Поймай меня, если сумеешь

Мы выбираем, нас выбирают –  это всегда так совпадает!

Пролог

Хорошо помню свое тогдашнее состояние – купилась сразу с первого взгляда!

За психологической помощью обратилась молодая женщина, выглядевшая как современный подросток, обаятельная озорница, с потрясающим чувством юмора, свободно говорящая на нескольких языках, интеллектуальный гурман, смакующая Джойса и Умберто Эко, безыскусно носящая бремя благородной родословной, способная создавать эксклюзивные вещи и совершать неординарные поступки, зашкаливающие по меркам моей системы координат. Мне тот час захотелось вслух восхищаться и завидовать авантюризму, особенным кондициям, издающим призывные трели манка для притягивания уток.

Последующие мои взгляды (второй и третий, и т.д.), украдкой оценивающие сложившуюся ситуацию, выглядывали из-за дверного косяка, отчаянно сигнализируя о трезвой критичности, но на фоне первого, лучезарного, быстро тускнели. Они казались слишком пресными блюдами, по чьему-то недоразумению попавшими на пир, предлагающий выбор изысканных пряных и острых яств.

 - Брысь отсюда! - отмахивалась я, и трагические всполохи с шипением тухли.

Ни на одну профессиональную супервизию этот кейс заведомо не представлялся, слепые пятна не обнаруживались в контрпереносе – «у нас всё хорошо». Нет потребности в альтернативном видении, когда ты основательно влип в медовую паутину, и все твои движения, взгляды и намерения на самом деле зорко предвосхищаются и контролируются блестящей паучихой, обладающей суперпозиционным зрением.

А ведь человек нуждался! Говорил о страшном погребающем хаосе, о времени, утекающем сквозь пальцы (денег и сил это также касалось), о нереализованных планах, отсроченной жизни, груде препятствий, изнурительном страхе. Она перетрудилась, измучена и виновата. Надо помочь! Старт был обещающим, но дело стало невыигрышным. Началась утомительная игра в догонялки со скользкой как угорь и хитроумной как безбородый обманщик плутовкой. Непродуктивная функциональная активность, в основе которой не результат, а процесс, и процесс – бессознательный, где, игроки  безотчетно обманывают друг друга, игнорируя условия реальной жизни, весьма изобретательно имитируют главное небытие – иллюзорные отношения в паре.

Ах, если бы сразу понимать, что в данном случае несистемность и беспорядок - защитные ресурсы, потенциально полезные ценности, нуждающиеся в должном уважении!

Игра эта «догонялки», надо сказать, древнейшая, уходит корнями в природную охотничью сущность человека. Гарантирует и удовольствие, и азарт, и результат. Однако чтобы получать должное наслаждение, нужно обязательно соблюдать правила – нельзя убегать слишком далеко, нельзя прятаться слишком близко, нельзя стоять за спиной партнера и показывать ему «рожки». Так «свободные» действия игроков регламентируются и подчиняются определенному смыслу ответственности. В описываемой мною ситуации совместная игра оборвалась сразу же, как только я, наконец-то, с гневом признав себя обманутой, твердо напомнила о правилах. Молодая женщина без слов и объяснений моментально скрылась с глаз долой, оставив меня в роли фигового сатисфактора, растерянного и подавленного психолога с разбитым сердцем. Ни ответа, ни привета, ни фитбэка - ничего. Иллюзорная свобода обвалилась с грохотом.

Эрик Берн, основатель транзактного анализа, считал, люди играют в игры, чтобы обманным путем добиться обязательной психологической расплаты — «выигрыша», вожделенного негативного реванша, который они неосознанно стремятся получить, избегая ответственности, следуя усвоенному в раннем детстве специфичному сценарию взаимоотношений. Во время таких игр Взрослый не ведает, что вытворяют меж собой Родитель и Ребенок.

Согласно психоналитической теории, в игре проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизни, не сумевшего с ней совладать. Игра, изначально развивающее пространство, предназначенное для проявления творческой активности, превращается в свалку вытесненных негативных переживаний; и вместо зрелых плодов роста выражает фактор недостаточности и ущербности, из подготовки к жизни превращается в бегство от неё.

В юнгианской аналитической психологии игроком и ловкачом, нарушающим правила злонамеренно или из желания подурачиться, выступает архетипический трикстер, изворотливый бог юмора, обмана и беззакония. Он укореняется в психике человека вследствие получения нарциссической травмы на самом раннем этапе развития - бессознательный архетипический трикстер накрепко слипается с младенческим эго, патологически искажая диалог между эго и Самостью, удерживая движение душевных процессов в тисках психопатической и/или нарциссической динамики. Нэнси Дж.Догерти и Жаклин Дж. Вест описывают подобную динамику как пассивно-агрессивную структуру характера, лежащую в антагонистическом паттерне («Матрица и потенциал характера. С позиций архетипического подхода и теорий развития»).

Что же пошло не так – попытка анализа

Самые очевидные пункты договора – время и деньги – неизменно саботировались. Пациентка в с е г д а опаздывала и платила н е с в о е в р е м е н н о, а точнее, как попало, без конца ссылаясь на забывчивость, несобранность, неустроенность, житейские заботы, проблемы со здоровьем. Я с великим трудом удерживала границы оговоренного терапевтического сеттинга. Пациентка одним махом провоцировала у меня  бурное возмущение и тут же мастерски «запрещала» выражать даже малейшее недовольство: сыпала отговорками, находчиво шутила, заразительно смеялась, чистосердечно обещала, покаянно складывала руки, непритворно плакала, со всей прямотой обличала свою «неорганизованность». Собственно, прокрастинация – был формулируемый повод для прихода в терапию. Имплицитный запрос похож на жесткое отыгрывание комплекса брошенного ребенка, ставшего шутом. «Меня бросили, а я выжила, но как жить, не знаю».

Итак, в терапии негласно установились следующие правила: критиковать категорически запрещено, оценивать тоже, обозначение наблюдаемого факта – бесполезно, выражение поддержки выглядит несколько подложно. Зыбкое «Я» пациентки, смесь сознания и бессознательного,  воспринимало любое, пусть самое мягкое и корректное замечание или даже взгляд (взгляд – особенно!) извне как ранящее оскорбление в своей адрес, погружающее ее в глубины фатального поражения. Я же, сокрушенно поддакивая, в очередной раз надевала маску Понимающего Арлекино. Комедия дель-арте.

В течение 30-часовой, недолгой по аналитическим меркам, терапии нам удалось легким пунктиром связать явные аспекты в психике пациентки: комплекс брошенности – комплекс неполноценности – самоустранение из важных жизненных коммуникаций как самонаказание – внутренняя зависимость от мощной силы, блокирующей движение вперед и производительную творческую деятельность – проецирование образа «Я-идеальная» на других. Бездействие, в этом случае,  оказывается отличным способом для отыгрывания фрустрации в отношениях: можно забыть, отложить, впасть в ступор, устроить демонстративную или «случайную» обструкцию. Однако более глубокую проработку данной психологической драмы и динамику  психических процессов я разбирала сама, в одно лицо – чтобы восстановить изрядно накренившуюся профессиональную компетентность и понять собственную «слепую» готовность попадаться в липкие ловушки. Кстати, до сих пор в русском языке сохранился древнеславянский синоним: «слепой» значит «темный».

Запутанная энергия трикстера – динамика темной власти

Поймай меня если сумеешь



То, что в данных терапевтических отношениях скрывалась борьба за власть, становится яснее ясного, стоит лишь отойти в сторону от ситуации и сделать пару глубоких вдохов-выдохов. Похоже, эта борьба началась и не прекращается с тех пор, «когда мы были молодые». Вопрос: кто с кем борется?

Согласно аналитическим воззрениям, младенческое эго пациента может переработать деинтеграционную травму развития, если рядом с ним находится сильная поддерживающая структура - отзеркаливающая, контейнирующая мать. Если такой психический опоры нет (у данной пациентки, в силу определенных семейных обстоятельств, ее на самом деле не было), тогда мощные архетипические содержания пришедшей в движение Самости могут «затопить» нарождающееся эго. «Внутренний мир человека на ранней стадии развития оказывается во власти тиранических сил, переживая сильнейший внутренний хаос» (Догерти Дж.Н., Вест Дж.В.). Защитный механизм, образно говоря, поддерживающий предохранитель, отщепляется в активный комплекс, содержащий в себе, как нам видится, ядро архетипического трикстера, «первобытного «космического» существа, обладающего божественно-животной природой» (Юнг К.Г.). При активизации такого комплекса психический поток энергии между  эго и Самостью оказывается заблокированным: требования эго могут восприниматься Самостью как объекты нападения, и, наоборот, любые подлинные Самостные посылы могут тестироваться эго(м) как опасные для жизни. Психическая энергия канализируется на фиктивной оси: ложная Самость – эго, находящееся в слиянии с трикстером. Отождествляясь с трикстером, душа ребенка, начинает борьбу за власть с грозной архетипической материнской фигурой. Эго ребенка закрепляется там, где у матери нет власти, а именно, «матерью не является». В итоге, трикстер, а не мать закладывает основы бытия детской  психики - в них сохраняется слияние с комплексом, отсутствует возможность развивающей дифференциации и сепарации, зато образуется иллюзия независимости и свободы, отшлифовывается «бегство» в игру и отход от реальности. Бессознательно защищаясь, ребенок-трикстер (а затем и подросток, и взрослый человек) использует свои тайные приемы: саботирует, раздражает, обвиняет. Агрессию он проявляет столь изворотливо, что его практически нельзя «прищучить». В таких игровых маневрах – море удовольствия, ключевого элемента динамики. Однако забава, как правило, бессознательна, и поэтому услада еле уловима. Это - ловушка, вырваться из которой можно, лишь полностью перестроив структуру эго, и значит решиться глубоко регрессировать в архетипические владения хаоса и Великой Матери, чтобы в достаточной степени дезинтегрироваться и запустить процесс новой самоогранизации. Кому, скажите на милость, понравится добровольное снисхождение в преисподнюю? «Лучше» язвить, дурачиться, блистать, строить эгоистические козни, вредя себе и другим, или ничего не делать и … страдать.

Пациентка иногда упоминала о парализующем ее страхе ожидания наказания и мучительной непереносимости переживания себя как причины боли других. Но глубоко размышлять на эту тему не хотела, не было сил и готовности. Клоун-трикстер –  защитник от злых людей, ограждал и ее саму от себя (Себя) самой. Плут считает, что обводит вокруг пальца того, кто символизирует власть, но в проигрыше, по факту, оказывается сам человек. Такова плата. Таково коварство и «липучесть» данного поведения.

Ремарка о пользе предохраняющей защиты триктера

Динамика трикстера запутана и сложна. Если мы не имеем в виду некие духовные практики, магические обряды исцеления или посвящения, где энергия трикстера используется осознано и целенаправленно, то в обычной жизни власть «темной» силы реально опасна. Возможность нарастающего хаоса и тревоги, предчувствие сумасшествия скрытно побуждают у человека совершение непоправимо-необдуманных поступков, даже суицида. Трикстер легко провоцирует разнообразные напасти – человек способен довести мастерство самовредительства до совершенства. Пациентке снились сны, где она встречалась со своим двойником-антиподом, совершающим ужасные насильственные действия, или суд, на котором присяжные заседатели жаждали по делам наказать ее самим жестоким образом, а она выживала, вертясь как уж на сковородке. Поэтому натренированное увиливание и мастерское афиширование себя растеряхой и неумехой – хороший способ не только адаптации, но и уклонения от намерения лишить себя жизни.

Ловушка – двойной капкан

Несмотря на развитые эмоциональные подстройки во взаимодействии, люди с таким типом характера выглядят эмоционально незрелыми. Тем не менее, пациентка была достаточно развита для того, чтобы хотеть отношений и стремиться к ним. Однако способность к близкому контакту неизбежно ограничивалась страхом собственной неполноценности и восприятием себя ненужной и поверженной. Кроме этого, материнская фигура (а, значит, и терапевта, выразителя родительских проекций) в психическом была обозначена как подавляющая и отвергающая. Страх и стремление к превосходству затягивают внутри псюхэ «двойной узел»: признание могущества Другого и собственной слабости и, в то же время, борьба с Другим за власть, зависть к нему и ожидание реванша-поверженности Другого. По мысли Догерти Дж.Н. и Вест Дж.В., «испытав поражение в детстве, сейчас (личность) настойчиво проецирует вину и желание отомстить на других, выплескивая бессознательную агрессию» не открытым способом, но завуалировано – в качестве примеров весь список поведенческих паттернов, описанных в начале статьи.

Отрицание – основная защита данной структуры. Даже интернализованные нормы Супер-эго человеком отрицаются или подавляются. Нарушение договоренностей вызывает (подавляемое) чувство стыда, но переживается со смехом, как запредельное молодечество. «Хотя сам по себе человек не скверный, но совершает гнусные поступки, потому что сам этого совершенно не осознает и чувствует себя отчуждено» (Юнг К.Г.).

Постоянные «двойные захваты» и «липкие» сцепки сбивают с толку и хоть кого рано и поздно доведут до исступления. Оставаться отзывчивым, но эмоционально не вовлеченным позволяет факт осознанного понимания, что перед нами драма ребенка, глубокого разочарованного в любви, испытывающего острую неудовлетворенную потребность в близком контакте. Он отчаянно борется за любовь. Но желание отношений, как намерение обратить внимание другого на себя, бессознательно реализуется со скрытой агрессией, и поэтому вместо устойчивой надежной связи «борец» наносит поражение своему визави, оставаясь и сам в позиции отчужденного. Такое взаимодействие подкрепляет сложившуюся уверенность что, с одной стороны, он действительно не достоин любви, с другой стороны, злые люди желают ему зла. В какой-то мере так оно и есть, только страдание причиняет не другой человек, а искушающий архетип трикстера, захвативший в плен эго.

Кролик, лиса и жемчужина



Рассказывать сказки, где хитрецы обманывают друг друга, нет нужды – обаятельные лисы, зайцы-кролики и прочие плуты-животные многообразно представлены в любом фольклоре. Мне кажется, зооморфность персонажей не случайна, она отсылает наше сознание к первобытным, во всех смыслах доцивилизованным отношениям и напоминает о «божественно-животной природе» трикстера. Как приятно посмеяться над одураченными простаками сказочных историй. Но насколько прозорливо мы сами замечаем ловушки, расставленные на нашем пути?

Однажды пациентка принесла на сессию метафору: время, деньги, планы напомнили ей спешащего и убегающего кролика, которого она ловит и никак и не может поймать. Что называется, проективно самораскрылась. Именно образ кролика стал ключом для понимания сути отношений, и терапевтических в том числе, которые формирует молодая женщина. Как только моей сознание прояснилось, и я была готова предложить работу, исследующую скрытую динамику нашей кооперации «поймай кролика», пациентка без колебаний «убежала» и «скрылась в нору». Тем не менее, я очень благодарна ей за «кролика», универсальный образ соблазнения и наивности, провокаций и искушений, гнева и смеха. Настоящая пассивно-агрессивная борьба, в которой использование ответной хитрости приносит лишь кратковременное облегчение, а игра, как модель взаимодействия, продолжается с прежней силой, ибо одурачить трикстера не значит одержать над ним победу, в следующем раунде нокаутирован будешь ты.

Трикстер или Дух Меркурия, которому Юнг К. Г. посвятил одно из своих доскональных исследований – не просто бог беззакония, авантюры и обмана, но бог границ и перекрестков, божественный вестник, исцеляющий маг, существо, выполняющее связующую трансцендентную функцию. «Так называемый цивилизованный человек забыл о трикстере. Он помнит его лишь образно и метафорически, когда, раздраженный своим собственным неумением, он говорит о судьбе, сыгравшей с ним шутку, или о заколдованности вещей».

Карнавалы, где господствует дух трикстера, до сих пор помогают людям раскрепоститься и вступить в непосредственные и прямые отношения, как друг с другом, так и с ощущаемым нуминозным, непостижимым образом дарующим просветление. Особый дар - получить в награду воплощение духа, драгоценную жемчужину. «Жемчужина» - образ, также возникший во время одной из сессий (у меня этического права рассказывать обо всех деталях происхождения данной метафоры). Общеизвестно, что жемчужина появляется в результате защитной реакции моллюска в ответ на внедрение в его тело чужака-приживальщика. У моллюска нет возможности избавиться от чужеродного включения, поэтому он начинает обволакивать его перламутром, слой за слоем. Так природа рождает великолепное изящное чудо, жемчужину – символ трансформации.

 «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда» (А. Ахматова).

 Я очень рада, что успела вернуть пациентке ее «жемчужину», надеюсь, что она присвоила свою проекцию, помещенную изначально на внешний объект.



 В целом я благодарна встрече с обаятельным трикстером, его дух авантюризма действительно восхищает и раскрепощает. Кроме того, принуждает отказаться от уютных миражей собственной неуязвимости. Он заставляет человека отказаться от привычных форм адаптации, переступить границы и двигаться, следуя божественному посланию.

P.S. Как только данная статья была полностью продумана и начала писаться, спрятавшаяся героиня откликнулась очень ценным, честным признанием. Это важно для нас обеих. Впрочем, я почему-то не сомневалась в подобном исходе. Наверное, излишне самоуверенно. Но с другой стороны, иметь на руках такую прекрасную «жемчужину» и при этом мелочиться по-детски – вроде не комильфо.

 

 

 

 



Просмотров: 479
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Архетип Трикстера или почему полоса неудач и неприятные случайности могут быть не случайны.
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Тень и архетип Трикстера
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Лето жизни. Противостояние: Трикстер, или Чёрный маг.
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • «У меня есть тараканы» или комплекс неполноценности: как принять и полюбить себя.
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Как установить контакт со своим подсознанием? даже если ты обычный человек
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • За что в отношениях берет на себя ответственность взрослый человек?
  • Человек не видит себя со стороны
  • Я полюблю себя, когда меня полюбит кто-то другой
  • Отношение ко внешности: принять себя, значит иметь возможность изменить себя
  • Я не люблю себя, поэтому… А если бы любила…
  • Как сделать, чтобы нужный человек появился в жизни?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Если сильно злишься. Как выражать агрессию, чтобы не вредить себе и другим
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Образ разочарованного человека, давно изжил себя.
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь