Что в голове у подростка?

Автор статьи: Наталия Седова

Почему он нас не слышит? Она что, не понимает, что это опасно?! Так нельзя себя вести! Мы всё уже знаем, про особенности твоего возраста,но это не дает тебе право.....! -и множество подобных восклицаний в сторону подростка…

Все знают про этот «особый возраст», но не все понимают – почему это происходит? Почему вчерашний хороший ребенок прекращает нас понимать? И порой делает то, чего мы никогда от него не ожидали! Кто или что руководит в этот период жизни нашими детьми? 
Ответ сегодня могут дать глубокие исследования . Все дело не только в гормонах, но и в работе головного мозга подростка.
Почти все сегодня слышали о «пластичности мозга». Но чаще всего речь об этом заходит, когда говорят о раннем возрасте ребенка. Последние же исследования показали, что в подростковый период «пластичность мозга» более яркая и активная, чем в младенчестве. И это самый благодарный момент для положительного вмешательства, чтобы усилить развитие подростка. Но как это сделать? Чтобы делать – необходимо понимать.(Надеюсь, у вас хватит сил дочитать пост – вы многое поймете!))
Интенсивное развитие мозга в подростковый период идет сразу в 2-х областях: в префронтальной коре (отвечающую за саморегуляцию и рациональное поведение) и в лимбической системе (формирование эмоций и чувств). Именно в этот период эти две системы учатся работать вместе. Никогда мозг не будет столь интенсивен, как в подростковом возрасте .
-Мой ребенок вдруг стал очень возбудимым, раздражительным, плаксивым, агрессивным, эмоциональным…. А ему только 9-10 лет,- говорят в растерянности мамы .
А все идет по законам природы. С той лишь разницей , что в последние годы как никогда в истории человечества «помолодел» пубертатный период. Именно он запускает активное формирование лимбической системы . Именно он «швыряет »настроение наших подростков из крайности в крайность, а не их желание «нас достать». Дети и сами не понимают – что со мной происходит? Это особенно их пугает, когда рядом нет поддержки, а царит раздражение от самых близких людей.
Лимбическая система – это наши эмоции и чувства. В ней находится так называемый «центр удовольствия». Он самая активная часть мозга, которая увеличивается в юности и уменьшается с годами. Вот почему нам казалось, что все происходящее с нами в юности – ярче, лучше и острее ! 
Вот почему с началом пубертатного периода и почти до 17-18 лет наши дети всеми силами стремятся к тому, что им приносит удовольствие. Похвала родителей и педагогов ценится острее, «лайки » в соцсетях важнее подарков , а вторитет у сверстников превыше всего и т.д.
Гормональное развитие ,усиленное работой лимбической системы рождает бурю эмоций и страстей. Начинаются развиваться отношения с противоположным полом направленные на «вознаграждение центра удовольствия». И здесь - «первая любовь» наших подростков. Думаю, почти каждый из нас помнит свою школьную любовь, хотя утекло много времени – спасибо «центру удовольствия», который острее чем в какой- либо период нашей жизни запечатлел эти образы и чувства на всю оставшуюся жизнь.
«Вознаграждение центра удовольствия» - это мощный фактор воздействия на подростка. Который в добрых руках оборачивается построением гармонии , а в злых – трагедией для всех: т.к. ярче и острее «центр удовольствия» в этот период воспринимает и «химические удовольствия»…
Как часто слышишь от родителей: «Я не могу до него достучаться! Я повторяю ему 25 раз! Он доводит меня до срыва и слез! До истерики!» -Это не Он/Она – это все та же лимбическая система.
В это период, если у вас возникает конфликт, подросток с интересом наблюдает за вашим « эмоциональным театром одного актера» ,чем слушает ваши внушения. И в зависимости от темперамента, либо присоединиться к вашим эмоциям, чтобы выплеснуть свои, либо с кажущимся «равнодушием» (т.к. в это время идет активная работа мозга ) будет наблюдать за вашей «игрой». Он познает азбуку различных чувств – это интересней ваших нотаций. Именно поэтому иногда полезно сказать: «Сейчас я слишком на взводе, чтобы обсуждать это. Я успокоюсь, и мы вернемся к разговору» - это дает всем участникам подготовится к разговору и услышать друг друга.

Часто мамы пишут: «Потерпите до 15-16 лет . Ребенка «отпустило» . Стало легче». 
Но это не потому, что вашим сыну/дочке надоело вас «доставать» , а потому, что основная структурная организация коры головного мозга (самоконтроль, принятие решений, планирование…) сформирована и входит в гармонию с лимбической системой, хотя работа продолжается почти до 25 лет.
Но что происходит до этого счастливого времени ? Это очень опасный отрезок в жизни человека. Именно на этот период приходится пик подростковой преступности . И при этом, все тесты, в спокойной, дружественной обстановке, показывают, что подросток может анализировать рискованные ситуации не хуже взрослых и способны принимать верное решение. Но восприимчивость к «вознаграждению центра удовольствия» плюс импульсивность и «гормональная бомбардировка » - не дают возможность подростку быстро проанализировать последствия. Получение «немедленной награды» берет верх над здравым смыслом. 
Сюда же добавляется всем известный «эффект сверстников». Думаю, многие замечали, что если за подростком наблюдают даже незнакомые сверстники, поведение его быстро меняется. Т.к. именно в это время активно развивается область головного мозга, который ученые называют «социальный мозг». Именно эта область толкает подростка на постоянное повышение статуса в окружении. (Отсюда и вызывающие поведение, лидерская агрессия, «клоун класса» … - любое обращение внимания к себе и закрепление своего статуса.) 
Если он не воспринимается как личность у близких людей ,в школе,среди сверстников.. – у него развивается подростковая депрессия, которая часто заканчивается суицидом. 
Здесь хотелось бы обратит внимание на то, что во время подростковой «пластичности мозга» легко как приобрести различные комплексы, страхи, зависимости, так и легче от них избавится, если заметить их вовремя! Вас должно насторожить, если негативное состояние вашего подростка не проходит больше 2-х недель. Это сигнал для родителей, и важно не упустить время – опытный специалист поможет подростку, чем все это, в лучшем случае, перенесется во взрослую жизнь с более сложным развитием.
«Эффект сверстников» настолько важен в этот период, что приравнивается к удовольствию от наркотиков и алкоголю по уровню «выброса дофамина» в головном мозге подростка. Получение моментального вознаграждения в области «социального мозга» делает поведение подростка в группе более рискованным. 
«Он никогда бы так не поступил!» - восклицают родители. Да, если он один – возможно. Но влияние сверстников делает немедленное вознаграждение более привлекательным, что ведет к риску и безрассудству. Зная об этом, вы объясните не только свое восклицание, но и определите – к какой подростковой среде надо закладывать дорогу вашему ребенку.
К 20-ти годам обе системы головного мозга научатся взаимодействовать друг с другом. И это вы замечаете сразу – молодые здоровые люди уже умеют контролировать свое поведение. А к 23-25-ти годам ваш подросток становится взрослым во всех отношениях. Да-да не удивляйтесь. Не только физическая зрелость превращает подростка во взрослого человека, но социальная- экономическая зрелость указывает на взрослость. Во многом такой затянувшийся «подростковый возраст» - это результат неправильного подхода семьи, школы и общества в целом. Но факт есть факт.
Это лишь малая часть знаний – что руководит поведением вашего подростка, и какая непростая задача стоит перед вами, чтобы понять и принять все титанические изменения его организма.

 
 Мир вашему дому!
(с) Наталия Седова



Просмотров: 180
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • «Почему ЭТО именно со мной, почему ВСЕ не так…?»
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Ресурсы - все ли понимают, что это?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • «Страхи – это друзья. Это сигнал, что чего-то не хватает»
  • Wake up, Neo: как психология породнилась с буддизмом, что такое майндфулнесс и почему все это научно
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Перепроживание травмы – это все, что дает холотропное дыхание?
  • Все что я могу сделать – это быть счастливой…
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Психетарапия: Что это и с чем это «едят» ?
  • Работа с событием (Почему именно со мной это происходит?)
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь