Мой ребенок первоклассник.Как быть успешным учеником? Глава 2. Адаптация

 

Мой ребенок первоклассник Как быть успешным учеником Глава 2 Адаптация

 

Адаптация-это процесс привыкания  человека к новым условиям.

Длится процесс привыкания 3-6 месяцев у детей. Если вспомнить про адаптацию взрослых на работе, то у молодых специалистов она продолжается 1.5 – 2 года, а у постарше специалистов подольше. Если рассматривать адаптацию к школе как двусторонний процесс ребенка и родителей, то возникает вопрос: «Кто быстрее привыкнет?»

  « К чему первокласснику и семье приходится привыкать?» - спросите вы.

- К новому режиму, к новым требованиям, к новому эмоциональному состоянию семейной структуры.

Новый режим

В подготовительной группе занятия длятся не более 30 мин. В первой половине дня максимально 3 занятия. Перерыв не менее 10 минут.

В первом классе в первые недели продолжительность урока 35 минут, в день 3 урока. После того как пройдут 2- 4 недели продолжительность урока  становиться 45 минут, количество уроков в день 4 и один раз в неделю 5. Перемены 2 раза 10 минут,2 раза 15 минут. После второго урока перемена выделяется для завтрака. Попробуй, посиди на 15 минут подольше и на  перемене еще нужно приготовиться к другому уроку.

Новые требования

Вести себя в школе необходимо совершенно непривычным образом. Сидеть на уроке надо положа  руки на парту, слушать учителя, отвечать по руке, во время чистописания выполнять любое движение одновременно. Что это значит? Учитель говорит: «Взяли ручки. Поставили локоток на парту, опустили ручки на линейку и т.д.» Выполнить это надо вместе со всеми, независимо от особенностей восприятия, памяти, темперамента ребенка.

На перемене нужно вести себя подобающим образом: говорить спокойно, бегать умеренно.

Успокоиться и настроиться на работу надо со звонком, а не в силу своих особенностей характера.

Подготовить свое рабочее место самостоятельно. Найти в этом огромном портфеле, среди непонятных тетрадей и учебников то, что нужно.

В учебном процессе у учителя не всегда есть возможность выслушать всех обиженных и обездоленных. Не выдается в школе столько ласк и обнимашек, как в детском саду, в силу объективных причин.

Новое эмоциональное состояние семейной структуры.

Семейная структура-это семья и как она существует. С появлением в семье первоклассника семья переходит в новый статус. Она становится семьей первоклассника.

В детском саду ребенок в семье находится достаточно небольшое время. Воспитывают, образовывают, учат жить в этом мире, в большой степени,  воспитатели. У родителей  есть возможность работать в условиях полного рабочего дня. Вопросы конфликтов, недопониманий между детьми решаются воспитателями. Дети от воспитателей получают заботу, внимание и ласку. И родители от воспитателей получают много внимания: к воспитателю каждый день можно подойти, узнать, рассказать, спросить совета. В детском саду ребенок живет по определенному режиму, там есть  и  сон, и прогулки. Организуют это и отвечают за это воспитатели. Семье  не нужно переделывать свой привычный режим под режим ребенка. Семья обычно «отрывается» на выходных.

Что же меняется в семье первоклассника?

   В первые недели ребенок освобождается в 11.00 и на продленку не рекомендуют в этот период  детей отдавать. Общение с учителем заметно сокращено, по сравнению с общением с воспитателем. И это, в основном, общение коллективное, для всех родителей сразу. Если оно становиться индивидуальным, то обычно это процедура не очень приятная для семьи.

   У семьи появляется главный начальник и командир, а это вам не теща и не свекровь. Это учитель. Часто дома родители слышат от своих детей: «А Анна Ивановна сказала так писать» и всей семьи не переубедить ребенка делать по-другому. И это хорошо. Учитель для ребенка естественный авторитет, как залог успешности в освоении знаний. Будете ли вы слушать объяснения человека, а еще и выполнять его указания, если считаете этого человека некомпетентным?  

    Чтобы процесс адаптации у ребенка прошел легче задача  семьи № 1: принять авторитет учителя, несмотря даже на разность взглядов.  Это, как в семье, если папа определяется, как существо с рогами и с бородой, то никогда в жизни ребенок папу не будет слушать. Тоже самое касается и в отношении мамы. Правило одно:  если уж выбрали друг друга, это произошло не без  симпатии,  то уж поддерживаете уважение к друг к другу.

  

Задача семьи № 2: научиться слышать учителя и разговарить непосредственно друг с другом, минуя передаточный пункт. Что значит передаточный пункт? Учитель сказал бабушке, а бабушка передала маме, а мама передала папе. Или переживающая родительница что-то услышала, позвонила… и т.д. Помните игру «Испорченный телефон». Все очень просто нужно просто разговарить непосредственно друг с другом, без «помогающих» сторон.

Слышать учителя? Как это? Надо помнить о том, что мы не можем точно знать, какие наши дети в школе. Нахождение в коллективе это совсем другое, чем нахождение дома. Если учитель неоднократно эмоционально сообщает, что ребенок не может до сих пор привести стол в порядок или выкрикивает с места  или встает из-за парты. На фоне эмоциональности учителя трудно оценить важность данного сообщения. Сначало возникает обида, потом мысль: «Мой ребенок хуже всех», «Моего ребенка не любят», « Наша семья хуже всех, не научила». Нужно побыть со своими негативными чувствами, рассказать всем родственникам и знакомым о «притеснении» своего ребенка, а потом подумать: «Что же учитель хотел сказать? И для чего это надо?»  Можно почитать литературу, например: Г.Е. Акимова «Как помочь своему ребенку» Справочник для неравнодушных родителей.

    Много тревожности у семьи по вопросу распорядка дня ребенка.

Задача семьи № 3: распределение новых обязанностей - забрать, отвести, беседа с учителем, выполнение задания дома, прогулки, кормления, зарабатывание денег для доп. занятий и экскурсий, воспитательные беседы с ребенком. Все это должен кто-то выполнять и желательно, не как в известном фильме: «Кто на завод? Я. Кто….» Можно поиграть с мужем в игру «Камень, ножницы, бумага» на то, кто отводит ребенка в школу, а кто идет вечером на родительское собрание.

     В начале много тревожности, волнений, связанных с новым, непривычным миром взаимодействия семья - школа. Родители часто нервничают сильнее детей.  И это понятно.  Семья часто сталкивается с оценкой учителя своей семьи. Особенно оценка напрягает, когда у ребенка что-то не получается в школе. Родители  могут ощущать себя маленькими детьми, а это согласитесь не очень приятно.

 Учитель,  каждый раз, беря новый класс тоже сильно нервируется. Перед ним стоит очень важная и ответственная задача-дать знания, научить учиться. К учителю приходят не только дети, к нему приходят семьи первоклассников. У каждой семьи свой уклад, свои правила, свои проблемы. Учителю же нужно организовать огромное количество людей существовать как единый организм. Именно в превращении отдельных семей в единую структуру кроется залог успешности обучения. Задача тяжелая, огромнейшая и, конечно у учителя много переживаний и опасений по этому поводу. Плюс еще, учителю надо отстоять свое авторитетное место.  А в наше время это все тяжелее и тяжелее.

Задача семьи № 4: понять, что ваше напряжение и тревожность вполне объяснимы и имеют право существовать. Вы волнуетесь и тревожитесь по поводу своего любого ребенка. И это прекрасно, что ребенок любим.

Лучшее лекарство от тревожности - это постоянно думать о ней, запланировать каждодневное тревоженье в течение 20 минут. И вы сами не заметите, как тревожность постепенно будет покидать вас.

Задача семьи №5 принять напряжение и тревожность учителя, как знак заботы и ответственности перед семьей за успешность каждого конкретного ребенка. Семье можно выбрать одного из членов семьи на роль дипломата по урегулированию вопросов взаимоотношений  между двумя странами: семьи и школа. Задачи данного члена семьи будет урегулирование спорных вопросов между  семьей и школой, передача семьи информации о действиях учителя в пользу научения ребенка, научить  или помочь признать  семье свои ошибки или  уметь прояснять  вопросы по возможным ошибкам со стороны учителя.

Задача семьи № 6: Помнить, что самое главное у ребенка и лучшее - это его семья. Семья поможет, поддержит, научит, защитит. Вместе пройдет период адаптации с ребенком. И все будет хорошо. А впереди адаптация к 5 классу, институту, работе.

Успехов вам и помните, что любая проблема-это не проблема. Это возможность что-то изменить в своей жизни.

 

 



Просмотров: 405
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние семьи на адаптацию ребенка к детскому саду
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Родители + учителя = будущее ребенка (3)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (1)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (4)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (2)
  • Роль семьи в жизни ребенка
  • Важное событие в жизни семьи - как подготовить ребенка?
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Как выбрать хорошего воспитателя или учителя для своего ребенка?
  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Влияние семьи на невротизацию ребенка
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Трудности первого года в школе: Ребенок не слушает учителя
  • Психологическое сопровождение семьи аутичного ребенка
  • Об особенностях семьи расскажет…поведение ребенка!
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Почему рождение ребенка стало катастрофой для семьи?
  • Нормативные стрессы семьи ребенка дошкольного возраста
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Особенности психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ
  • Биологические основы изгнания отца из семьи матерью ребенка
  • Феномен среднего ребенка: поиск привязанностей за пределами родительской семьи
  • Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь