|
Изучим воображение дошкольникаАвтор статьи: Виктория Пархаева
Воображение является особой психической функцией, которая позволяет элементы одной реальности рассматривать в качестве элементов другой реальности [5; 331]. Это особая форма познавательной деятельности ребенка, с помощью чего ребенку доступны сферы внешней действительности и собственного морального сознания. Существует альтернативная реальность: человек находиться в одной реальности, а его действия – в другой. Рудиментарная функция воображения: для взрослого это одна вещь (стол, например), для ребенка иная (дом). О проблеме развития воображения дошкольника существует много дискуссий, при работе с ними, ее масштабы обычно представляются искаженно. Как говорил Спиноза: «Человек – это вселенная». Дошкольник же – набор Вселенных, поэтому к нему с одной стороны нужно относиться с трепетом, с другой – с некоторой строгостью. Воображение в дошкольном возрасте определенно носит активный характер, таким образом, здесь происходит рост производительности воображения, появляются элементы творчества. Именно поэтому необходимо подбирать оригинальные методики для оценки развития воображения у дошкольников. Так, мы предлагаем интересную, атворскую методику изучения развития воображения дошкольника. Методика называться «Новая сказка». Цель: оценка творческого воображения дошкольника Возраст: старший (5-7) дошкольный возраст Стимульный материал: 6 карточек: 5 с рисунком, 1почти пустая; лист А4; цветные карандаши Время проведения: Желательно утром/днем, 20-30 мин. Ход проведения: Методика проводится в два этапа. Ребенка сажают за стол, кладут поочередно 6 карточек. Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Вот тебе карточки, на них изображены разные картинки(1-замок, 2-сад и принцесса с мамой, 2 – тот же сад, пошел дождь, 3- лес с промокшими принцессой и ее мамой, 4-избушка, 5-открытая дверь избушки). Но видишь, 6 картинка пустая, на ней изображены только фигуры (рекомендуются простые фигуры: 1-максимум 3 фигуры). Посмотри на эти картинки и придумай, пожалуйста, сказку и расскажи мне ее. Когда закончишь, я дам тебе пустой лист с такими же фигурками, что и на 6 карточке и попрошу тебя придумать и дорисовать, с помощью этих фигур, конец сказки. А ты мне ее расскажешь, потому что мне очень это интересно». Если инструкция с первого раза трудно восприимчива для ребенка, повторяют ее еще раз, медленно, по частям. Если инструкция понятна ребенку, то можно приступать к заданию. Пока ребенок придумывает сказку, его нужно поддерживать, задавать вопросы, хвалить, так как задание не очень простое. «Включение». Когда ребенок придумал сказку, и осталось лишь закончить ее, то пора выдать ему лист бумаги с фигурками (кружки/ квадрат/ прямоугольник), цветные карандаши и попросить сделать из этого конец сказки, какой он пожелает. Небольшая помощь тут, скорее всего, тоже понадобиться. По крайней мере, для детей среднего дошкольного возраста. Оценка: Общая оценка:
Нужно делать акцент на скорости выполнения заданий, деятельности описания, креативности, оригинальности, логичности высказываний (когда дети придумывали сказку). Оценка качества выполнения задания: 1. Придумывание сказки по 5 карточкам:
Стоит учитывать, что под элементами подразумеваются видные сходства с детской сказкой, как бы отсылка. Если ребенок вводит в свою сказку «волшебного лебедя», но этот лебедь имеет свою историю, а не похожую на сказку «Принцесса лебедь», за это ставится 3 балла. 2. Дорисовывание по фигурам. Конец сказки (если это всего один предмет, вместо целого рисунка, но ребенок все-таки рассказывает конец сказки, добавляется + 1 балл)
Выводы об уровне развития воображения:
*Замещение (опредмечивание) Если это дошкольник старшего возраста, то можно попробовать провести третий этап. Взять карточки с разноцветными фигурками и попросить ребенка сопоставить эти фигурки с героями, предметами из своей сказки. И объяснить свой выбор. Например, принцесса – это розовый треугольник, потому что девочки любят розовый, принцессы часто носят розовый, а треугольник, потому что он похож на длинную юбку принцессы. Или, к примеру, избушка – это коричневый квадрат и т.д. Стоит не забывать о логичности рассуждений ребенка. Если то, почему ребенок выбрал ту или иную карточку не ясно, то баллы не ставятся. Оценка:
Независимая переменная – это карточки с картинками, затем (дополнительный этап) карточки с фигурками. Зависимая переменная - это продолжение сказки, а затем (дополнительный этап) принцип сопоставления. Методика оценивает воображение дошкольника. Напомню, что Дьяченко в своей книге, о которой я уже упоминала несколько раз в теоретической части, писала, что уровень развития воображения зависит от средств, применяемых ребенком при создании идей, и от умения выстраивать образы в цепочку-замысел. Определяющую роль в развитии воображения играет овладение специфическими средствами, создание цели и плана. Средства:
"Опредмечивание" – способ построения образа в основном используется в заданиях на замещение: от ребенка требуется использовать заданный условный заместитель предмета или подобрать его самостоятельно к предмету. Умение использовать образ-включение складывается в заданиях с широким контекстом (типа сочинений сказок и историй): заданные признаки связываются включением в разные аспекты содержания, выбранного ребенком. В моей методике при этом необходимо было сохранять направленный характер воображения, следование определенной задаче, иначе ребята могли бы уйти в отрывочное и неупорядоченное фантазирование. Методика дает ребенку возможность создания новых структур, учитывая старые. Продолжая сказку, с помощью фигур (как орудий), он применяет фантазию, переносит свойства каких-то сказочных предметов на конкретные. Время, за которое он это делает, и детальность описания позволяют оценить уровень развития воображения. Четкость членения сказки на смысловые части, которые носят характер эпизодов, отличающихся друг от друга составом персонажей и характером их действий, позволяет строить ее адекватную модель. В задании на замещение (3 дополнительный этап) развивалось умение использовать "опредмечивающий" образ. Так же они создавали основу для перехода к действиям моделирования. Возможно, минус мое методики в том, что я применила "опредмечивающий" образ только после образа, построенного способом "включение", хотя включение по сути своей тяжелее. Но мне хотелось посмотреть на то, как справятся дети с заданиями, требующими от них умение использовать тот или иной тип образа, а также через положительную оценку взрослым выбора нужного способа. И мне было интереснее посмотреть на то, как они справятся с «включением». С помощью анализа использования этих средств я и оценивала воображение дошкольника. 1. Е.Е. Кравцова «Разбуди в ребенке волшебника» М.: Просвещение, 1996. 2. Эльконин «Психология игры» 3. Л.С.Выготский из лекций по психологии «Лекция пятая. Воображение и его развитие в детском возрасте, со с. 636 4. Из хрестоматии: О. М. Дьяченко ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА со с.224; Е.Е. Кравцова «ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я — ИГРА!» со с.231 5. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Познавательное развитие в дошкольном детстве». Издательство Мозаика-Синтез 2012. 6. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М.Дьяченко. – М.: Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996. 7. Давыдов, В.В. Избранные педагогические статьи [Текст] / В.В.Давыдов. – М.: Педагогическое общество России. – 2003. – 475 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|