Морален ли психологический бизнес

Морален ли психологический бизнес

Несмотря на то, что частной психологической практике в нашем пространстве четверть века, предубеждения в отношении построения бизнеса по оказанию психологических услуг встречаются сплошь и рядом, в том числе среди психологов. Я это связываю с менталитетом: бизнес ассоциируется с корыстью, доходящей до мошенничества. Сразу сюда притягиваются различные истории о некачественных услугах ради легкой наживы, приводятся примеры некомпетентой работы за деньги или прейскурантов там, где обязаны были оказывать бесплатную помощь и т.д. Согласна, что в нашей сфере, как и в других, такое встречается и будет встречаться. Но зачем же низвергать идею психологического бизнеса.

При этом интересно, что меньше порицания вызывают специалисты, которые как бы "подрабатывают" платными услугами. То есть где-то они альтруистически трудятся почти бесплатно и немного консультируют за деньги. Видимо в наш менталитет это как-то вписывается, даже с пониманием и сочувствием могут отнестись. И почему-то есть уверенность, что там все обязательно качественно и халтура исключена.

Бизнес действительно система, включающая маркетинг, продвижение, технологии продаж, такие понятия как "финансовые потоки", "рентабильность", "бюджет", "дебет-кредит" и т.д. И все это, видимо, мозг уже не "лепит" с нравственной позицией. Бизнесу в человечности и ответственном отношении к содержанию деятельности отказывают.

"Нет! Не может человек оказывать психологическую помощь от души". Установка на доход как-то исключает у психолога установку на качество работы. То есть мебельщих, работающий на себя и дающий рекламу своему производственному цеху, может в контексте бизнеса делать мебель качественно, а психолог не может. Почему-то в эту категорию хапуг залетают и врачи, и педагоги. То есть, если ты работаешь не с людьми, то установка на качество сохраниться может. Если деятельность направлена непосредственно на людей, то ответственность, любовь к своей работе и к людям исчезают сразу как только рядом выростает желание иметь хороший доход. Данная логика мне кажется странной.

Эту статью я решила написать не о причинах таких суждений. Здесь я приведу примеры другого варианта психологического бизнеса. Не называя имен, я расскажу о психологах, основная деятельность которых - частная, устойчивая практика в сфере психологии (имеют свои кабинеты, центры). Я их знаю лично и давно, с некоторыми из них мы сотрудничаем вплоть до совместных проектов. За двадцать один год своего пребывания в профессиональном поле (пять лет обучения и шестнадцать практики), я видела и таких психологов, о которых справедливо говорят: "Ему нужны только деньги, качество не на первом месте, если оно и есть". Но о них я даже вспоминать сегодня не буду. Я также не буду здесь описывать замечательных психологов, которые работают за зарплату в различных организациях: я их уважаю, но эта статья про "психологов-бизнесменов".

Здесь я хочу рассказать о тех психологах, которые показывают ответственный компетентный профессионализм, реализующийся в частной практике, организованной как устойчивый бизнес. Про то, насколько успешен бизнеса я здесь не говорю, это другая тема.

Большинство из психологов, приведенных в статье в пример, оказывают довольно широкий спектр услуг: от индивидуальных консультаций до организационных, методических семинаров, больших психологических мероприятий. Некоторые работают приемущественно индивидуально, ведут небольшие личностные тренинги.

Они очень разные, поэтому я расскажу о том, какие варианты мне доводится видеть (так и буду говорить - первый тип, второй тип ))) Ни в коем случае не сравниваю, они просто разные и в одинаковой степени достойны уважения. Эти психологи - живые люди и они не идеальные и не безупречны, уверена, что даже у них бывают недовольные клиенты и заказчики. Но это точно не в результате наплевательского отношения к людям. Ключевым и общим для всех здесь является следование этическому кодексу и высокий профессионализм, который не снижается в зависимости от платежеспособности клиентов.

Первый тип. Профессиональные компетенции и этика, краткий и довольно не дешевый, прейскурант. У них одна или несколько хорошо посещаемых программ. Почти не бывает скидок. Не очень открыты для широкого доступа, чтобы пообщаться - надо оплатить консультацию, тренинг, мероприятие. Могут восприниматься как недружелюбные, "кровожадные" (в плане стоимости услуг). Срабатывает стереотип, что психолог должен быть социально-направленным, открытым, доступным. Ничего подобного. И психолог может не вести благотворительную линию, не делать скидок, не участвовать в бесплатных социальных проектах. Но главное, что он в границах оплаченной встречи в полной мере отдает свой профессионализм, все, что может, что знает. Он не безразличен к клиентам уже по определению - мы говорим о хороших специалистах, которые отслеживают свое отношение к клиентам и обращаются по этому поводу за супервизией. У них своя ниша клиентов, чаще всего платежеспособных. У коллег это  может вызывать зависть, у людей, ищущих себе психолога: злость или грусть, что не доступен финансово. Но в конце концов это выбор специалиста, его право регулировать ценовую политику. Его услуга не уникальна, можно получить не менее качественную у другого - с более приемлемым прейскурантом.

Второй тип. Профессиональные компетенции и этика, средний гибкий прейскурант. Причина разнообразия видов и стоимости услуг, системы скидок - обеспечение доходов. Есть и бесплатные программы - как хороший маркетинговый ход. Слышу иногда упреки в их адрес - в неискренности скидок: "Не от души". Странное обвинение. Кстати клиенты благодарны возможности сэкономить деньги, а обвиняют либо психологи же, либо те, кто и клиентами быть не собирался - эдакие "эксперты всего". Мотив иметь устойчивый хороший доход - это то, чего хотят все люди, даже те, кто это отрицает. Человек, который профессионально занимается психологией тоже платит в магазине за продукты и одежду, оплачивает коммунальные и медицинские услуги. Хочет жить в своей квартире и, коварный гад - хочет еще и машину иметь. Но, видимо, материальные мотивы психологам непростительны. Кстати для достижения профессионального мастерства он тоже тратит немалые деньги. Психологи этого  типа относятся с уважением к людям, ответственно и профессионально проводят консультации и мероприятия, независимо от их стоимости. Материальный мотив активизирован только на этапе разработки линейки бизнес-продуктов и рекламных кампаний, а дальше на первый план выходит ответственное отношение к работе и забота о людях. У клиентов и участников программ есть выбор, их не программируют на вечную терапию. Даже если приглашают к участию в других семинарах или показывают возможности дальнейшей терапии, зону роста - это для информирования, которое кстати является даже частью работы психолога. В конце концов - показывать меню своих услуг и возможностей в психологии не запрещается и не аморально.

Третий тип. Профессиональные компетенции и этика, средний гибкий прейскурант. Здесь уже значительно больше альтруизма. Они открыты для контакта (до определенных пределов, конечно), могут сделать скидку именно из-за желания поддержать клиента, легко работают "в подарок", активно делятся с коллегами. Это вызывает уважение и даже симпатии. Но не торопитесь считать этот тип психологов лучше других. Просто у них выражены аффилиативные потребности - стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Это не достоинство, а скорее особенности личности. И этот тип психологов получает свою часть нематериального вознаграждения за счет отношений и общения, признания и уважения. Само собой разумеется, что если мы говорим о высоком профессионализме, то подразумеваем и осознавание этими специалистами своих мотивов, ведь они могут быть небезопасны не только для самого психолога, но и для клиентов.

У меня получилось три типа морального психологического бизнеса, которые не противоречат ни общим этическим законам бизнеса, ни нашему профессиональному этическому кодексу.

Психологам, которые решили остаться в профессии и работать по специальности, развивать в себе необходимые компетенции, решили "быть психологом, а не казаться им" - остается жить на доходы от своей деятельности. Они могут быть очень разными. Есть возможность выбирать площадку для реализации своих интересов к профессии - быть психологом-служащим в бюджетной сфере, психологом-исполнителем в структуре большого бизнеса или заниматься общественной деятельностью (через неправительственный сектор - общественные организации). Вроде есть гарантии, но есть и ограничения - материальный потолок и меньше свободы. Ну и еще одна печальная печаль - много "бумажек".

Есть и еще один вариант - психологический бизнес. Опять повторюсь, в этой статье я говорю о настоящих психологах - специалистах в своей области, понимающих  моральную ответственность и любящих свою работу, а не просто открывших бизнес, чтобы "срубить" деньги. Такие психологи, кстати, могут сидеть и в бюджетных организациях: амбиции их не велики, гарантированная зарплата есть, можно в декрет пять раз уйти. По факту пришли в профессию, посчитав ее легкой, чтобы отсидеться.

Психологический бизнес - это одна из площадок профессиональной самоореализации. Она организуется самим психологом, возможно даже объединение специалистов.

Конечно, мне хочется показать и приемущество этого варианта самореализации, которые "радостны для психолога и выгодны для клиентов". Ничуть не умоляю достоинства психологов из систем и признавая, что там работает большое количество отличных специалистов, скажу, что ...

"Радость для психолога". Оказывая психологические услуги в контексте частной практики, психолог действительно имеет более высокий доход, чем работая на какую-то систему (не будем брать во внимание психологов в крупных фирмах - их не так уж и много). Психолог может выбирать направления и методы деятельности, разрабатывать программы в соответствии со своими интересами, регулировать свой рабочий график. Никто не вмешается в твою работу (в школе во время консультации может зайти завуч и начать учить психолога как работать с ребенком). Сам процесс продвижения своего бизнеса - это тоже довольно занимательно. Здесь много творчества и свободы.

"Выгода для клиента". Психологическое консультирование у частно-практикующих специалистов поставлено на поток и отсюда развитие компетенций через опыт. Там где клиенту необходимы именно проработка проблемы, психологическая помощь, больше вероятности получить это в частном кабинете, нежели у психолога гос.службы, который 80% своей деятельности проверяет тесты и оформляет бумажки. Ну и к тому же - в связи с тем, что у психологов частной практики денег и свободы больше, они чаще повышают свою квалификацию, в том числе через супервизию, которая является важнейшим элементом в психологической работе с людьми (я говорю о серьезных специалистах).

Мне нравится главная мысль адекватных психологов и непсихологов относительно различных нюансов психологической сферы (научной, практической) - "Все зависит от самого специалиста. Нет никаких однозначных связей". Так и здесь. Все зависит от того, кто решил заняться психологическим бизнесом. Если человек с нормальной нравственной системой - то и бизнес у него будет моральным.

С удовольствием обсужу этот вопрос в комментариях с коллегами и с интересующимися психологией посетителей сайта.



Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Коней на скаку меняют или как сделать "движок" для бизнеса? /практика/
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Про "Я есть и это хорошо" и работу над ошибками
  • "Система больших продаж для малого бизнеса" 19 видео-уроков бесплатно!
  • Магия присутствия: как и для чего быть "здесь и сейчас" гештальт-терапевту
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь