|
Плюсы и минусы расстановочной работы.Автор статьи: Гончаренко Ирина Витальевна
Чем хороши расстановки?
Человек, рождаясь, обнаруживает себя сначала как внимание, затем как физическое тело, затем обнаруживает себя как носителя эмоций, затем он осознает себя как мыслящее существо. В начале жизни все происходящее как бы находится ВОВНЕ, даже тело не поддается управлению. Затем, в процессе роста, человек все более присваивает себе сначала тело, затем энергию, представленную в виде эмоций, затем он становится обладателем собственных мыслей, постепенно "утоньшая" восприятие. Все больше различных аспектов существования переходят во внутренний мир, в "Я", постепенно переселяясь из внешнего мира, из "ОНИ". Как это происходит? Это происходит посредством достаточно хорошего "МЫ", в отоношениях. С мамой, папой, родственниками, друзьями, знакомыми, учителями, психотерапевтами, духовными учителями. Почему это происходит? Это происходит на основании способности людей ОТРАЖАТЬ то, с чем они вступают в отношения. Каким образом это происходит? Мама трогает меня за ножку и говорит: "Чья это маленькая любимая ножка?" И нога становится моей. Нога как бы переезжает из чужого, внешнего пространства в моё личное пользование, из "ОНИ" в "Я". С помощью мамы. С помощью хорошего "МЫ". Мама любит меня достаточно, чтобы, оставаясь со мной в отношениях, отразить мою ногу, руку, щеки, попу... Так тело становится моим. Я расту. Я радуюсь, гневаюсь, боюсь, испытываю интерес, печаль, страх... Сначала это все возникает как будто снаружи. Радость, гнев, страх ... приходят откуда-то, заполняют меня целиком, влекут за собой как щепку, затем почему-то вдруг уходят. Это пока ещё не Я, хотя с самого рождения я способен это воспринимать. Мне три года. Я испугался страшной собаки, я в ужасе. Прибегаю к маме, она любит меня достаточно, чтобы сохранять со мной контакт, когда я в страхе. И она достаточно сильна, чтобы отразить мой страх. "Ты испугался, малыш? Иди ко мне". Она обнимает меня, разделяя мой страх, и страх отступает. Я обнаруживаю, что испугался. И я теперь ЗНАЮ, что ДЕЛАТЬ. Нужно бежать к маме! Энергия страха становится моей, так как я теперь умею преобразовывать страх в действие. Точно также потихоньку получаю в своё распоряжение гнев, радость, интерес... Я расту. Пугающее ОНИ все меньше, а свободное Я все шире, свободнее, спонтаннее. Что же может пойти не так? Мне пять лет. Я в гневе. Он очень силён. Я злюсь на маму, ведь я не видел её целый месяц! Я отталкиваю её, колочу её своими маленькими ручками. Мама любит меня, она пытается обнять. Но она не достаточно сильна, чтобы отразить мой гнев. По каким-то причинам она не может разделить моё переживание. Может быть, её собственный гнев становится слишком сильным. И она рвет контакт, отворачивается от меня. "Иди в угол!". "Мы" с мамой в переживании гнева не достаточно хорошее, для мамы гнев - это тоже "Оно". Поэтому МНЕ гневаться нельзя, это отныне не может быть моим "Я". Но все же я здоровый ребёнок, поэтому я предприму ещё массу попыток предъявить свой гнев. Маме, потом папе, учителям - мне же нужно расти. Найти отношения, в которых достанет сил и любви справиться с моим гневом, окультурить непереносимый аффект в энергию действия. Если я буду удачлив и найду такие отношения, то гнев из непереносимого "ОНО" посредством хорошего "МЫ" станет свободным, творческим, ответственным МНОЙ. А что если у меня не получится? Что если все мои попытки отразиться об другого в гневе будут вести к наказанию, отвержению, боли? Т.о. Я перестану пытаться. И я позабочусь, чтобы гнев ни при каких обстоятельствах в "Я" не попадал. Теперь ВЫ будете гневаться, я найду очень раздражительных партнёров, это ВЫ будете теперь переживать это, срываясь на меня в гневе. Мне это будет очень некомфортно, но после каждой драки меня будет почему-то немного отпускать. Мир наполнится сам собой очень опасными вспыльчивым людьми, а мне придётся все больше сил прилагать для обеспечения своей безопасности. Моя спонтанность куда-то пропадает, моё творчество...его не будет вовсе. Гнев надолго переедет далеко вовне и будет представлен в пространстве моего сознания в виде всевозможных "ОНИ": злых людей, страшных снов, телесных симптомов. Итак, на примере гнева мы рассмотрели, как происходит диссоциация или исключение опыта. Диссоциироваться могут целые букеты эмоциональных состояний, как "плохие" так и "хорошие". В гештальт терапии хорошо известно, что токсическими могут быть не только гнев, страх, горе, но и любопытство, радость. Диссоциироваться могут аспекты телесности, например часто исключаются из опыта проживания ощущения репродуктивных органов. Также по различным причинам отчуждаются ментальные аспекты жизни, чаще внутрикультурно по причине все ещё случающихся время от времени "крестовых походов". Что же делать? Причём хочу обратить внимание на достаточность такого контакта по времени. Теперь обратимся к терапии в формате расстановок. Сначала нарисуем самую радужную картину происходящего в терапии методом расстановок. В идеальной расстановке (сферический конь в вакууме) клиент и терапевт на время сессии устанавливают хорошее "МЫ", находясь в том контакте, который возможен для них: зрительном контакте, сохраняя внимание друг к другу, телесном контакте, если это допустимо и необходимо, эмоциональном контакте, насколько и тот и другой на это способны. А также в ментальном контакте, к которому я отношу не только мыслительную, но и всевозможную "тонкоплановую" активность, по-разному называемую в различных культурах и парадигмах.
Структура психики, необходимая для интеграции с ОНО ещё не сформирована. Это может быть при попытке присвоить себе те состояния, которые ещё не были наработаны. Например, клиент заявляет:"Хочу играть на скрипке прямо сейчас со сцены!" при полном отсутствии навыка игры на инструменте. Или, что происходит значительно чаще: "Хочу зарабатывать полмиллиона в месяц" при том, что не имеет навыка для заработка хотя бы десяти тысяч рублей. Причина несформированности соответствующей структуры может быть в слишком раннем отказе от её формирования в следствие травмы (В пять лет закидали гнилыми помидорами при попытке музицирования), а также если у клиента до настоящего времени не было контакта с проф.контурами, где возможно такое развитие (не было ни скрипки, ни учителя музыки).
И вот тут возможны проблемы. Многие ожидают, что расстановщик отправится на поиски виноватых, а найдя таковых, накажет их или заставит их перепрожить их жизни заново: И находят, "отдают тяжёлое" прабабушкам, только теперь "ОНО" меняет имя. Ранее "ОНО" называлось лишним весом, головной болью, страшным сном. А теперь "ОНО" становится дальним родственником. Клиент получает ещё более диссоциированный аффект, ещё меньшую вероятность доступа к своему же ресурсу в ближайшем будущем и ещё меньшую тенденцию брать на СЕБЯ ответственность за свою жизнь вместо того, чтобы, узнав причину, все же научиться проявлять ранее неприемлемое в его родовой системе состояние "хорошим", "экологичным" способом.
Во-первых, вышеперечисленные возможные проблемы не все являются специфичными именно для расстановок как метода. В любой другой групповой или индивидуальной терапии можно вторично исключить трудный опыт, и чем больше группа, авторитет или "мания величия" терапевта, тем больше такая вероятность. Конфликт мировоззрений встречается сплошь и рядом. Например, не всякий клиент готов принять, что его сложный внутренний мир состоит из "троицы" Родитель-Взрослый-Ребёнок, а у некоторых клиентов даже нет внутреннего мира: "Вот выйду на пенсию, тогда и заведу!" Истинно специфичными для расстановок являются лишь проблемы, связанные с замещающим восприятием, то есть нужно уметь правильно сфокусировать заместителя и правильно смотреть на проявляемое им. Во-вторых, никто не отменял психологические защиты, и если что-то в сессии начинает идти совсем не в ту сторону, они неожиданно срабатывают всем на благо. В-третьих, существуют способы справиться со множеством вышеперечисленных проблем, и при достаточном опыте, внимательности, заинтересованности и любви к процессу, терапевты обучаются этим методам. Сами, у старших коллег или в процессе личной терапии и духовного роста.
Пять признаков того, что вы с терапевтом и группой не заблудились ещё глубже. Если происходит истинный рост, истинная интеграция того, что ранее было не Я, то конфликта и "мути" становится меньше, а любви и ясности больше. У всех: клиента, терапевта, заместителей, наблюдателей. Ощущение катарсиса. Движение от разделенности к единству как во внутреннем так и во внешнем: 1. ЛЮБОВЬ. После работы Вы вдруг чувствуете, что Ваша способность любить, увеличилась. Расширилось поле объектов, которые теперь "можно" любить, увеличилась интенсивность этого чувства. 2. ЯСНОСТЬ. Вы обнаруживаете, что у вас нет потребности в каких-то дополнительных объяснениях. Все и так ясно, все проявляется так, как проявляется, и вы можете наблюдать или участвовать в этом, не вгоняя происходящее в Прокрустово ложе громоздких концепций. 3. ЕДИНСТВО. Уменьшается поляризация между "Я" и "ОНО", между "Я" и другими, между "таким" и "не таким", Ваша способность к сохранению контакта, к пребыванию в хорошем "МЫ" увеличивается. 4. ПРИНЯТИЕ. У вас увеличивается согласие со всем и всеми, каковы они были когда-то, стали сейчас или возможно станут в будущем. 5. ПРИСУТСТВИЕ. Всё Ваше внимание присутствует в пресловутом "Здесь-И-Сейчас", вы не цепляетесь за прошлое, в попытке что-то исправить, не прельщаетесь будущим, в надежде сбежать из настоящего.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|