Символизм сказок «Морозко» и «Золушка» для психоанализа.

Символизм сказок Морозко и Золушка для психоанализа

Гр вк:https://vk.com/razvitie_deti_simferopol


В сказках всё иногда заканчивается свадьбой, но ничего не говориться о том, как молодые супруги жили после этого

- Но долго ли просуществуют отношения, основанные только лишь на сексуальности?

Поговорите о концовке: как правило, клиент, заручившись своими проекциями будет видеть в сказке то, что он хочет видеть.

Поиск различных толкований сказок, привязка их к определённым стереотипным моделям поведения клиента - занятие очень интересное. Понимая скрытый символический смысл любой сказки, вам будет легче подбирать сказки для психоанализа. Не всякая сказочная история будет соответствовать мировоззрению клиента, его психотипу и поведенческим паттернам, интересам и эмоциональному состоянию. Для того, чтобы узнать, какая сказка по духу клиенту для начала спросите его об этом. Пусть он как можно больше расскажет вам о сказке: выясните у него смысл сказки, которую он взял на вооружение. Обязательно спросите: в чём её мораль? Какие главные уроки? Работать с образом клиента, т. е. с его неким представлением о себе, нужно поступательно и осторожно. Не стоит все "секретные данные" о толковании сказок немедленно выкладывать перед клиентом, это может его огорошить или оскорбить. Подождите, когда клиент «подрастёт»! А пока пусть румяный Колобок катится по тропинке навстречу своей судьбе столько, сколько ему положено, пусть в темном лесу действуют-злодействуют Баба-Яга, Кощей Бессмертный и другая нечисть, пусть Красная шапочка выходит из живота волка невредимой. Оставьте подсознательному клиента сакральную тайну "его сказки".

Поговорите о концовке: как правило, клиент, заручившись своими проекциями будет видеть в сказке то, что он хочет видеть. То есть, он сможет проговорить о героях сказки и о том положении, в котором они находятся в ключе символдрамы, привнося своё видение, делая свои выводы, выбирая свои архетипы.

Концовка сказок бывает двух планов: когда заканчивается всё хорошо, или когда в конце происходит драматическое событие. Но у клиента не всегда концовка однозначна, потому что он привносит в неё своё видение.Пожалуйста, обратите внимание на концовку сказок в интерпретации клиента.  Видение клиента может быть поливариантным. Например, сказка может заканчиваться плохо, но ваш клиент может домыслить в символичном ключе:например, если главные герои получили свои уроки, в будущем их ждёт счастливая развязка. Главное, что видение такого клиента – это не обострение проблемы как таковой: он не ударяется в эмоции, связанные с трагедией, ему важен смысл и отношение к урокам. Если человек высказывает своё отношение к трагедии в ключе нравственно-воспитательного характера, тогда перед вами находится философ. Человек, который привык стоически выносить удары судьбы. Такой клиент будет смело рассуждать обо всём, когда идёт речь об отстранённых вещах, но сам, как правило, на практике пасует! Люди подобного психотипа по жизни ищут гуру, наставника, авторитета. Если вы готовы взять на себя такую ответственность, берите. Самое главное для вас, как для психотерапевта, осознать, что такому клиенту философия нужна лишь для того, чтобы в полной мере получить практическое руководство. Попробуйте его дать. Ведь философия для него - не ширма защитных механизмов, а способ ухода от реальности. Попробуйте озадачить такого клиента чётким и конкретным планом его жизни. И он вам останется благодарен.

Может быть, что сказка клиента заканчивается прекрасно, до банальности утопически, но клиент этого не видит. Тогда можно поговорить о том, бывает ли так в жизни? Если клиент с вами не согласен, или соглашается только после определённых рассуждений и примеров на эту тему, тогда можно предположить, что перед вами романтик или идеалист. Такой человек в жизни руководствуется верой в некие сакральные смыслы существования, как-то: апелляция к высшим силам, принадлежность к различным конфессиям, к законам о причине и следствии, карме и иже с ними. Итак, в действительности, как правило такие люди отличаются некой отстранённостью. Их взгляды, вернее "их философия" диктует им уход от ответственности перед реальностью, типичные фразы: «бог всё видит», «карма», «чему быть, того не миновать», «всему своё время» и так далее.

Апеллируя к высшей, сверхъестественной силе, такой клиент склонен мистифицировать события, заручаться способностями своего «бога» (культа) и верой в него. В жизни такие люди склонны всё преувеличивать, делать из мухи слона, убегать от ответственности, верить в самое «обыкновенное Чудо». Попробуйте в работе с таким клиентом ввести в его сказку дополнительный персонаж от лица клиента. Предложите ему стать главным героем сказки и каким-то образом повлиять на положительный исход события. Пусть клиент сам введёт такой персонаж, который будет в сказке выступать от лица «пророка», «мессии», «всевидящего ока», который сможет подсказать, как необходимо поступать в той или иной ситуации героям. Попробуйте взвалить на такого клиента груз персональной ответственности, общайтесь с ним в контексте режиссуры и постановки этой сказки, так, как если бы всё зависело от него. Затем, когда клиенту в символическом ключе будут интересны и понятны все оттенки смысла, «обналичивайте фишки», как в казино. Расскажите ему о том, как в его личной жизни была бы выгодна такая позиция, как много он бы мог добиться и преуспеть, если взять на себя  ответственность. Стать зрелой и целостной личностью. Ведь в жизни, зачастую, поблизости нет «пророка», и не у кого спросить, поэтому, как правило, приходиться иногда всё решать самому.

Для примера возьмём русскую народную сказку «Морозко».



Сюжет в двух словах.

Злая мачеха хочет избавиться от падчерицы, нахлебницы Марфушки. Как выясняется в начале сказки, девушки работящей и безропотной. Мачеха приказывает мужу отвезти бедную девушку в лес и оставить там, заживо схоронить, выдать замуж за Мороза: буквально, заморозить. Старик – отец не смеет ослушаться сварливой жены: привозит дочку в бор, оставляет её возле большой сосны и возвращается домой. Но девушка не умерла. К ней приходит Морозко (праобраз жениха). И предлагает ему послужить. Он трижды спрашивает у Марфушки «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?». После доброжелательного ответа Морозка укутывает замерзающую гостью шубами, усаживает в сани и привозит к себе домой, затем показывает работу, которую она должна выполнить. Девушка старается и трудится на славу.

Спустя некоторое время падчерица приезжает домой живая и здоровая, с богатыми подарками. Когда мачеха видит падчерицу в новой шубе и с приданым, она решается послать в лес свою родную дочь. Однако на вопрос «Тепло ли тебе, девица?» её дочка отвечает грубо Морозке. И Сани привозят её домой мёртвую.

Интерпретация.

Если в двух словах о выборе этой сказки, то не исключено, что с помощью неё, он пытается решить проблему с матерью. То есть, проблема такого клиента: упрёки к матери. В этом ракурсе события из сказки «Морозко» можно интерпретировать неоднозначно.

  1. Клиент не чувствует любви к матери в силу того, что не научился любить или его не научили. В этом случае, при хорошем отношении матери к дочери, с её стороны идёт ревностное конкурирующее отношение к матери, борьба за внимание отца. В сказке старик-отец предпочёл женуи и увозит родную дочь прочь от дома. Эта проблема выбора между родной дочерью и женой, где отец занимает позицию жены, может травмотично сказываться на психике клиента. Здесь речь о компенсациях эгоистичного клиента, который не может справиться с такой ревностью самостоятельно и выражает её через стремление к гиперапеке, сверхпривязанности и нехватку внимания.

Как правило, это клиент, которого «недовоспитали», который до сих пор не вырос и смотрит на жизнь «глазами ребёнка». Он слишком эгоистичен, притязателен к окружающим, не разборчив в выборе друзей и окружения. Часто претерпевает фиаско в работе и в общении с близкими и противоположным полом, ведёт себя как капризный ребёнок. Скорее всего, в детстве его окружали гиперопекой, и мать была слишком озабочена и деспотична в плане воспитания. Такому клиенту нужна помощь и поддержка терапевта в том, чтобы увидеть себя и своё поведение со стороны. Попробуйте проиграть с ним позицию матери в работе со стулом (техника гештальт). Его задачей будет освободиться от навязчивого контроля, от его «матери в голове». Для этого очень хорошо подойдёт техника «Любовных писем», «Писем чувств» (Джон Грей).

2. Клиент занимает позицию слабого и зависимого и находится в роли падчерицы у родной матери. Это происходит в том случае, если мать жёстко конкурировала с дочерью, находясь в зависимых и созависимых отношениях с мужчинами. При таком раскладе с фрустрирующей матерью, скорее всего, что в детстве клиента унижали и обижали. Мать, которая сама так и не стала взрослой целостной личностью, обладала деструктивными тенденциями и стервозным характером, могла завидовать молодости и красоте дочери.  В терапии с таким клиентом, прежде всего, нужна поддержка психотерапевта в том плане, чтобы он сам увидел в клиенте сформировавшуюся целостную личность, которая заслуживает уважения. Специалисту важно найти ценностные качества в клиенте, помочь ему раскрыться, найти его ресурсность и соззидательные тенденции, за которые он смог бы себя уважать. Но самое главное, это проработать с его обидами и прощением, для того, чтобы отказаться от жизни прошлым, освободить «чемодан прошлых отношений», выбросить из него мусор на свалку. Для этого очень хорошо подойдёт та же техника «писем чувств».  

Не работая с прошлым, мы мало что можем изменить в настоящем клиента, повлиять на его судьбу в будущем. Ведь зачастую, побывав в деструктивных и разрушающих отношениях, клиент и дальше ищет «не завершённого гештальта» . Всю жизнь стремиться что-то кому-то доказать – матери, отцу, себе, мужу/жене. Это бег по замкнутому кругу. Подобное притягивает подобное, и так далее.

Упреки Золушки



Сказки с сюжетом, подобные «Золушке», «Морозко» или «Белоснежка» психологи, по общепринятому мнению, называют «упреками к матери». Чтобы в этом убедиться, не надо далеко ходить!

Давайте рассмотрим странную семью «Золушки». Безвольный забитый отец и стервозная, злобная, вечно неудовлетворённая жена – мачеха Золушки в её двумя дочерьми-кокетками. Бедная девушка действительно вынуждена «эмоционально» и «психически» батрачить за всю семью. Она разрывается между жалостью к забитому тюфяку отцу и печалью, разочарованием по поводу неудовлетворённости мачехи (в жизни, как правило, матери). Но она ничего не может изменить в их отношениях, потому что она – ещё ребёнок. Как часто дети в семье берут на себя ответственность за взрослых, несут непосильную ношу эмоционального труда взрослых переживаний, уходят надолго в психосоматику или калечат себе судьбу, руководствуясь деструктивным принципами поведения взрослых. Зачастую 90% из нас в детстве были подвержены такому психическому насилию по принципу привязанности и идентичности со взрослыми.  

Золушку, главную героиню, как будто держат в чёрном теле, не давая ей продохнуть, нагружая ребёнка не детскими проблемами отчаявшейся матери и скрытного отца, который лавирует между бесконечными прихотями и требованиями жены. Вместо заботы и любви в этой семье ребёнок получает одни упрёки и "моральные оплеухи", потому что он там без вины виноватый. Виновен уже по праву рождения.

Таким образом, давайте, размышлять дальше: а встретит ли ребёнок, воспитанный в таких условиях, принца/принцессу? Наша Золушка завлекла принца на туфельку – приманку собственной сексуальности…

- Но долго ли просуществуют отношения, основанные только лишь на сексуальности? - Вопрос оставляю открытым.

Ведь принц в этой сказке – это лишь повод для Золушки сбежать из такой семьи, от взбалмошной конкурирующей матери и беспринципного отца. И, на самом деле, девушка совершенно не чувствует в себе женственности: по сути она сильная и мужественная дама, умеющая всё, вспомните, как она надела туфельку сестре, которой та была мала. В Золушке отсутствует то женское очарование "невинности" и "беспомощности", ради которого мужчины стремя голову бросаются за женщинами, чтобы защитить и обласкать их.

В сказках всё иногда заканчивается свадьбой, но ничего не говориться о том, как молодые супруги жили после этого. Ведь униженный и оскорблённый всегда будет мстить, бунтовать и конкурировать с хозяином (в данном случае речь о неравном браке, мезальянсе) или встретит себе подобного. Говорят, что из «взрослых Золушек» получаются успешные руководительницы, абсолютно неприспособленные к семейной жизни. Это женщины, которые вечно всем что-то доказывают, вечно неудовлетворены. Это следствие действия закона компенсации того, чего им не хватало в детстве. Есть ещё один вариант для "Золушки"– найти мужа-тряпку, такого, какой некогда была она, чтобы самоутверждаться и реализовываться за его счёт.

Но если эта сказка нравится вашему ребёнку, не путайте её со взрослой интерпретацией. В детском возрасте сказкотерапия по этой сказке может помочь ребёнку, верящему в чудо преодолеть стадию упрёка родителей … И если девочка особенно любит сказку про Золушку, значит, она пытается справиться с этой задачей. 

Для тех, кто хочет глбже изучить символику сказок: 

Семинар-практикум по Сказкотерапии: «Символика и архетипы сказок». (2 модуля.  Продолжительность 1 модуля: 5 часов)


 



Просмотров: 672
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Рассказ клиента от первого лица: Трансформация образа Матери в терапии
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Терапевт- Бог" умер. Философия на благо Клиента.
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • "Общение матери со взрослой дочерью. Как избавиться от роли ребенка?"
  • Трогательный рассказ маленького клиента "Люди за стеклом"
  • Техника МАК "Открытие" на формирование актуального и корректного запроса клиента.
  • Откровенность, как стремление "отпугнуть" не своего клиента.
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • "Я на все согласен.., только пусть будет рядом"..
  • "Из замочной скважины Души" или критерии успешной терапии глазами клиента
  • Такой слабой быть больше не хочу! (История клиента)
  • Если у матери нет личной жизни – она живет личной жизнью дочери…
  • Кто любит авторские сказки? Сказка "О силе любви"
  • Сказкотерапия для взрослых. Зачем нам сказки? Три техники написания сказок
  • Подслушать клиента, когда он нас не видит
  • Проблема «не того клиента»
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • Анализ метафоры клиента "Тараканы в голове"
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • Идея "Найди дело по душе и не будешь работать ни одного дня" и ее влияние на клиента
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь