|
Мой ребенок первоклассник.Как быть успешным учеником? Глава 2. АдаптацияАвтор статьи: Подобедова Снежанна Эдуардовна
Адаптация-это процесс привыкания человека к новым условиям. Длится процесс привыкания 3-6 месяцев у детей. Если вспомнить про адаптацию взрослых на работе, то у молодых специалистов она продолжается 1.5 – 2 года, а у постарше специалистов подольше. Если рассматривать адаптацию к школе как двусторонний процесс ребенка и родителей, то возникает вопрос: «Кто быстрее привыкнет?» « К чему первокласснику и семье приходится привыкать?» - спросите вы. - К новому режиму, к новым требованиям, к новому эмоциональному состоянию семейной структуры. Новый режим В подготовительной группе занятия длятся не более 30 мин. В первой половине дня максимально 3 занятия. Перерыв не менее 10 минут. В первом классе в первые недели продолжительность урока 35 минут, в день 3 урока. После того как пройдут 2- 4 недели продолжительность урока становиться 45 минут, количество уроков в день 4 и один раз в неделю 5. Перемены 2 раза 10 минут,2 раза 15 минут. После второго урока перемена выделяется для завтрака. Попробуй, посиди на 15 минут подольше и на перемене еще нужно приготовиться к другому уроку. Новые требования Вести себя в школе необходимо совершенно непривычным образом. Сидеть на уроке надо положа руки на парту, слушать учителя, отвечать по руке, во время чистописания выполнять любое движение одновременно. Что это значит? Учитель говорит: «Взяли ручки. Поставили локоток на парту, опустили ручки на линейку и т.д.» Выполнить это надо вместе со всеми, независимо от особенностей восприятия, памяти, темперамента ребенка. На перемене нужно вести себя подобающим образом: говорить спокойно, бегать умеренно. Успокоиться и настроиться на работу надо со звонком, а не в силу своих особенностей характера. Подготовить свое рабочее место самостоятельно. Найти в этом огромном портфеле, среди непонятных тетрадей и учебников то, что нужно. В учебном процессе у учителя не всегда есть возможность выслушать всех обиженных и обездоленных. Не выдается в школе столько ласк и обнимашек, как в детском саду, в силу объективных причин. Новое эмоциональное состояние семейной структуры. Семейная структура-это семья и как она существует. С появлением в семье первоклассника семья переходит в новый статус. Она становится семьей первоклассника. В детском саду ребенок в семье находится достаточно небольшое время. Воспитывают, образовывают, учат жить в этом мире, в большой степени, воспитатели. У родителей есть возможность работать в условиях полного рабочего дня. Вопросы конфликтов, недопониманий между детьми решаются воспитателями. Дети от воспитателей получают заботу, внимание и ласку. И родители от воспитателей получают много внимания: к воспитателю каждый день можно подойти, узнать, рассказать, спросить совета. В детском саду ребенок живет по определенному режиму, там есть и сон, и прогулки. Организуют это и отвечают за это воспитатели. Семье не нужно переделывать свой привычный режим под режим ребенка. Семья обычно «отрывается» на выходных. Что же меняется в семье первоклассника? В первые недели ребенок освобождается в 11.00 и на продленку не рекомендуют в этот период детей отдавать. Общение с учителем заметно сокращено, по сравнению с общением с воспитателем. И это, в основном, общение коллективное, для всех родителей сразу. Если оно становиться индивидуальным, то обычно это процедура не очень приятная для семьи. У семьи появляется главный начальник и командир, а это вам не теща и не свекровь. Это учитель. Часто дома родители слышат от своих детей: «А Анна Ивановна сказала так писать» и всей семьи не переубедить ребенка делать по-другому. И это хорошо. Учитель для ребенка естественный авторитет, как залог успешности в освоении знаний. Будете ли вы слушать объяснения человека, а еще и выполнять его указания, если считаете этого человека некомпетентным? Чтобы процесс адаптации у ребенка прошел легче задача семьи № 1: принять авторитет учителя, несмотря даже на разность взглядов. Это, как в семье, если папа определяется, как существо с рогами и с бородой, то никогда в жизни ребенок папу не будет слушать. Тоже самое касается и в отношении мамы. Правило одно: если уж выбрали друг друга, это произошло не без симпатии, то уж поддерживаете уважение к друг к другу.
Задача семьи № 2: научиться слышать учителя и разговарить непосредственно друг с другом, минуя передаточный пункт. Что значит передаточный пункт? Учитель сказал бабушке, а бабушка передала маме, а мама передала папе. Или переживающая родительница что-то услышала, позвонила… и т.д. Помните игру «Испорченный телефон». Все очень просто нужно просто разговарить непосредственно друг с другом, без «помогающих» сторон. Слышать учителя? Как это? Надо помнить о том, что мы не можем точно знать, какие наши дети в школе. Нахождение в коллективе это совсем другое, чем нахождение дома. Если учитель неоднократно эмоционально сообщает, что ребенок не может до сих пор привести стол в порядок или выкрикивает с места или встает из-за парты. На фоне эмоциональности учителя трудно оценить важность данного сообщения. Сначало возникает обида, потом мысль: «Мой ребенок хуже всех», «Моего ребенка не любят», « Наша семья хуже всех, не научила». Нужно побыть со своими негативными чувствами, рассказать всем родственникам и знакомым о «притеснении» своего ребенка, а потом подумать: «Что же учитель хотел сказать? И для чего это надо?» Можно почитать литературу, например: Г.Е. Акимова «Как помочь своему ребенку» Справочник для неравнодушных родителей. Много тревожности у семьи по вопросу распорядка дня ребенка. Задача семьи № 3: распределение новых обязанностей - забрать, отвести, беседа с учителем, выполнение задания дома, прогулки, кормления, зарабатывание денег для доп. занятий и экскурсий, воспитательные беседы с ребенком. Все это должен кто-то выполнять и желательно, не как в известном фильме: «Кто на завод? Я. Кто….» Можно поиграть с мужем в игру «Камень, ножницы, бумага» на то, кто отводит ребенка в школу, а кто идет вечером на родительское собрание. В начале много тревожности, волнений, связанных с новым, непривычным миром взаимодействия семья - школа. Родители часто нервничают сильнее детей. И это понятно. Семья часто сталкивается с оценкой учителя своей семьи. Особенно оценка напрягает, когда у ребенка что-то не получается в школе. Родители могут ощущать себя маленькими детьми, а это согласитесь не очень приятно. Учитель, каждый раз, беря новый класс тоже сильно нервируется. Перед ним стоит очень важная и ответственная задача-дать знания, научить учиться. К учителю приходят не только дети, к нему приходят семьи первоклассников. У каждой семьи свой уклад, свои правила, свои проблемы. Учителю же нужно организовать огромное количество людей существовать как единый организм. Именно в превращении отдельных семей в единую структуру кроется залог успешности обучения. Задача тяжелая, огромнейшая и, конечно у учителя много переживаний и опасений по этому поводу. Плюс еще, учителю надо отстоять свое авторитетное место. А в наше время это все тяжелее и тяжелее. Задача семьи № 4: понять, что ваше напряжение и тревожность вполне объяснимы и имеют право существовать. Вы волнуетесь и тревожитесь по поводу своего любого ребенка. И это прекрасно, что ребенок любим. Лучшее лекарство от тревожности - это постоянно думать о ней, запланировать каждодневное тревоженье в течение 20 минут. И вы сами не заметите, как тревожность постепенно будет покидать вас. Задача семьи №5 принять напряжение и тревожность учителя, как знак заботы и ответственности перед семьей за успешность каждого конкретного ребенка. Семье можно выбрать одного из членов семьи на роль дипломата по урегулированию вопросов взаимоотношений между двумя странами: семьи и школа. Задачи данного члена семьи будет урегулирование спорных вопросов между семьей и школой, передача семьи информации о действиях учителя в пользу научения ребенка, научить или помочь признать семье свои ошибки или уметь прояснять вопросы по возможным ошибкам со стороны учителя. Задача семьи № 6: Помнить, что самое главное у ребенка и лучшее - это его семья. Семья поможет, поддержит, научит, защитит. Вместе пройдет период адаптации с ребенком. И все будет хорошо. А впереди адаптация к 5 классу, институту, работе. Успехов вам и помните, что любая проблема-это не проблема. Это возможность что-то изменить в своей жизни.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|