Идеальный клиент? | Или “психологический контракт” на успешную сессию

Идеальный клиент  Или психологический контракт на успешную сессию

Мне всё не даёт покоя вопрос, а должен ли клиент понимать кухню психотерапии и «читать» стратегию, которой идёт его психотерапевт?

Похожа ли терапевтическая сессия на выступление фокусника? И должен ли «фокусник»-терапевт раскрывать свои карты и объяснять механизм того иного приёма, техники, который он использует?

А что если клиент пребывает в процессах страха, возмущения, в общем дискомфорта и встречается с недоверием к терапевту и ему не хватает какого-то своего ресурса поднять это в процессе сессии?

Иногда психотерапевтическая сессия начинает напоминать спектакль «Серый кардинал и Мушкетёр» где «серый кардинал»  в лице терапевта «плетёт интриги» и «водит за нос» клиента, а клиент как бравый «мушкетёр» пытается «его раскусить» и «вывести на чистую воду».

Замечая подобное на своих сессиях и по рассказам клиентов о моих коллегах, я пришла к кое-каким умозаключениям для клиента и терапевта. Своего рода ряд «манёвров», как поучаствовать обоим в том, чтобы терапевтическая сессия была эффективной в содержании запроса, а не сошла на это противостояние двух «кто-кого».

Отношения между терапевтом и клиентом, а главным образом, их организвация может стать залогом эффективной сессии:

1. «Было дело...»

Будет полезным обсудить имеющийся опыт клиента в его обращении к психологам/психиатрам/психотерапевтам. Это полезно исключить хождение по одним и тем же граблям, и обсудить, есть ли какие-то моменты, которые помогут сессии быть эффективной. И, конечно, обговорите общее понимание результата встречи, его реальный возможный минимум.

2. «Как только так сразу!»

Обговорите между собой правило, что как только возникает «странное чувство» или «подозрение» останавливать ход беседы и обсудить этот неожиданный отклик друг к другу. Потому что это позволит убрать «мешающий фактор» или вдруг сделать интересное «открытие о себе».

3. «А польза в чём?»

Давая какое-то упражнение или эксперимент обсудите кратко его цель. На что должен обратить внимание клиент в ходе его выполнения (т.е. чем оно может быть полезно ему), и как с результатами планирует быть терапевт.

4. «Я такой фасон не ношу!»

Все, что предлагается на консульиации/сеансе терапии – как связка ключей на подбор. Терапевт не может знать, какой именно подойдет клиенту, поэтому предлагает варианты. За клиентом проверка по своим ощущериям, что ему ближе. Обсудите эти варианты, возможно, в ходе беседы, один из них откроется под неожиданным углом. Важно обсуждать и пробы клиента в его жизни действовать по-другому. Иногда способ хороший, но клиенту он либо не подходит, либо он не определил место способа в своем стиле поведения.

5. «Меня терзают смутные сомненья...»

Если у кого-то из Вас возникают какие-то опасения или подозрения по поводу мотивов друг друга или полезности происходящего в сессии, делитесь друг с другом эмоциональными откликами. Терапевту это поможет не быть в иллюзии на счет клиента, а клиенту участвовать в происходящем через свою обратную связь. Это позволит вскрыть неожиданные друг для друга смыслы. 

6. «Говорим на разных языках»

Дело в том, что любые бытовые термины, которые мы употребяем в повседневной жизни – своего рода слова-контейнеры, и каждый человек определяет в их содержании свои смыслы. Для одного любовь – это телесный контакт и ласка, для другого – жертвование в посльзу партнера и горячий суп. Так и в сессии «что ты под этим имеешь ввиду?» проясняет порой самые ключевые моменты, мешающие понимать друг друга, а порой и выводящие на понимание сути обсуждаемого, а там и до решения проблемы клиента недалеко.

7. «Теряем время...»

Если на одной из встреч, обычно это за 5-ую встречу у кого-то возникает ощущение неэффективности, поднимите этот вопрос. Поделитесь своими наблюдениями, опасениями, идеями. Возможно, резьтат этого обсуждения приведет вас к важным перестройкам взаимодействия друг с другом, а может, правда, приведет к прекращению работы.

И вот, обговорив эти моменты, оставьте это на естественный ход течения сессии. Если все же клиенту не удалось найти в себе доверия и смелости обсуждать «затыки» в терапии, то задача терапевта – «сканировать» феномены своего клиента, пока клиент «сканирует» своего терапевта.

Кого-то может смутить, что я «облегчаю» работу терапевту, но дело ни в этом. Терапевтическая сессия – это не жкзамен терапевта за деньги клиента. Они плывут в одной лодке, и нет ничего зазрительного, если клиент в состоянии вовлеченно работать в содержании сессии и ее организации. Жтим он помогает не терапевту, а себе – устранить предрассудки и смущающие факторы. 

Вот, собственно, и все. Делюсь с Вами такими идеями. Буду рада отзывам тех, кто имеет похожий опыт, как клиентский, так и терапевтический.

Будет ли это полезным?

 

Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ"

Наше сообщество Вконтакте "7 КЛЮЧЕЙ"

 



Просмотров: 530
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Страхи клиента, которые мешают эффективной сессии у психолога
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Травмировать клиента на сессии, возможно ли это?
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Особенность клиент-терапевтической сессии в гештальт-терапии.
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Клиент и психолог как отражение друг друга
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • "Слова только мешают понимать друг друга..."
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Если клиент влюблен в своего психотерапевта...
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Почему друг не может быть психологом, а психолог другом
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Идея "Найди дело по душе и не будешь работать ни одного дня" и ее влияние на клиента
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Слияние у терапевта и клиента
  • Откровенность, как стремление "отпугнуть" не своего клиента.
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • О значимости терапевта для клиента. Диалоги б17
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Должен ли психолог понимать клиента с полуслова?
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Клиент глазами терапевта.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь