|
Тренинг это театр?Автор статьи: Куликов Глеб Егорович
Наблюдаю интересную тенденцию: среди участников тренингов все больше становится тех, кто приходит, чтобы просто почерпнуть что-либо новое, интересное, необычно провести вечер/выходные и все!.. Никаких конкретных целей, запросов, ожидания изменений... Что же приводит эту часть людей на тренинг? Ответ прост – эмоции.
Почему тренинг становится местом, куда приходят больше за эмоциями, нежели результатами?
Хочется спросить, как же люди жили-то раньше без тренингов? РАНЬШЕ БЫЛ ТЕАТР! Потом кино, а еще всегда были книги, устные истории... Что у них общего? Все это позволяет каждому зрителю/слушателю/читателю прожить больше, чем одну жизнь, сделать полезные выводы и чему-либо научиться заочно, вместе с главным героем, не попадая в конкретную ситуацию самому, как бы прожить множество жизней и стать лучше! То же самое происходит и на тренинге: вы попадаете в разнообразные смоделированные ситуации, проявляя в них те стороны, которые хотите развить, обретаете новые навыки и, конечно, осознаете полученный опыт в виде конкретных знаний. В этом смысле ТРЕНИНГ это такой СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР! В этой ситуации, когда эмоциональная сторона тренинга выходит чуть ли не на первый план, выгодно выделяются тренеры-шоумены, которые зажигают толпу, а если задуматься, то зачастую уже наутро после обучения в сухом остатке – знаний и инструментов ноль!
Что же отличает хороший тренинг от театра: 1. Эмоции - это всего лишь одно из средств и вообще не самоцель. Как бы здорово не «мотивировал» вас гуру, тренинг создается, чтобы научить! Значит должна быть четкая тема тренинга и измеримые результаты. Если в сухом остатке нет ни новых знаний, ни инструментов, вы зря потратили деньги, а значит пора рассказать всем, как бесполезны все тренинги. «Есть люди, которые ни во что не верят и для них это правильно – лично мне уже не нужно ни во что верить, я вижу результаты своей работы, критикам же ничто не поможет». 2. Многие специалисты независимо от профессии ищут признания, однако для актера популярность, обожание - это не пустые звуки. Для тренера важнее результативность его выпускников. Правда и то, что сама суть профессий связанных с публичными выступлениями, притягивает массу тренеров, которыми, в том числе, движет чувство самолюбования. Это «мотыльки» на небе обучения. «Я не золотая монета, всем нравится не должен но дифирамб на мою голову хватает... Мне не нужны комплименты, мне нужны ваши успехи!» 3. Ставя во главу профессии тренера аспект развлечений, будьте готовы прислуживать и приплясывать в угоду публике. На наших глазах в обществе укореняется идея потребительства, «хлеба и зрелищ», так сказать. Усугубляет ситуацию «Я ж заплатил!..» На деле каждый из нас может купить билет в кинозал, но это не гарантирует нам то, что нас не выгонят за неподобающее поведение. Хороший диалог между тренером и участниками это очень ценный и редкий навык, поэтому публика, выбирая «своего» дирижера, доверяет ему выбирать, как оркестр исполнит его музыку. «Мне не нужно быть удобным для всех и идеальным во всем, если вы доверяете мне, как специалисту, значит вы начинаете учиться». Эпилог мудрости Многие знают, что издревле обучение представляли в виде обмена между сосудами – если стакан ученика уже полон, то его уже нечем наполнить. Однако немногие знают продолжение – чтобы учитель мог легко наполнить тебя знаниями, он должен быть выше тебя, как кувшин выше стакана. В наше время многих может задеть такое соотношение ролей учителя и ученика, а на западе и вовсе продвигается идея обучения «на равных», вплоть до того, что во время беседы с участником нужно присаживаться рядом или даже становится на колено, чтобы быть на одном уровне – все, что угодно, лишь бы ненароком не задеть его чувств, показав, что вы в прямом или переносном смысле выше его. Если не брать в расчет варианты с самовлюбленными горе-тренерами, то сама идея транслирует типичный перегиб западного мышления: получается, если тренер покажет свою исключительность в чем-то, то это как-то должно задеть и унизить участника, хотя очевидно, что все люди не могут быть абсолютно одинаково хорошими во всем, тогда зачем делать вид, что этих отличий нет, если именно из-за этих уникальных отличий тренера, его знаний, навыков и методик к нему и приходят. В метафоре с кувшином и стаканом речь все же идет не о высокомерии, а подчеркнутом уважении к учителю, это было и есть и будет главным залогом эффективной передачи знаний! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|