По оценкам некоторых западных исследователей около 80% психологических трудностей людей вызвано нарушениями самооценки. Если согласиться с точкой зрения, что любая человеческая проблема в конечном итоге упирается в психологию, а именно во взаимоотношения человек - среда , и собственно задача жизни была описана в духовных источниках как максима о любви: «возлюби ближнего как самого себя», то очевидно, что именно вопрос о том как любить «себя любимого» весьма актуален. Но воспринимается он актуальным только тогда, когда человек переживает фрустрацию. Обычно человеку кажется естественным любить себя. В конце концов есть ли у человека хоть что-то более ценное и родное, чем он сам? Но вот если мы переживаем фрустрацию, то сталкиваемся с тем, что переживаем стресс самооценки. Как ты на самом деле относишься к себе становится понятным в тот момент, когда ты теряешь или не можешь получить нечто очень желанное, особенно если видишь, что другие подобное желание реализуют. Вообще, я согласен с тем, что все проблемы в итоге сводятся к двум вопросам: безопасности и собственной ценности ( самоценность, безусловное самопринятие, достоинство, «любовь к себе» здесь используются как синонимы). Но безопасность чаще всего это весьма виртуальное понятие, особенно для городского западного жителя. Мы не голодаем, не замерзаем, хищники на нас не охотятся. Законы более менее сдерживают внутривидовую агрессию. А вот потеря достоинства на фоне других как раз таки воспринимается как весьма реальная угроза выживанию. Отсюда эта «битва» за самоценность в нашей культуре. Кто круче крутого? Кто счастливее самых счастливых? Ты ещё не научился держать «бога за бороду»? Ты ещё не убедил окружающих в том, что ты сам, твой внешний вид, то, что ты делаешь, твоё окружение, твои моральные принципы, ценности и образ жизни – это эталон? Ну, брат, не исключено, что тебя ждёт изгнание из племени и голодная смерть в одиночестве. Борись за своё «я» или умри никому ненужным…Эта ярмарка тщеславия – гвоздь на котором вращается весь человеческий мир. Обусловленность самоценности формируется в процессе социализации. Юный человечек научается любить в начале себя, а потом и других за что-то. Это «что-то» можно разделить на два класса обусловленности: 1. Фиксация на успехе. Человек верит в то, что он является ценным и достойным только если достигает успеха в значимом для себя деле ( значимость этого дела часто весьма виртуальна и тоже, как правило, сформирована средой). А если человек не достигает успеха или терпит поражение, то его ценность и достоинство снижаются. Кто лучше, тот ценнее! Если маленькая девочка в детском саду горько плачет из-за того, что, как ей кажется, у неё не самое красивое платье на празднике, то она уже вступила в игру, она уже в «беличьем колесе» битвы за успех. Или мать расстраивается из-за того, что её сына на родительском собрании отмечают как недисциплинированного. «Я не самая лучшая мать, значит я не ценная», - фиксация на успехе может проникнуть в любую сферу человеческой жизни, в том числе в близкие отношения или духовность, а далеко не только в бизнес, спорт или политику. 2. Фиксация на уважении( любви). Человек верит в то, что он является ценным и достойным только если пользуется любовью и уважением значимого и( или) широкого круга лиц. А если человек теряет или не получает любовь, то его ценность и достоинство снижаются. Кого больше любят и меньше отвергают, тот ценнее! Так формируется стратегия угодничества, соблазнения, избегания ситуаций в которых можешь быть отвергнут. Если девушка даёт свой номер телефона парню, который ей совсем не нравится, то она избегает ситуаций отвержения, верит, что «должна нравиться всем и всегда». Или мужчина повысил голос на кого-то, а потом страдает от чувства вины и страха, что про него могут подумать, что он «плохой» человек и его не будут уважать, следовательно его человеческая ценность и достоинство падают. Обе эти стратегии могут переплетаться и, таким образом, усиливать внутренний конфликт. Вы можете пытаться одновременно и достичь успеха и всем угодить, хотя это практически несовместимо. Чтобы достичь успеха, надо усиленно делать упор на своём желании, а чтобы получать уважение и любовь надо обслуживать желания других людей. Пока самоценность связана с успехом и уважением, из этой ловушки выхода нет. Именно утрата достоинства и обусловленность его успехом и уважением, на мой взгляд, и приводит к тому, что человек начинает разговаривать с миром на языке ригидных, абсолютистских требований, а не на языке творческого предпочтения. Какое бы мне было дело как ведут себя другие люди если бы во мне не загоралась красная лампочка тревоги, которая сигналит мне : твоя ценность, достоинство в опасности, ты сам в опасности, если они так будут продолжать вести себя? Если, например, ваша свекровь не дарит вашим детям подарки на день рождения, зато тратит деньги на свои «забавы», то почему это «несправедливо»? Почему этого, якобы, «не должно» быть? Реальность всегда права, и если что-то происходит, то именно это и должно происходить до тех пор пока это происходит. Но почему я считаю , что это не должно быть так? Да только потому, что в моём собственном разуме поведение свекрови трактуется( оценивается) как неуважение ко мне, а следовательно снижение моей ценности и достоинства, и вот эти самые «розовые очки» и создают конфликт с реальностью, побуждая меня возмущаться. Если бы я был укоренён в своём достоинстве разве мне пришло бы в голову требовать от людей, ожидать от них, чтобы они вели себя со мной уважительно и справедливо? Мне не нужно было бы от них никаких подтверждений своей ценности, и я бы был свободен в своих отношениях с ними. Как же вернуть себе ценность и достоинство? Как я уже сказал, в начале надо смотреть на то, что, якобы, необходимо вам, что называется «для счастья». Не обманывайте себя, если вам кажется, что вам что-то нужно, то это «нужно» - это компенсация за утраченное достоинство. Голодный хочет кушать, уставший хочет поспать, отдохнувший хочет играть, творить. Иногда сходить в туалет. Если же вам что-то ещё «нужно», и особенно от других людей, то эти «желания» являются требованиями, попытками скомпенсировать недостаточную самоценность, то есть искажениями, ложными целями. Поэтому первый шаг – это отказ от компенсации. Необходимо отвязать компенсацию от собственной самоценности. Второй шаг – отвязать самоценность от любых других ожиданий на свой счёт или внешних обстоятельств. Как это сделать технически – в следующей заметке.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.