|
Антитравма №3. Преобразуем свои защиты.Автор статьи: Александр Журавлев
Очередной эффект, который можно выделить в результате травмирующего эпизода — это мощные психологические защиты. Говоря о мощных психологических защитах, я подразумеваю незрелые формы защиты. Чем сильнее травма, произошедшая в жизни, тем более примитивные (и эффективные, по мнению нашего мозга) защиты возникают в ответ. Как я предположил в стартовой статье, мало у кого была абсолютно безоблачная жизнь. В первую очередь в детстве, когда формируются основные убеждения и происходят застревания и фиксации. Вот эти-то самые незрелые паттерны или формы реагирования и мешают в достижении желаемых результатов! Я коротко перечислю паттерны примитивных защит для того, чтобы вы могли определить присутствие их в вашей жизни. А также могли осознать их значение и влияние. 1) Изоляция. Это попытка полностью уйти от неприятной ситуации, убрать ее из жизни. Самые распространенные способы в зрелом возрасте - «сильнодействующие вещества» и прокрастинация.
2) Отрицание Отрицание всего, что как-либо связано с неугодной ситуацией. «Этого не было, я ничего об этом не знаю, был совсем в другом месте» и так далее. Ну и, конечно, полная уверенность в этом.
3) «Всемогущий» контроль Иллюзия того, что в этом мире все зависит от тебя и твоего поведения. Это когда «удача» в жизни определяется тем «с какой ноги ты сегодня встал» или одел ли ты сегодня «счастливую» рубашку.
4) Идеализация Наделение некой личности неограниченными способностями: своих родителей, своего врача или личного астролога.
5) Обесценивание Это обратная сторона идеализации. Часто следует за ней. Позволяет снизить значимость и убрать тяготящую зависимость. Ну или усилить собственную идеализацию.)
6) Проекция Наделение объекта или субъекта своими собственными (непринимаемыми) качествами.
7) Интроекция Наделение себя качествами внешних субъектов или объектов. «Я такой же как он жестокий, одинокий, сильный...» Он часть меня, я чувствую как он, это мои чувства...
8) Расщепление Это жесткое разделение на полярности: хорошо-плохо, черное-белое, нужное-ненужное.
9) Диссоциация Отделение от самого себя, от своего тела, от своей личности. Феномен множественности личности.
Безусловно с каждым подобным проявлением надо работать отдельно, и, уверен, что очень успешно. Но в этой статье я все же хотел бы дать ключ, которым может воспользоваться каждый для улучшения качества своей жизни вне зависимости от типа примитивного реагирования.
Что же объединяет все эти защиты? Их объединяет диссоциация от проблемы, попытка не проживать трудный эпизод. Я предлагаю разделить вашу работу с защитами на 3 этапа. Помните, что не надо избавляться от защит, они нам очень помогают, но многие контексты вашей жизни при этом могут страдать. С защитами мы работаем, и трансформируем их в более эффективные стратегии. Этап 1. Осознанность 1.0. Выявление Можно ли отследить в себе незрелые защиты, если они работают бессознательно. Уверен, что да. Каким образом: 1) Если вы встречаетесь со сложной или неприятной ситуацией, вы уже можете это почувствовать. Почувствовать сам факт в виде тревожности, обеспокоенности. Вот он — первый маркер. Здесь может начать действовать примитивная защита. 2) Реакции окружающих людей — так же не пренебрегайте этим. Тем более мнением близких людей, которым вы доверяете. Итак, первый этап — отслеживаем возможное начало процесса. Расширяем осознанность.
Этап 2. Осознание 2.0 — определяем что происходит и что происходит не так. Надо постараться четко понять, что я имею в данной ситуации: - В чем проблема? - В чем моя ошибка? - Что мне недоступно? Проживание ситуации, взгляд на проблему (изнутри или со стороны) — это путь выхода из нее, и научение новым полезным стратегиям.
Этап 3. Положительная переоценка. Рассмотрение ситуации под правильным углом для успешного решения. Объективный взгляд на проблему и расстановка психологических рамок — очень эффективная стратегия для решения жизненных задач. Основные действия этого этапа: 1) Переводим проблему в результат: Что я хочу? Какой результат мне нужен? Как его достичь? Какие у меня есть ресурсы и возможности для решения? 2) Ошибка = обратная связь Что можно изменить, чтобы избежать подобных ошибок Какие могут быть еще решения? 3) Работа с возможностью Как бы это выглядело если бы получилось? Что бы я сделал если бы мог достигнуть этого? Кто бы мог это сделать и как помочь мне?
Здесь мы используем сразу несколько стратегий преодолеваний, так называемых «коппинг-стратегий»: планирование решения проблемы, принятие ответственности, самоконтроль, положительная переоценка, поиск ресурсов и поддержки.
Выглядит довольно объемно. Но на самом деле не более, чем те стратегии, которые мы применяем каждый день бессознательно. Вопрос тренировки и научения новому навыку. В том случае, конечно, если вам это необходимо.) И как любой процесс освоения нового, он может быть трудным, болезненным и даже дурацким или бесполезным. В последних словах вы нашли примитивную защиту? Какую??? Ответы и комментарии — в комментарии! Ваше мнение интересно для меня.
В следующей статье поговорим подробно о "черно-белом" мышлении и гибкости. Спасибо! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|