|
Как родители, своею реакцией на совершенную ребенком ошибку, формируют негативные последствияАвтор статьи: Белоус Елена Владимировна
Здравствуйте, поговорим мы сегодня о том, как родители воспринимают ошибки, совершенные своими детьми. Давайте начнем с эксперимента: Вот прямо сейчас вспомните любую совершенную вами ошибку, уже сейчас, во взрослом возрасте совершенную. За ошибку ,условно, давайте будем принимать любое ваше действие, или наоборот- бездействие, в результате которого что-то пошло не так , как предполагалось изначально. Вспомните несколько таких ситуаций, пусть их отличает разные по степени пагубности последствия. Ну, например, вы можете вспомнить, как в процессе мытья посуды вы разбили любимую чашку. Или как вы плохо одели малыша, отправляя его на прогулку зимой и он жаловался на то, что замерз. Или вы не удачно припарковались, напоровшись на столбик. Или вы очередной раз осознали, что пребываете в токсичных разрушающих вас отношениях, и не находите сил выйти из них. Вспомнили ситуации? А теперь подумайте, какой внутренний диалог у вас с вами же проводится в результате осознания факта совершения ошибки. Не спешите, просмотрите все фазы этого диалога, и попробуйте отследить ваши чувства, что там на эмоциональном плане? Вы рассержены на себя? Вы в отчаянии? Есть ли у вас ощущение, что вы часто совершаете ошибки, и вот опять вы ее совершили? Есть ли внутренняя убежденность в том, что вы чаще других попадаете в такие ситуации? Как вы называете свой поступок? Какие глаголы используете? Кто еще употреблял такие глаголы в вашем окружении? Есть среди вас те, кто использует оскорбления в свой адрес? Кто еще так вас называл? А есть ли в этом диалоге другой внутренний голос, который настаивает на вашей невиновности и обвиняет других? Например тех, кто наставил столбики на парковочных местах, или того, кто вас затащил в токсичные отношения? Размышляя таким образом, ответьте себе на главный вопрос: «Вы имеете право на ошибку?». И еще: если ваша провинность незначительна, всегда ли вы будете ругать себя меньше, чем за поступки с серьезными последствиями? То как мы реагируем на свои ошибки, является прекрасным индикатором наличия тревожности , перфекционизма, и прочей нарушенности у наших родителей. По сути, право на ошибку мы получаем, или не получаем в нашей родительской семье. Матрица памяти, где отпечатывается стереотип реагирования и поведения, сохраняется на всю жизнь. Так формируется наше первичное отношение к нашей ошибке. Как это происходит: Давайте рассмотрим такую ситуацию- предположим маленький ребёнок упал и ударился . Родители могут отреагировать следующими способами: -вариант 1) Могут бежать к упавшему ребенку со всех ног и громко причитать «Ах, как же так случилось, бедненький!». В этом случае ребёнок перехватывает страх и тревогу родителя и начинает бояться упасть. В некоторых случаях, особо тревожные родители запрещают ребёнку ходить в те места, где он раньше упал, таким образом, кроме тревоги закрепляют еще и избегание ситуаций возможного роста. -вариант 2) Взрослый начинает кричать на ребенка, подчеркивая ему его ошибку: «А я говорила, чтобы ты туда не лезла, говорила, что там опасно и можно упасть, а ты все равно ,упрямая, полезла». Это классический вариант наложить запрет на совершение ошибок. Ребенку транслируется : « ошибаться плохо; когда мне больно- плохо, я сама во всем виновата, я- вся плохая». Запрет на совершение ошибок будет действовать, но ошибки, как вы понимаете, все равно будут, потому что без них не возможно развитие, и тогда ребенок учится скрывать, даже от самого себя, скрывать факт совершения ошибки, последствия ошибок, свою боль, появившуюся в результате совершения поступка, ребенок пытается сделать свои чувства незаметными даже для себя самого. -вариант 3) Взрослый как бы не замечает падение ребенка и так же не замечает его боль. Ведет себя так, как будто бы ничего не произошло. В этом случае, ребенок учится один на один сам с собой проживать тяжелые моменты своей жизни, принимая тот факт, что его боль и страдания не вызывают у значимых людей никаких эмоций. В двух последних вариантах- отсутствие поддержки и сочувствия со стороны близких воспринимается ребенком как НЕЛЮБОВЬ по отношению к нему. Как вы понимаете, все три варианта приводят к негативным последствиям в жизни. А как же правильно реагировать ? -вариант 4) Зрелая взрослая личность принимает факт совершения ошибок своим ребенком ,как естественный и не минуемый процесс взросления и приобретения опыта. Поэтому ,в случае падения ребенка, родитель остается спокойным и рассудительным, объясняет ребёнку, что произошло «Ты слишком быстро бежал, поэтому упал. Посмотри, у тебя ссадина, мы сейчас помажем зеленкой, и все заживет, очень скоро перестанет быть больно», также взрослый закрепляет усвоенный опыт спокойным рассказом о своем подобном опыте, или о подобной ситуации у сестры Маши или соседа Мишки. Обратите внимание: во-первых- никакой паники , родитель демонстрирует ребенку уверенность в знании решения вопроса, во-вторых- никакого чувства вины , или чувства не соответствия каким-то там параметрам, в-третьих- уверенность в том, что последствия ошибки--боль- конечны, очень скоро все закончится, как только помажем зеленкой, то есть выход есть и все будет хорошо. Если совершенная ошибка принесла физическую или психическую боль, родитель обязан поддерживать ребенка, помогать переживать, быть рядом. Боль, разделенная со значимым взрослым , переносится легче и оставляет меньше последствий. Важно показать ребенку что такое Сострадание, Сочувствие, Сопереживание. При чем не важно сколько лет ребенку-2 года или 20 лет. Дети , чьи родители умели так принимать совершаемые ими ошибки, уже к 12 -13 годам имеют внутренний интроект зрелого взрослого, который будет сопровождать их на протяжении всей жизни, принимая, поддерживая , направляя. Понимаете о чем я говорю?- Это на тему полной гармонии в отношениях с самим собой. А как звучит ваш интроект, сопровождающий вас по жизни, вы могли узнать в начале статьи, когда вспоминали совершаемые вами ошибки. Помните? По сути, терапия людей, не имеющих право ошибаться, сводится к осознанию наличия этого права. И у тех, кто смог принять право на совершение ошибки , жизнь делится на «до» и «после». «До» осознания этого права и «после» принятия новой концепции. Жизнь становится свободной, насыщенной и счастливой. Думаю, есть над чем подумать, правда?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|