Когда пора обратиться к детскому психиатру

 

  Практика работы детским психиатром на участке и в реабилитационном центре показывает, что  родители детей, нуждающихся в специализированном лечении, обычно поздно обращаются к специалисту. Это связано не только  с бытующими среди населения предрассудками  в отношении психиатрии, но и с тем, что ранние признаки начинающегося заболевания остаются незамеченными родителями. Появление симптомов могут рассматриваться как проявления капризов, упрямства, плохого настроения. Основная цель, с которой я рекомендую обращаться к  детскому психиатру  при появлении  ниже описанных симптомов и состояний -это своевременная коррекция отклонений  в поведении и развитии детей и подростков, а так же выявление скрытой формы психического расстройства. Чем  раньше распознается болезнь, тем легче она поддается лечению,  и тем благоприятнее исход заболевания. В этой статье опишу симптомы, при появлении которых консультация детского психиатра необходима. По возможности соотнося с возрастными  этапами развития ребенка.

Возраст от 0 до 1 года. Период младенчества.

1) Ребенок подолгу засматривается в одну точку на потолке; на листочки, тени деревьев при этом его внимание не привлекают яркие игрушки, голос и присутствие матери.

2) Ребенок изгибается при попытках взять его на руки. Избегает телесного  контакта. Отворачивается от матери при её приближении.

3)Не реагирует на мокрые пеленки, подолгу может находиться один в комнате, не привлекая внимания.

4)Проявляет сильное беспокойство, при изменениях во внешнем виде матери (новый халат, смена прически).

 

Возраст от 1 года до 3-х лет.

1)Избирательность в еде. Сужение пищевого рациона до 1-2х продуктов. Ребенок отказывается жевать, принимает пищу только в жидком виде при отсутствии физиологических нарушений со стороны органов ротовой полости.

2)«Манежный бег» или бег по кругу, может сопровождаться вычурными движениями. При этом попытки остановить, мягко переключить внимание  вызывают сопротивление, гнев со стороны ребёнка.                                                                                                                          

3)Бесцельное блуждание от объекта к объекту. При этом попытки увести, привлечь к игре  вызывают негативную реакцию.                                                                                        

4)Появление стереотипных движений: потряхивание кистей рук, раскачивания, кручение верёвочек, тряпочек.

5) Утрата ранее приобретённых навыков и функций.

Например: ел твёрдую пищу и перестал есть, навыки опрятности были сформированы – и  опять малыш начал пачкать  штанишки; говорил предложениями - и вдруг замолчал, уменьшился словарный запас. Регрессированиеможет  быть реакцией на стрессовую ситуацию, а может оказаться дебютом психического заболевания. Важный фактор таких изменений внезапность, неожиданность.                  

6)Ребенок выстраивает игрушки, предметы быта, обувь и т.д в определённом порядке, при этом если по какой то причине этот порядок нарушается, следует истерика, агрессивное возбуждение.

7)  Во время прогулки попытки изменить  маршрут вызывают тревогу и панику. 

8)Игра остается долгое время примитивной, на уровнепростых манипуляций, в форме пересыпания,переливания,  постукивания предметом о предмет. Сюжетная игра не развивается.                                                          

9)Не проявляет интереса к другим детям, взрослым. Во время прогулки старается увести маму с детской площадки.При попытке других детей приблизиться может ударить или стремится убежать.                                       

10) Особое внимание следует уделять внезапным приступам возбуждения, которые могут сопровождаться криком , бегом, хаотичными движениями. Эпизоды появляются неожиданно и так же неожиданно прекращаются. Вспоминаю мальчика 4  лет, которого привели на консультацию по причине трудностей в установлении контактов со сверстниками. И в ходе беседы родители рассказали о том, что у ребёнка примерно год назад появилась « игра», которая начиналась с бега по кругу, после чего он ложился на кровать и начинал трясти ногами, имитируя бег. Как правило, попытки остановить, прервать это действие вызывают агрессию. Такое состояние требует дифференциальной диагностики между кататоническим возбуждением, эпилептическим пароксизмом и обычной игрой.                                                            

11)Нарушения сна. Пробуждение с криком, при котором малыш осматривается по сторонам, вскакивает и бежит или  ребёнок ходит по ночам, а на ваши попытки уложить его в постель не реагирует," не слышит" и " не видит" вас, то это тоже повод обратиться за консультацией  для исключения психического заболевания.

12)Проведение  гигиенических процедур, таких как стрижка ногтей или волос вызывает негативную эмоциональную реакцию. Ребёнок впадает в истерику так, как будто вы пытаетесь отрезать ему руку  или ухо – это серьёзный  повод разобраться,  чем  запускается механизм истерики. В моей практике был случай, когда ребёнок категорически отказывался стричь ногти . Мама решила отрезать ногти  пока он спал, а наутро сообщила что они просто отвалились. Ребёнка захватила сильная тревога, страх, что он  распадается по кусочкам. Появилась необходимость в госпитализации. В описанном мною случае, страх связанный со стрижкой ногтей, был симптомом эндогенного заболевания.                                                                                            -   От 3-х до 6 лет.

1) «Замирание», «зависание» когда ребёнок внезапно прекращает свою деятельность, его взгляд устремлён в одну точку, часто воспринимаются как эпизоды задумчивости и мечтательности. 

2) Каломазание, при отсутствии критического отношения к происходящему со стороны ребёнка 

3)Свои потребности ребёнок   в основном  выражает  жестами, избегая речевого взаимодействия.

4)Появление в речи ребёнка повторения слов, целых предложений и фраз из рекламного ролика. Источником,  из которого ребёнок заимствует слова, может быть мультфильм,компьютерная игра, разговор в общественном транспорте и др. Ребенок  повторяет услышанное (чаще последняя фраза произнесённая собеседником) или что-либо относящееся к давнему периоду. Как правило, это может быть фраза, словосочетание или слово. Повторениям свойственна определенная интонация, оторванность от контекста происходящего. 

5)При укладывании спать повышается тревожность, отказывается  спать в привычном месте. Расспросы и уговоры увеличивают страх. Бессонница у ребёнка симптом,требующий пристального внимания в любой возрастной категории.

6) Особый интерес к стереотипно повторяющимся играм, где ребёнок отождествляет себя с придуманным персонажем, героем мультфильма, компьютерных игр. При этом игра приобретает навязчивый характер. Обращает на себя внимание «захваченность», одержимость процессом.Предложение сменить род деятельности вызывает агрессию.

7)Жестокость и агрессивность к насекомым, мелким животным. При этом ребёнок не ощущает разницы между живым и неживым( игрушкой).Толкая ребенка, ударяя собаку, задушив хомячка нередко не только без чувства вины, но и с интересом к этому.

Возраст от 6 лет до 15 лет.

1)Появление навязчивых движений, переходящих в ритуалы.Например ребёнок  прежде чем выйти из дома, совершает определенные действия( дотрагивается до ручки двери, стоит на одной ноге, дергает себя за ухо и мн.др.).Появление однообразных движений: перебирание пальцами, скрещивание пальцев, кручение пуговички и т.д. Движения могут со временем усложняться, а могут исчезать и заменяться другими.

2) Навязчивое выдергивание волос, бровей.

4)Появление страха, связанного с посещением общественных мест, кружков, школы. При этом важно учитывать может ли ребёнок рассказать о причине появившегося дискомфорта.

5)Наиболее частые у детей жалобы на боли в животе, наголовную боль. Повторяются в виде приступов сопровождавшихся страхом, моторным беспокойством. При этом диагностические обследования патологии со стороны внутренних органов и систем не выявляют.

6)Появление чувства своей «неодинаковости» ощущение своей физической перемены. Чаще изменившимся  кажется  выражения своего лица, улыбки. При этом сокращается круг общения. Снижается аппетит, подросток отказывается о т приёма пищи с целью улучшить физическое состояние тела. 

   Подводя итог, хочется отметить, что в  каждой из описанных выше возрастных категорий резкое и неожиданное «изменение характера» ребенка с апатией, отгороженностью, плаксивостью  или, напротив, злобностью, агрессивностью, присутствие тревоги и особенно страха, а также изменение самочувствия в течение дня  со сменяющимися аффектами – повод записаться на консультацию к детскому психиатру. 

Существуют мифы  о том, что психиатры:

- «любят» назначать тяжелые препараты от них ребёнку станет хуже, или ребёнок превратится в " овощ» 

- обращение к психиатру по месту жительства приведёт к постановке на учет и тогда о карьере ребенка нужно забыть. Приведу пример из практики, когда на приём привели девочку, у которой в возрасте 3,5 лет отсутствовала фразовая речь, наблюдались вспышки агрессивного поведения,отсутствовала мотивация к обучению. Ребёнок по заявлению матери был  взят под динамическое наблюдение, переведён в  специализированный детский сад, где получал квалифицированную помощь дефектолога, логопеда, нейропсихолога. Благодаря слаженной работе профессионалов девочка, успешно окончив 1-ый класс общеобразовательной школы, была снята с наблюдения. Собираясь на приём к детскому психиатру, стоит записать все, что вызывает тревогу и беспокойство в поведении ребёнка. Приём детей в возрасте до 15 лет осуществляется в присутствии родителей или законных представителей. Задавая вопросы проясняющего характера и, исходя из возрастных особенностей  ребёнка, предложит: собрать пирамидку,  отгадать загадку или раскрыть скрытый смысл пословиц или поговорок. При необходимости рекомендует провести дополнительные диагностические обследования. Я в своей практике приглашаю пациентов на повторную встречу через 1-2 недели для ещё более подробного осмотра, т. к первая встреча не всегда может быть объективной.Иногда на первой встрече ребёнок в силу стрессовой ситуации, новая обстановка, волнение «показывает» себя с одной стороны, а спустя неделю при повторной встрече это совершенно другой ребёнок. А бывает так, что на первой встрече, ребёнок не готов говорить о самом сокровенном, о том, что происходит в его душе, а уже на второй встрече рассказывает про «человечков» живущих у него в шкафу, или о том, какое удовольствие ему доставляет мучить кошку.Важно напомнить родителям, что без письменного согласия врач психиатр не имеет права брать ребёнка под динамическое наблюдение, да и не стоит такая задача перед специалистом. Основанием взятия под наблюдение является установленный диагноз тяжелого психического заболевания.Сведения[/url], которые вы предоставите в кабинете детского психиатра, охраняются «Законом о психиатрической  помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» и не могут быть разглашены третьим лицам без вашего согласия.

 

 

 



Просмотров: 357
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Приведения, монстры и темнота: когда ребёнок не может уснуть
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"
  • Что может делать ребёнок в 8-9 лет?
  • Ребёнок не хочет учиться! Или не может?
  • Как быть когда ребёнок бьёт маму
  • Три причины, по которым мама может не хотеть, чтоб ребёнок взрослел
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Выросший ребёнок, который не может уйти из семьи...
  • Жуткая история Джипси Роуз: хороший ребёнок – больной ребёнок, хорошая мать – мёртвая мать
  • Хороший ребёнок – послушный ребёнок?
  • Мой муж как ребёнок!..или...Как не путать психологическое состояние жены и матери?
  • Ребёнок не просто так привлекает внимание
  • Отношения. Появление ребёнка. Ч 5
  • Может ли появление ребенка решить проблемы супругов?
  • Муж или ребёнок. Что делать, когда рождается малыш.
  • Появление ребёнка?
  • Появление ребёнка
  • Внимание, импульсивный ребёнок!
  • Трудный ребёнок. Про родителей и детей.
  • Ребёнок или близкий вызывает у вас злость
  • Как взять приёмного ребёнка и не пожалеть об этом.
  • Кем видит себя Ваш ребёнок?
  • У меня один ребёнок и я не хочу больше детей
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Что делать, если ребёнок впадает в истерику ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь