Перепроживание травмы – это все, что дает холотропное дыхание?
12 вещей, которые вам стоит знать о холотропном дыхании. Часть 11
Автор: Мартин Боросон с Джин Феррелл, Нинке Мербис и Дарой Уайт
Перевод: «Мастерская холотропного дыхания»
Одно из наиболее распространенных заблуждений о холотропном дыхании, особенно в Ирландии, состоит в том, что оно дает только исцеление от травмирующего опыта. Это может быть связано с тем, что большая часть сессий холотропного дыхания в Ирландии пришлась 90-е годы. (А в 80-х некоторые терапевты, которые не обучались у Грофа, предлагали свою собственную версию холотропного дыхания.)
Это было время больших перемен в Ирландии. О реальности физического и сексуального насилия со стороны родителей, учителей и духовенства только начали говорить открыто. Терапевты помогали клиентам разобраться с такими травмами, в то время как культура не способствовала раскрытию правды о них. И часто люди, которые приходили на воркшопы по холотропному дыханию, были в состоянии сильной депрессии, чувствовали себя «застрявшими» или излишне эмоциональными. Степень травмированности большинства из них была очень высокой. Их направляли на холотропное дыхание психотерапевты – из-за отсутствия прогресса в терапии или из-за того, что они не могли справиться с интенсивностью процессов этих клиентов. Все это исказило в Ирландии представления о холотропном дыхании.
Холотропное дыхание практикуют и те, кто находится в процессе исцеления от травмы, и те, у кого нет травмы, о которой они что-либо знают. Еще я знаю учителя дзэн, который отправляет людей на холотропное дыхание, когда их медитационная практика застревает. Лично я считаю холотропное дыхание очень эффективным методом в связке с другими видами личностного развития. Его используют в контексте развития лидерских качеств, межрелигиозного диалога и гендерного примирения. Суть в том, что холотропное дыхание – это современный способ исследовать самые глубокие аспекты своей личности: иногда вместе с исцелением от травм прошлого, а иногда с обнаружением чего-то помимо этих травм. Но при этом процесс дыхания – всегда о соприкосновении с тем, что реально происходит в вашей жизни прямо сейчас.
Да, холотропное дыхание действительно предлагает людям возможность воскресить память и дает уникальную возможность для катарсиса. И часто история травмы или появление симптомов травмы приводят человека на путь самопознания. Однако в холотропном дыхании речь идет далеко не только о травме.
И при этом фасилитатор холотропного дыхания не стал бы поощрять клиента «верить», что всплывшее воспоминание является фактом, – по двум причинам. Во-первых, интерпретация собственного опыта – всегда личное дело клиента. Во-вторых, переживания в сессиях холотропного дыхания, подобно сновидениям, обычно содержат смесь биографических и символических элементов, разделить которые может быть очень трудно. Это не означает, что всплывшей травмы в действительности не было, просто в задачи фасилитатора холотропного дыхания не входит «установка» программы переживаний или их интерпретация, а целью семинара никогда не является только «исцеление от травмы».
Определение травмы не столь просто и однозначно, как нам кажется, и оно может меняться в зависимости от культуры и эпохи. Некоторые задаются вопросом, может ли холотропное дыхание ретравмировать (нанести повторную травму); многие задаются вопросом, травмирует ли повторно какая-либо техника, в которой пересматривается травмирующий опыт. По мнению Грофа, однако, травма проявляется в холотропной сессии только в том случае, если это необходимо для исцеления. Фасилитаторы холотропного дыхания никогда не стали бы настаивать на работе с травмой, равно как и определять то, сколько времени человеку нужно для работы со своим травмирующим опытом.
Для тех, кто работает со своей травмой (в любой модальности), вполне возможно на какое-то время застрять в этом процессе. В самом деле, кажется, что для некоторых людей это один из способов продвижения: они застревают в том или ином понимании, пока эта точка зрения не надоест им настолько, что ворвется новое понимание. Однако в тот период, когда они чувствуют, что застряли, им вполне может казаться, будто они попали в ловушку.
Но важно помнить, что холотропное дыхание, поскольку оно не об исцелении от травмы, всегда предлагает участникам новый выход из старых проблем. Основное предписание в холотропном дыхании – не «идти в травмирующий опыт», а «продолжать дышать, пока вы не удивитесь тому, что возникнет». Другими словами: «не зацикливаться на своих ожиданиях».
Откровенно говоря, я скорее сталкивался со случаями ретравматизации со стороны врачей и гуру, которые навязывали свои собственные предположения о «распахнутой» перед ними психике клиентов: интерпретировали симптомы согласно конкретной модели, советовали им выполнять специальную работу, управляли их жизненным выбором и т.д. Холотропное дыхание – просто поле любящего присутствия, в котором все, что должно проявиться, может это сделать.
Во многих странах к холотропному дыханию на самом деле относятся скорее как к духовной практике, чем как к терапевтическому процессу; воркшопы привлекают людей, которые прежде всего стремятся повысить свою осознанность. Но независимо от того, является ли польза от холотропного дыхания духовной или терапевтической (и я не совсем уверен, что есть разница), главное, что происходит в сессии холотропного дыхания, заключается в элементарном: вы получаете следующую часть всей картины (Boroson, M, (1998) ‘Radar to the Infinite: Holotropic Breathwork and the Integral Vision’ reprinted in K. Taylor (ed), Exploring Holotropic Breathwork: Selected Articles from a Decade of The Inner Door. Santa Cruz: Handford Mead, 2003).