|
Идеальный клиент? | Или “психологический контракт” на успешную сессиюАвтор статьи: Попенкова Ирина Михайловна
Мне всё не даёт покоя вопрос, а должен ли клиент понимать кухню психотерапии и «читать» стратегию, которой идёт его психотерапевт? Похожа ли терапевтическая сессия на выступление фокусника? И должен ли «фокусник»-терапевт раскрывать свои карты и объяснять механизм того иного приёма, техники, который он использует? А что если клиент пребывает в процессах страха, возмущения, в общем дискомфорта и встречается с недоверием к терапевту и ему не хватает какого-то своего ресурса поднять это в процессе сессии? Иногда психотерапевтическая сессия начинает напоминать спектакль «Серый кардинал и Мушкетёр» где «серый кардинал» в лице терапевта «плетёт интриги» и «водит за нос» клиента, а клиент как бравый «мушкетёр» пытается «его раскусить» и «вывести на чистую воду». Замечая подобное на своих сессиях и по рассказам клиентов о моих коллегах, я пришла к кое-каким умозаключениям для клиента и терапевта. Своего рода ряд «манёвров», как поучаствовать обоим в том, чтобы терапевтическая сессия была эффективной в содержании запроса, а не сошла на это противостояние двух «кто-кого». Отношения между терапевтом и клиентом, а главным образом, их организвация может стать залогом эффективной сессии: 1. «Было дело...» Будет полезным обсудить имеющийся опыт клиента в его обращении к психологам/психиатрам/психотерапевтам. Это полезно исключить хождение по одним и тем же граблям, и обсудить, есть ли какие-то моменты, которые помогут сессии быть эффективной. И, конечно, обговорите общее понимание результата встречи, его реальный возможный минимум. 2. «Как только так сразу!» Обговорите между собой правило, что как только возникает «странное чувство» или «подозрение» останавливать ход беседы и обсудить этот неожиданный отклик друг к другу. Потому что это позволит убрать «мешающий фактор» или вдруг сделать интересное «открытие о себе». 3. «А польза в чём?» Давая какое-то упражнение или эксперимент обсудите кратко его цель. На что должен обратить внимание клиент в ходе его выполнения (т.е. чем оно может быть полезно ему), и как с результатами планирует быть терапевт. 4. «Я такой фасон не ношу!» Все, что предлагается на консульиации/сеансе терапии – как связка ключей на подбор. Терапевт не может знать, какой именно подойдет клиенту, поэтому предлагает варианты. За клиентом проверка по своим ощущериям, что ему ближе. Обсудите эти варианты, возможно, в ходе беседы, один из них откроется под неожиданным углом. Важно обсуждать и пробы клиента в его жизни действовать по-другому. Иногда способ хороший, но клиенту он либо не подходит, либо он не определил место способа в своем стиле поведения. 5. «Меня терзают смутные сомненья...» Если у кого-то из Вас возникают какие-то опасения или подозрения по поводу мотивов друг друга или полезности происходящего в сессии, делитесь друг с другом эмоциональными откликами. Терапевту это поможет не быть в иллюзии на счет клиента, а клиенту участвовать в происходящем через свою обратную связь. Это позволит вскрыть неожиданные друг для друга смыслы. 6. «Говорим на разных языках» Дело в том, что любые бытовые термины, которые мы употребяем в повседневной жизни – своего рода слова-контейнеры, и каждый человек определяет в их содержании свои смыслы. Для одного любовь – это телесный контакт и ласка, для другого – жертвование в посльзу партнера и горячий суп. Так и в сессии «что ты под этим имеешь ввиду?» проясняет порой самые ключевые моменты, мешающие понимать друг друга, а порой и выводящие на понимание сути обсуждаемого, а там и до решения проблемы клиента недалеко. 7. «Теряем время...» Если на одной из встреч, обычно это за 5-ую встречу у кого-то возникает ощущение неэффективности, поднимите этот вопрос. Поделитесь своими наблюдениями, опасениями, идеями. Возможно, резьтат этого обсуждения приведет вас к важным перестройкам взаимодействия друг с другом, а может, правда, приведет к прекращению работы. И вот, обговорив эти моменты, оставьте это на естественный ход течения сессии. Если все же клиенту не удалось найти в себе доверия и смелости обсуждать «затыки» в терапии, то задача терапевта – «сканировать» феномены своего клиента, пока клиент «сканирует» своего терапевта. Кого-то может смутить, что я «облегчаю» работу терапевту, но дело ни в этом. Терапевтическая сессия – это не жкзамен терапевта за деньги клиента. Они плывут в одной лодке, и нет ничего зазрительного, если клиент в состоянии вовлеченно работать в содержании сессии и ее организации. Жтим он помогает не терапевту, а себе – устранить предрассудки и смущающие факторы. Вот, собственно, и все. Делюсь с Вами такими идеями. Буду рада отзывам тех, кто имеет похожий опыт, как клиентский, так и терапевтический. Будет ли это полезным?
Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ"
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|