Изучим воображение дошкольника

Автор статьи: Виктория Пархаева

Воображение является особой психической функцией, которая позволяет элементы одной реальности рассматривать в качестве элементов другой реальности [5; 331]. Это особая форма познавательной деятельности ребенка, с помощью чего ребенку доступны сферы внешней действительности и собственного морального сознания.

Существует альтернативная реальность: человек находиться в одной реальности, а его действия – в другой. Рудиментарная функция воображения: для взрослого это одна вещь (стол, например), для ребенка иная (дом).

О проблеме развития воображения дошкольника существует много дискуссий, при работе с ними, ее масштабы обычно представляются искаженно. Как говорил Спиноза: «Человек – это вселенная». Дошкольник же – набор Вселенных, поэтому к нему с одной стороны нужно относиться с трепетом, с другой – с некоторой строгостью.

Воображение в дошкольном возрасте определенно носит активный характер, таким образом, здесь происходит рост производительности воображения, появляются элементы творчества. Именно поэтому необходимо подбирать оригинальные методики для оценки развития воображения у дошкольников.

Так, мы предлагаем интересную, атворскую методику изучения развития воображения дошкольника. Методика называться «Новая сказка».

Цель: оценка творческого воображения дошкольника

Возраст: старший (5-7) дошкольный возраст

Стимульный материал: 6 карточек: 5 с рисунком, 1почти пустая; лист А4; цветные карандаши

Время проведения: Желательно утром/днем, 20-30 мин.

Ход проведения:

Методика проводится в два этапа.

Ребенка сажают за стол, кладут поочередно 6 карточек.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Вот тебе карточки, на них изображены разные картинки(1-замок, 2-сад и принцесса с мамой, 2 – тот же сад, пошел дождь, 3- лес с промокшими принцессой и ее мамой, 4-избушка, 5-открытая дверь избушки). Но видишь, 6 картинка пустая, на ней изображены только фигуры (рекомендуются простые фигуры: 1-максимум 3 фигуры). Посмотри на эти картинки и придумай, пожалуйста, сказку и расскажи мне ее. Когда закончишь, я дам тебе пустой лист с такими же фигурками, что и на 6 карточке и попрошу тебя придумать и дорисовать, с помощью этих фигур, конец сказки. А ты мне ее расскажешь, потому что мне очень это интересно».

Если инструкция с первого раза трудно восприимчива для ребенка, повторяют ее еще раз, медленно, по частям.

Если инструкция понятна ребенку, то можно приступать к заданию. Пока ребенок придумывает сказку, его нужно поддерживать, задавать вопросы, хвалить, так как задание не очень простое.

«Включение». Когда ребенок придумал сказку, и осталось лишь закончить ее, то пора выдать ему лист бумаги с фигурками (кружки/ квадрат/ прямоугольник), цветные карандаши и попросить сделать из этого конец сказки, какой он пожелает. Небольшая помощь тут, скорее всего, тоже понадобиться. По крайней мере, для детей среднего дошкольного возраста.

Оценка:

Общая оценка:

  1. 0 баллов – никакое задание не выполнено
  2. 1 балл – выполнено одно задание
  3. 2 балла – выполнено два задания (даже если ребенок на втором этапе не говорит конец сказки или говорит, но не рисует его посредством фигурок)

Нужно делать акцент на скорости выполнения заданий, деятельности описания, креативности, оригинальности, логичности высказываний (когда дети придумывали сказку).

Оценка качества выполнения задания:

1.      Придумывание сказки по 5 карточкам:

  • 1 балл – «придуманная» сказка практически соответствует уже реально существующей сказке или сказка постоянно отходит от центральной темы
  • 2 балла – сказка имеет элементы из другой /других известных детских сказок
  • 3 балла – сказка не похожа ни на одну из известных детских сказок

Стоит учитывать, что под элементами подразумеваются видные сходства с детской сказкой, как бы отсылка. Если ребенок вводит в свою сказку «волшебного лебедя», но этот лебедь имеет свою историю, а не похожую на сказку «Принцесса лебедь», за это ставится 3 балла.

2.      Дорисовывание по фигурам. Конец сказки (если это всего один предмет, вместо целого рисунка, но ребенок все-таки рассказывает конец сказки, добавляется + 1 балл)

  • 1 балл – дорисовывает фигуру (элемент) с разными деталями;
  • 2 балла – изображает отдельный предмет и уже с разными деталями;
  • 3 балла – изображает предмет, включенный в какой-то воображаемый эпизод, вокруг объекта – «поле вещей»;
  • 4 балла – изображает несколько объектов по воображаемому сюжету;
  • 5 баллов – изображает предложенную фигуру (элемент) / фигуры (элементы) как второстепенную деталь образа в каком-то воображаемом сюжете (включение)

Выводы об уровне развития воображения:

  • 10-11 баллов – очень высокий;
  • 8-9 баллов - высокий;
  • 5 - 7 баллов – средний;
  • 3- 4 балла – низкий;
  • 0-2 балла – очень низкий.

*Замещение (опредмечивание)

Если это дошкольник старшего возраста, то можно попробовать провести третий этап. Взять карточки с разноцветными фигурками и попросить ребенка сопоставить эти фигурки с героями, предметами из своей сказки. И объяснить свой выбор. Например, принцесса – это розовый треугольник, потому что девочки любят розовый, принцессы часто носят розовый, а треугольник, потому что он похож на длинную юбку принцессы. Или, к примеру, избушка – это коричневый квадрат и т.д.

Стоит не забывать о логичности рассуждений ребенка. Если то, почему ребенок выбрал ту или иную карточку не ясно, то баллы не ставятся.

Оценка:

  • 0 баллов – задание не выполнено или ребенок выбирал карточки «на бум»;
  • 1 балл – ребенок смог подобрать карточки по очень маленькому количеству героев/и предметов;
  • 2 балла – ребенок справился с заданием.                                                       I.            Анализ методики «Новая сказка».

Независимая переменная – это карточки с картинками, затем (дополнительный этап) карточки с фигурками.

Зависимая переменная - это продолжение сказки, а затем (дополнительный этап) принцип сопоставления.

Методика оценивает воображение дошкольника. Напомню, что Дьяченко в своей книге, о которой я уже упоминала несколько раз в теоретической части, писала, что уровень развития воображения зависит от средств, применяемых ребенком при создании идей, и от умения выстраивать образы в цепочку-замысел. Определяющую роль в развитии воображения играет овладение специфическими средствами, создание цели и плана.

Средства:

  • образ, построенный способами "опредмечивание" или "включение";
  • наглядная модель, фиксирующая план реализации этого образа.

"Опредмечивание" – способ построения образа в основном используется в заданиях на замещение: от ребенка требуется использовать заданный условный заместитель предмета или подобрать его самостоятельно к предмету.

Умение использовать образ-включение складывается в заданиях с широким контекстом (типа сочинений сказок и историй): заданные признаки связываются включением в разные аспекты содержания, выбранного ребенком.

В моей методике при этом необходимо было сохранять направленный характер воображения, следование определенной задаче, иначе ребята могли бы уйти в отрывочное и неупорядоченное фантазирование.

Методика дает ребенку возможность создания новых структур, учитывая старые. Продолжая сказку, с помощью фигур (как орудий), он применяет фантазию, переносит свойства каких-то сказочных предметов на конкретные. Время, за которое он это делает, и детальность описания позволяют оценить уровень развития воображения.

Четкость членения сказки на смысловые части, которые носят характер эпизодов, отличающихся друг от друга составом персонажей и характером их действий, позволяет строить ее адекватную модель.

В задании на замещение (3 дополнительный этап) развивалось умение использовать "опредмечивающий" образ. Так же они создавали основу для перехода к действиям моделирования.

Возможно, минус мое методики в том, что я применила "опредмечивающий" образ только после образа, построенного способом "включение", хотя включение по сути своей тяжелее.

Но мне хотелось посмотреть на то, как справятся дети с заданиями, требующими от них умение использовать тот или иной тип образа, а также через положительную оценку взрослым выбора нужного способа. И мне было интереснее посмотреть на то, как они справятся с «включением».

С помощью анализа использования этих средств я и оценивала воображение дошкольника.

1. Е.Е. Кравцова «Разбуди в ребенке волшебника» М.: Просвещение, 1996.

2. Эльконин «Психология игры»

3. Л.С.Выготский из лекций по психологии «Лекция пятая. Воображение и его развитие в детском возрасте, со с. 636

4. Из хрестоматии: О. М. Дьяченко ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА со с.224; Е.Е. Кравцова «ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я — ИГРА!» со с.231

5. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Познавательное развитие в дошкольном детстве». Издательство Мозаика-Синтез 2012.

6. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М.Дьяченко. – М.: Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996.

7. Давыдов, В.В. Избранные педагогические статьи [Текст] / В.В.Давыдов. – М.: Педагогическое общество России. – 2003. – 475 с.



Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Наклейки как материал для развития воображения
  • Техника улучшения памяти и развития воображения
  • Развитие воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • "Алые паруса" или ловушка воображения
  • А страх всего лишь плод воображения
  • Развитие воображения младших школьников
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Психология Хеллоуина. Игры разума и воображения.
  • Кто любит авторские сказки? Сказка "О силе любви"
  • Сказки малышам (на примере сказки "Волк и семеро козлят")
  • Символика сказки или "Сказка как ресурс"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • О роли воображения...
  • Сила воображения
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Дзене (Сказка о деньгах)
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Если ребенок Вас не слушает — возможно Вы несёте бред" (с)
  • Целебная сила воображения
  • Приглашаю в сад вашего воображения
  • Сила воображения. Медитации
  • Техники воображения и визуализации
  • Друдлы. Тренировка воображения
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Развитие образа "телесного Я" в детском возрасте.
  • Поможет ли мир воображения справиться с утратой?
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • «Волшебство в решете» или «Сила нарциссического воображения».
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о вере



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь