымуштровали и принудили угрозами, да наказаниями.
Не секрет, что в течение дня ребенок слышит в свой адрес очень много приказов, указаний, требований: «сделай то, сделай это; переделай, убери, принеси, подними, выброси, сложи, помой, почисти, заправь, сложи аккуратно и прочее и прочее». А вы пытались проследить, сколько раз на дню вы приказываете ребенку что-то сделать, говоря в повелительном наклонении?
И тогда не удивительно, что ребенок может перестать на все это «делай без разговоров» реагировать, ведь когда всех этих «делай» по отношению к нему становится слишком много, он просто перестает слушать, для него все это становится обыкновенным шумовым фоном.
Поверьте, когда родители мне начинали часто говорить «иди и сделай…», того о чем меня просили, мне как-то делать не особо хотелось, а если уж доходило до «давай быстро иди и делай» - так и хотелось сделать все наоборот, а иногда хотелось устроить маленькую гражданскую войну, ведь внутри от таких слов нарастало недовольство.
По словам самих родителей, которые ко мне обращаются с проблемами детского непослушания, они тоже измотаны бесконечным отдаванием приказов и были бы счастливы, если их ребенок стал послушнее.
Одна загвоздка – они нередко приходят с запросом, чтобы я «исправила их непокорное чадо» и не хотят при этом меняться сами. Однако, с течением времени, если все же решаются на перемены, то сами видят результат совместной работы с ребенком.
Поймите, чем больше приказов, указаний вы предъявляете, тем реже ребенок вас слушает. Однако, когда вы чаще разбавляете атмосферу «ты должен» вежливыми просьбами, вы тем самым приглашаете ребенка к сотрудничеству.
Я ни в коем случае не говорю, что ребенка обо все и всегда нужно просить, нет – у ребенка есть (или должен быть) свой постоянный круг обязанностей, который известен как ему, так и взрослым. Эти дела он может и должен делать сам без просьб и напоминаний.
Но обо всем том, что находиться вне круга его постоянных обязанностей, стоит просить уважительно и вежливо. Любому из нас станет как-то не по себе, если мы услышим в свой адрес: «Налей чаю». Думаю, что, вполне возможно, возникнет внутренний протест и раздражение, на такую вот «просьбу» со стороны. А вот фраза «будьте добры, налейте, пожалуйста, чаю» - вызывает совершенно другую реакцию и делает нас более расположенными к тому, чтобы прислушаться к просьбе и исполнить ее.
Так и с детьми – им так же неприятно, если ими открыто командуют. Поэтому вместо приказов, лучше применять просьбу и со временем ребенок научится на эту просьбу откликаться. Помните, что умение вежливо просить, сформированное еще в детском возрасте, довольно положительно влияет на налаживание отношений с людьми не только в сфере дружеского общения, семье, но и в рабочем коллективе.
Конечно, проще всего по привычке сказать ребенку: «Иди и убери игрушки, быстро!», - вместо того, чтобы вежливо попросить: «Сынок, убери, пожалуйста, игрушки на место». Однако в первом случае приказ вызовет у ребенка большее нежелание делать то, что вы сказали, а вот просьба скорее будет принята и выполнена, пусть даже и не сразу.
Но помните, если ваш ребенок привык слышать от вас приказы, то на просьбу он может откликнуться и не с первого и не со второго раза – дело-то непривычное. Но если вырабатывать такую полезную привычку, вы пожнете довольно хорошие плоды в воспитании. Здесь важна практика и еще раз практика в совокупности с любовью и терпением.
Вообще, уважаемые родители, возьмите, пожалуйста, за правило, конкретно просить ребенка о чем-то, а не окольными путями с помощью манипуляции, например, такой: «Ты не можешь принести мне воды?». Когда вы начинаете юлить, ребенок может просто неправильно понять ваши слова и растеряться.
Испытано на собственном опыте, ведь когда моя мама оперировала подобными фразами, я толком не знала как поступить, а в голове крутилось: «Как не могу? Я не могу принести маме воды? Я что слабосильная?», - а на языке от негодования так и сидел демонстративный ответ: «Нет, не могу!». Вот такая похожая реакция может быть и у вашего ребенка, просто вы пока об этом можете не знать.
Кто-то может возразить: «Что я еще буду обо все ребенка просить! Он должен делать все что я скажу. Не слишком ли это много для него, просить его?». Можно, конечно, остановиться на приказах и поучениях, только вот это скорее приведет к тому, о чем я говорила в прошлых статьях – ребенок, возможно, и будет вас время от времени слушаться, но уважать не будет, а вот бояться боятся – да, обязательно будет.
При таком варианте не откуда взяться взаимопониманию, доверию и ребенок будет впитывать подобные отрицательные модели поведения и взаимодействия с людьми. Хотите ли вы прийти к этому или нет – решать вам, но уверена, вы желаете для своего ребенка лучшего, как впрочем и для себя.
А раз так, то не сочтите за труд, учитесь с ребенком вести себя уважительно и вежливо, учитесь просить, забудьте о приказах. Просто попробуйте применять новые модели поведения, и вы увидите, как открытые просьбы работают намного эффективнее приказов, угроз и манипуляций.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.