|
Что важно знать о психосоматике и ее профилактике. Или продвинутым родителям и детям посвящается.Автор статьи: Колташева Мария Андреевна
Как часто мы слышим и произносим фразу: «все болезни от нервов!» Пожалуемся друг другу на здоровье семьи, и отправляемся жить дальше привычной жизнью: стрессы, перегрузки на работе и на учебе, высокий темп городской жизни, огромные потоки информации, проносящиеся сквозь нас ежедневно. Разумеется, то, что мы едим и чем дышим, тоже вносит свой ощутимый вклад. Однако, создать здоровый психологический микроклимат в условиях современной городской жизни видится практически невозможным. Так, с каждым годом возрастает процент различных заболеваний у взрослых и детей, происхождение которых установить сложно. Параллельно с медициной: знаниями о физиологии человека, источниках заболеваний и способах их лечения, прогрессивными шагами развивается наука психология. Множество достоверных исследований, наблюдений и экспериментов показывают, что многие болезни, особенно возникшие на «ровном» месте, является лишь симптомом внутреннего психологического дисбаланса. А уже этот дисбаланс легко усиливается внешними факторами: недосыпом, плохой экологией, некачественным и несбалансированным питанием, перегрузками на учебе, на работе и т.д. Есть такая народная мудрость: «где тонко, там и рвется». Получается, что у человека возникла психотравмирующая ситуация, которая осталась для него незавершенной. Лежит она тяжелым грузом в недрах подсознания и наматывает на себя новые подобные переживания. Человек ходит с этим грузом день, месяц, год, а ком в подсознании становится все больше. И, казалось бы, ничего не предвещало беды, а у него начинает развиваться и прогрессировать какое-то серьезное заболевание: опухоли, рассеянный склероз (чаще проявляется у женщин средних лет), эпилепсия (часто проявляется у подростков), болезни сердца и сосудов (часто проявляются у мужчин старше 35 лет), язвы, нейродермиты и прочие неприятности. Либо проявляется вполне обычный симптом, например, насморк, который повторяется несколько раз и становится хроническим, что тоже не особо радует. Какие следующие действия человека и членов его семьи? Конечно, лечение. А лечение чего и чем? Разумеется, симптомов медикаментами. И, безусловно, эти действия оправданы: если уже дошло до болезни, нужно лечиться. Однако, достаточно ли только медикаментов для полного выздоровления? Является ли это гарантом излечения? И о чем важно знать, чтобы избежать повторения обострений и болезни? Вспоминая метафору основателя психоанализа об айсберге, стоит помнить, что есть невидимая его часть, та самая тайна, покрытая мраком. Она постепенно истощает ресурсы организма, ломая его на физическом уровне. И сколько бы человек ни лечил очевидный симптом, причина остается и продолжает подрывать здоровье. Разумеется, справляться нужно как с серьезными симптомами, (что является задачей профессиональных медиков), так и работать с причиной, в чем поможет грамотная и качественная работа психотерапевта. Я бы не стала об этом говорить, если бы не убеждалась в пользе личной психотерапии с моими терапевтами и не видела результатов на своих клиентах. Да, у каждого практикующего терапевта для того, чтобы оставаться профипригодным , обязательно должна быть регулярная работа с собой. Порой удивляюсь, что сама не могу разобраться без участия специалиста с очевидными на первый взгляд вещами. И как много забытых, незавершенных, разрушительных, непонятых в свое время событий и переживаний, которые человек вытесняет в свое единственное и неповторимое тело. Так же как и хирург не может сам сделать себе полостную операцию, даже самый опытный психотерапевт или психолог в своей головоломке разобраться не сможет. Только в моей практике есть случаи избавления от эпилепсии, ожирения, мигрени, хронического насморка, нейродермита, бесплодия и других недугов с помощью психотерапевтической проработки. И это только одна строка из тысячи, перечисляющая болезни тела, которые идут «от нервов». Жизнь в современных городах западных стран также полна событий, нагрузок, стрессов. Науки медицина и психология там движутся вперед. И даже при том, что медицина продвинулась достаточно далеко и ее высокий уровень признается во всем мире, значение психотерапии на западе также сложно переоценить: практически каждый человек, заботящийся о своем благополучии и благополучии семьи регулярно посещает психотерапевта. Для многих западных людей это привычное дело. К сожалению, в нашей ментальности пока еще имеет место стереотип: «к психологу, а тем более психотерапевту обращаются психи, а я нормальный!» Хотя многие уже поняли: серьезными и пограничными отклонениями занимается психиатр, незначительными - клинический психолог, а к психологу и психотерапевту ходят исключительно психически нормальные люди. Делается это как раз для профилактики психосоматики и избавления от нее. Иными словами, основными задачами психотерапии является: сохранение физического здоровья человека и его гармоничные отношения с другими людьми во благо его самочувствию. К слову, у детей психосамотические реакции проявляются быстрее, чем у взрослых: например, ссоры или болезни родителей, новый коллектив, смена обстановки - практически сразу могут дать сбой в самочувствии ребенка. С тем, что все родом из детства, слышать мне доводится все чаще и это, действительно, так. Много работая с детьми, я все больше понимаю – важно закладывать прочный фундамент уже сегодня, чтобы в перспективе ребенку жилось легче и интереснее. Отличной профилактикой заболеваний и проблем, вызванных психологическими причинами, является:
Здесь же считаю нужным добавить немного об относительно молодом направлении в нашей стране - нейропсихологии. Существуют специалисты нейропсихологи, которые способны продиагностировать зоны роста ВПФ ребенка и помочь отладить их работу с помощью курса нейрокоррекции. При этом также доверять стоит только грамотным психологам, использующим индивидуальный подход. Нейрокоррекция показана детям: - рожденным с помощью кесарева сечения; - имеющим продолжительное время после рождения повышенный билирубин (свыше 256 мкмоль/л); - имеющим родовую травму; - с повышенным или пониженным тонусом; - часто болеющим простудными заболеваниями, в том числе на первом году жизни (бронхо-легочные, отиты, атопические дерматиты, лечение антибиотиками); - имеющим травмы головы, получение общего наркоза; - мало ползавшим или не ползавшим совсем; - ходил на цыпочках или поздно начал говорить; - гиперактивным или излишне медлительным; - импульсивным, раздражительным или излишне конфликтующим с другими детьми; - быстро утомляемым, с трудом засыпающим; - не сразу откликающимся и понимающим обращенную к ним речь; - пишущим неразборчиво, плохо усваивающим учебный материал; - при чтении проглатывающим окончания, «угадывающим» слова; - плохо запоминающим, сравнивающим, обобщающим; - пишущим и рисующим левой рукой; - имеющим задержку формирования мелкой моторики; - не способным описать картинку, скопировать рисунок; - пропускающим, заменяющим буквы, пишущим их зеркально; - двигающим ногами, языком при письме или рисовании; - с трудом сидящим на одном месте 15 минут; - невнимательным, рассеянным, с трудом доводящим дела до конца; - часто отвлекающимся, не способным сосредоточиться, долго делающим домашнее задание; - неуклюжим, часто спотыкающимся, излишне травматичным; - имеющим в анамнезе – ПЭП,ММД, СДВГ, ЗПР, гипертензионный синдром**. Эти проявления могут служить индикаторами незрелости нейронных связей коры и подкорковых структур головного мозга, что после 13 лет исправить уже практически невозможно.
Надеюсь, эта статья и простые, доступные рекомендации помогут вам своевременно сберечь здоровье вашей семьи. *EQ - коэффициент эмоционального интеллекта ** - источник В.С. Колганова «Нейропсихологические занятия с детьми», том 1. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|