|
Театр как инструмент адаптации и ростаАвтор статьи: Литвин Евгений Анатольевич
Бессмертный Уильям сказал: «Весь мир театр, все люди в нем – актеры, и каждый там свою играет роль». В наш век стремительно развивающейся психологии грех не задуматься: как использовать театр для расширения возможностей своей пытливой личности? Вообще, актерам за свою карьеру приходится перевоплощаться во множество персонажей. Чем выше потенциал актера – тем шире его репертуар. Но даже обычный человек, за отпущенное ему время жизни, вынужден играть разные роли. Уже сам по себе возраст заставляет переходить из роли ребенка в роль юноши, взрослого, старика, умирающего… Одним это удается, другие – «фиксируются» на каком-то периоде, в результате «не попадают в текст». Смена работы – это тоже смена роли. Повышение-понижение статуса на службе – это зачастую жесткий «обмен ролями» между начальником и починенным. Кто-то может, при неблагоприятных обстоятельствах, безболезненно перейти из должности руководителя службы на низовую должность электромонтера, и чувствует себя прекрасно. Но многим это не дано: привычный статус жестко фиксирует гордыня. Но мудрый эзотерический принцип гласит: «побыл винтиком – побудь шестеренкой». Доступно это, увы, далеко не всем. Результат: психосоматические заболевания, инициированные стрессами на рабочем месте, находятся в первом ряду среди «убийц человечества». Состояние дистресса есть четкий показатель: индивид не смог адаптироваться к требованиям роли. Изменение семейного положения, круга друзей, переезд на новое место жительства («понаехали!») – все это так же заставляет людей осваивать новые роли… или оставаться в старых, и… проигрывать. Как показывает практика, чем адаптивнее личность, тем больше ролей она способна играть по жизни. «Переиграть свою жизнь» в импро-театре – один из лучших методов тренировки нового поведения. «Актер души не имеет» - критиковали лицедеев в средние века церковники. Действительно, беспринципность может стать изнанкой ролевой гибкости. Но великим актерам всегда удавалось, перевоплощаясь во всевозможные образы, прекрасные и ужасные, оставаться самими собой. Харизма, сила личности – всемерно этому способствовали. Перефразируя Станиславского, можно утверждать: «Импровизация – это умение искренне говорить о себе… в предполагаемых обстоятельствах». В свое время, желая развить свои коммуникативные навыки, я пошел заниматься импро-театром. Ни разу не пожалел. «Тайная возможность» прожить тысячу судеб в одном теле – это тоже про театр, и про его способность повысить качество нашей бесценной жизни. ******* Сменяются маски, кружатся роли Карьерный взлет, паденье и смерть Любовь и свобода, месть и разлука Люблю театр, выбираю – жизнь… Театр – полигон, тренировочный лагерь Что бы жить, как на сцене: кураж и риск Красиво и больно, дико и мудро Жизнь – это театр, выбираю – жизнь! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|