Психологические аспекты бесплодия

Автор статьи: Раиса Коваленко


   Диагноз "Бесплодие неясного генеза" знаком мне не по-наслышке и значился в моей медицинской карте очень много лет. Годы ушедшие на попытки понять почему? Найти решение и ответы у медиков, пройдя череду всевозможных исследований, диагностических операций, приема большого количества гормональных препаратов и в конце- концов ЭКО. Что обозначает этот диагноз? Что беременность не наступает, но объективных причин для этого нет, конечно у меня были некоторые проблемы по здоровью, которые обнаружились при диагностике, но это были проблемы не того порядка, которые бы могли реально влиять на наступление беременности, и потом, я принимала меры, для того, чтобы и их устранить, но это ничего не решало. Все эти годы я помню очень хорошо, с одной стороны они были окрашены бесконечной надеждой на то, что вот еще одно испытание и все закончится желанной беременностью, а с другой стороны была целая гамма эмоций, отчаяние, гнев на обстоятельства, бессилие что то изменить, жуткая усталость от процедур, графиков, высчитывания дней, тестов, ощущение вины, что я не могу выполнить определенную роль, а именно материнскую, а в моем случае, это желание было большим.

  Сразу оговорюсь, что моя история закончилась хорошо, благодаря тому, что я с этим вопросом пришла в свое время в терапию. Сейчас моему сыну 4 года, и ко мне с этим запросом обращаются женщины, которые мне очень понятны и близки в своей проблематике, мне понятны их терзания и метания, их "планируем, но что то никак не получается", и понятны возможные психологические причины ненаступления беременности, о которых я в этой статье и хочу написать.

  Что такое беременность? С одной стороны - это физиологический процесс, который в норме протекает естественно и без особого сознательного участия женщины. Миллионы женщин веками рожали и не задумывались над этим процессом, но задумывалась "среда", в лице традици и акушерок, она обеспечивала медицинскую и эмоциональную поддержку женщинам. А с другой стороны, беременность - это определенный кризис, потому что в жизни женщины с приходом беременности и материнства очень много меняется, включая ее социальную роль, идентичность, порядок и уклад жизни. Потом беременность - это проживание слияния вначале с плодом, который женщина вынашивает внутри себя, а затем с маленьким ребенком, которому какое то время нужны все ее время и ресуры. А если у женщины не было опыта проживания нормальной привязанности в ее семье? Тогда ей конечно бессознательно будет очень сложно прожить это слияние с ребенком.

  Что такое материнство? В словарях можно встретить следующее толкование - материнство - это биологическое и социальное отношение матери к ребенку. Материнство наиболее полно удовлетворяет сенсорные, когнитивные, эмоциональные и социальные потребности ребенка, обеспечивает его постепенное включение в систему социальных отношений, облегчает освоение социальных ролей. С этой точки зрения материнство это не только смена социальной роли, но и ответственность взрослого перед ребенком, потому что он должен обеспечить не только материальную базу, чтобы вырастить ребенка, но и сам быть психологически готвым к родительской роли, и если человек в своем детстве не прошел важные этапы развития рядом со своими родителями или детство было травматичным, то в случае бесплодия организм, как бы сопротивляется наступлению беременности, потому что это сопряжено с определенными страхами, которые есть у человека в отношении воспроизведения ситуации его детсва, а сдругой стороны человек не чувствует этой самой психологической готовности, чтобы самому стать родителем.

  Бесплодие в этом случае можно рассматривать, как симптом, в основе которого лежит внутриличностный конфликт, где есть желание стать матерью и одновременно страх и нежелание наступления беременности, в силу большого количества страхов и ощущения психологической неготовности к материнству, которые вытесняются и не осознаются. Именно с этими неосознаваемыми причинами и страхами терапевт с клиентом разбираются, когда речь идет о бесплодии.

  Перечислю тезисно основыне возможные психологические аспекты ненаступления беременности:

- Травматичное детство, где ребенок мог наблюдать сцены агресии или насилия или сам подвергался физическому насилию, переживал страх и угрозу в отношении безопасности для жизни, своей или своих близких. Таким людям сложно в принципе расслабиться, перестать контролировать ситуацию, доверять, а для наступления беременности это важно. Они как бы все время тестируют реальность на безопасность, и часто находят подтверждение своим опасениям, что вот сейчас не время, т.е благоприятная ситуация в неосознаваемой реальности может и не наступить

- Проживание слияния и привязанности ребенка с матерью, так необходимого для психологического и эмоционального взросления ребенка, по каким то причинам не состоялось. Например, ребенок имел сложные отношения с родителями, родители были слишком заняты и им было не до ребенка, между родителем и ребенком не смогли установиться нормальные отношения, в свою очередь взрослый будет испытывать сложности в проживании слияния и установления привязанности в период наступления беременности и рождения ребенка

- Может иметь место ситуация, когда ребенок родился незапланированно и родители приняли решение о том, чтобы этот ребенок появился на свет, но на тот момент не имели достаточно ресурсов, чтобы выполнять родительскую роль. В этом случае ребенок будет чувствовать свою "ненужность", ощущать, что он скорее помеха, чем радость для родителей и это свое ощущение может пронести через всю свою жизнь, попадая в ситуации, когда он уже в других социальных условиях будет чувстовать себя также, как когда то в родительской семье

- Очень часто ребенок выполняет родительскую роль по отношению к сиблингам(братья, сестры) в возрасте, когда он к этому психологически не готов, и не может справиться с ответственностью, которая с этим сопряжена. В этом случае, ощущение смутного нежелания соприкасаться с этим чувством ответственности, с которым он был когда то не в в состоянии справиться, может стать одной из причин неосознаваемого нежелания становиться родителем

- Ребенок рядом с родителем не смог пройти и завершить какой то важный этап развития, например сепарацию. Он может находится в сильном слиянии с родителем уже во взрослой жизни, при этом тяготиться вмешательством, излишним контролем или давлением со стороны родителя(ей), но не иметь сил отделиться, выстроить личные границы в отношениях, бессознательно он будет проецировать эту свою неразрешенную ситуацию на будущего ребенка и бояться ее повторения в его жизни. В этом случае, неосознаваемое желание будет звучать так: "Не хочу, чтобы мой ребенок переживал то, что я переживаю сейчас в своих взаимоотношениях с родителями".

 Подведу итог статьи, в работе с психологическими аспектами ненаступления беременности, бесплодия мы работаем в первую очередь с клиентской историей, которая связана с незавершенными ситуациями из его детства, его страхами, сомнениями и неуверенностью, связанной с его готовностью к родительской роли.
Так, как эти причины часто бывают вытеснены, а на поверхности бывает только желание женщины иметь ребенка и невозможность при этом забеременеть, в этих случаях я рекомендую работу со специалистом, потому что человек не всегда осознает эти причины и не всегда бывает готов в одиночку их выявить.

Автор статьи: Коваленко Раиса - психолог, гештальттерапевт

 



Просмотров: 397
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Психология питания во время беременности "Мы есть то, что мы едим".
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • 4–шаговая модель взаимодействия со страхами во время беременности (и не только!)
  • Как справиться со страхами во время беременности?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Дефицит родительской любви. Незаметные (или очень заметные) последствия во взрослой жизни".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Женские сексуальные проблемы. Страх беременности: он может меня бросить...
  • "Приемный ребенок может стать родным?"
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Очень простой тест для женщин "Моя роль в семье"
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • «Лузер» — роль "взрослого ребенка" в дисфункциональной семье
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • "Не хочу, чтобы ребенок был похож на отца"
  • Психоанализ и не только во время беременности
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Когда говорить об "этом"?..или половое воспитание в семье



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь