Слово «фрустрация» приобретает все большую популярность в наше время. Прежде чем рассмотреть этот феномен с психологической точки зрения, следует уточнить, о чем вообще идет речь, так как существует большое количество значений этого термина, и еще большее – правильных (и неправильных) его интерпретаций.
Множество определений термина «фрустрация», мы можем свести к основным двум:
Фрустрация как процесс - внешнее условие, препятствующее индивиду в получении ожидаемых им удовольствий. (Например, мама может фрустрировать ребенка-школьника, когда ругает его за плохие оценки и не хвалит за хорошие. Условно, это явление, обратное поддержке.)
Фрустрация как реакция – внутренняя эмоциональная реакция индивида, которая обусловлена тем или иным ограничением или препятствием на пути к цели. (Например, мы можем чувствовать себя фрустрированными.)
В первом случае, мы говорим о том, что какие-то внешние обстоятельства, люди, события, стоят на нашем пути, и мешают достижению поставленных целей, желаний, осуществлению планов. Важно понимать, что эти фрустрирующие факторы кажутся нам объективно непреодолимыми, хоть вовсе не обязательно они таковыми являются в действительности.
Когда же мы говорим о фрустрации как о внутреннем переживании, мы имеем ввиду то эмоциональное состояние, которое переживает человек под воздействием фрустрирующих факторов. Если обратиться к бихевиоризму, то первое определение будет «стимулом», а второе – соответствующей ему «реакцией». В этой статье мы будем рассматривать фрустрацию именно как стимул (процесс), а не как реакцию.
Что такое поддержка?
Слово «поддержка» не особенно нуждается в объяснении. Оно предполагает оказание помощи, содействие человеку в трудной для него ситуации. Существуют различные виды поддержки – психологическая (моральная, коммуникативная), деловая (действием), физическая (телесная).Поддержка оказывает на нас большое влияние, ведь мы существа коллективные, и часто нуждаемся в сочувствии, сопереживании, содействии других людей, в их одобрении и просто «обратной связи». Получение достаточной поддержки со стороны, может мотивировать человека, вдохновлять на продолжение деятельности и начинание новой, стимулировать к раскрытию собственного потенциала, а так же способствует усилению контакта между людьми и углублению межличностных отношений. Люди, которые получают недостаточную поддержку, могут чувствовать себя одинокими, недооцененными, недопонятыми, их самооценка может быть неадекватной – низкой, или слишком высокой (гиперкомпенсированной). Им более свойственны низкий уровень мотивации, неудовлетворенность своей жизнью, которая может приводить к психосоматическим заболеваниям. Основная загвоздка заключается в том, что не существует универсального рецепта поддержки, в котором было бы написано сколько, как, где и когда ее нужно определенному человеку. Количество необходимых «поглаживаний» уникально для каждого, и формируется в процессе жизни. Важными влияющими на это факторами являются темперамент, характер, воспитание, социум.
Как формируется наша преобладающая модель поведения?
Что выбирает каждый из нас – фрустрацию или поддержку – и, главное, почему? Важное влияние на наш выбор оказывает воспитание. То, какими способами чаще пользовались наши родители, определяет наше дальнейшее поведение. Очень показательным для объяснения вышесказанного является подход трансакционного анализа, согласно которому структуру личности составляют три эго-состояния: Ребенок, Родитель и Взрослый. Ребенок – та часть нас, которую мы принесли из своего детства (каждый взрослый когда-то был ребенком). Взрослый – часть нас, отвечающая за способность систематизировать информацию, принимать решения, оценку реальности. Родитель – эго-состояние, составляющее поведение наших родителей (буквально – поведение наших родителей или значимых, заменяющих их людей, в каждом из нас). Родительское эго-состояние, в свою очередь, делится на 2 части: Контролирующий родитель и Заботливый родитель. Контролирующий – грозит критикует и приказывает – что соответствует фрустрирующей модели поведения. А Заботливый, как вы, наверное, уже догадались, оказывает поддержку – утешает, исправляет и помогает. В общем, чего больше было в наших родителях, того оказывается больше и в нас. Важно еще заметить, что оба эти способа влияния на человека – поддержка и фрустрация – являются мотивационными стимулами. Это как метод «Кнута и пряника», где «кнут» - фрустрация, а «пряник» - поддержка. Интересно что то, на чем мы фокусируем внимание, является для нас лучшим стимулом, так как мы лучше это замечаем. А это, в свою очередь, зависит от нашего восприятия, которое формируется в детстве, в процессе воспитания. То есть, если мы подмечаем одни фрустрирующий факторы вокруг – это свидетельствует о преобладании фрустрирующей стратегии воспитания у родителей, и о том, что фрустрация является для нас более стимулирующим фактором, нежели поддержка, и наоборот.
Фрустрация VS поддержка в терапии
Оба метода имеют право на существование. Во-первых, как уже было сказано выше, к разным людям необходим разный подход, и оба способа могут сыграть хорошую мотивирующую роль в терапии.Фрустрация может быть целительной – она ограничивает, не дает то, что клиент хочет получить обычным для себя способом, и заставляет его выработать новые более адаптивные формы поведения. На фоне фрустрации и конфронтации клиент может вырасти как личность, индивидуальность, ощутить собственную силу, что, в свою очередь, создает дополнительный стимул для движения вперед. Поддержка же помогает клиенту чувствовать себя в безопасности, понимать собственную важность, ценность, учит быть более открытым к миру и лабильным в своем поведении. Она способствует построению более глубоких доверительных отношений между клиентом и терапевтом, что, в свою очередь, может сказаться на скорости и эффективности терапии. «Ты дал ему то, что он просил, а я дал – то, чего он ждал» - говорится в фильме «Легион». Поддерживать или фрустрировать – выбор за вами, но всегда важно соблюдать баланс при выборе метода поведения, и находить наиболее уместные его формы в различных ситуациях с разными людьми.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.