|
Вот она какая, сказка непростая.Автор статьи: Милашина Ольга Георгиевна
Передо мной милая молодая женщина, замужняя, социально успешная. Ее беспокоит раздражительность, частое «недовольство всем и вся», непонимание самой себя. Одну из встреч мы посвятили работе с ее любимой сказкой. - Мама в детстве сказку рассказывала, как девочка хорошая пошла на поле и ножки поколола. «Пошла девочка на поле, гуляла там она со зверями разными – фантастическими и не очень: волчком, зайчиком. Пока девочка гуляла, далеко ушла, поле скосили клеверное. Клевер душистый, вкусно пахнущий, скосили, а жесткие стерженьки от него остались. А туфельки она где – то оставила, красненькие. Обратно, чтобы идти домой, пришлось ей ножки поколоть». Мораль сей сказки видимо такова: «туфельки не забывать» и не ходить по колючему полю. - Сколько лет было девочке? - Пять. - С кем жила девочка? - С мамой и бабушкой. - А где папа девочки? - Ушел за поле. - Что привлекло его за полем? - Ушел на заработки, а там его злая тетя не отпустила. Мама рассказывала про своего отца, что он ушел на заработки, а там «подженился», двоих детей родил. Там и остался навсегда. Кстати, когда дед ушел на заработки, маме было пять лет. Потом дед с бабусей развелись. И бабуся всегда говорила: «зачем жениться, все равно разводиться придется». И у меня, видимо, остался пунктик, всегда, когда жила с мужчиной, отказывалась выходить за него замуж, но, все равно, расставались. - Сколько тебе было лет, когда развелись твои родители? - Тоже, как и маме, пять. Надо же, я никогда не задумывалась, что во многом повторяю ее. Ее судьбу, ее качества, которые есть и во мне. Раньше я их в себе не замечала, а в процессе нашей работы обнаружила, то, что так сильно раздражало меня в маме, есть и во мне. Ее жесткость, категоричность, стремление все контролировать, всегда настаивать на своем, и многое что еще. Я думаю, что поэтому и отец ушел, не выдержал. И мамина мама такая же. Когда я поняла, что похожа на маму и бабушку, они перестали меня раздражать, наши отношения стали намного лучше. Но, я боюсь, что повторением их поведения, разрушу свои отношения с мужем. - Ты уже сделала много шагов на пути к близости с мужем. Давай вернемся к сказке. Чего девочке не хватало в начале сказки? - Тепла. - От кого она хотела тепло? - От мамы, бабушки, папы. А мама и бабушка вечно с хворостиной, а папы нет. - Чего хотела девочка, когда пошла в поле? - Избавиться от неприятных переживаний, убежища. - Ты говорила о животных в поле. - Да, заяц и волк, вместе живут. - Как волк на поле оказался? - Пришел из леса. - Какой он? - Мягкий, добрый. - Как домашняя собака? - Нет, волк. - А чем волк отличается от домашней собаки? - Он свободный. - Как он относится к девочке? - Он охраняет ее. - От кого? - От любого, кто может девочку обидеть. - Почему он ее охраняет? - Она маленькая, беззащитная. - А чем волк питается? - Цветочками, наверное. - Это реально для волка? - Нет, конечно. (Смеется). Зайчиками питается. - Если он питается зайчиками, почему стал жить и дружить с зайчиком? - Девочка с зайчиком давно знакома и, имея интерес к девочке, волк подружился с зайчиком. - То есть, ради девочки, волк стал дружить с тем, кого может съесть? - Да. - А как волк подружился с девочкой? - Однажды уже была похожая ситуация, косили в поле и, волк, увидев девочку на колючей части поля, зарычал, прогоняя ее на безопасное место. Он спас ее от укола ножек, и сам, за свою доброту, проникся к ней любовью. - А с зайчиком она как познакомилась? - Вышла на поляну, погладила его. - То есть, у них своеобразная иерархия: главный волк, затем девочка и потом зайчик? - Да, так. - Правильно я понимаю, что периодически девочка ходила на поле за поддержкой? - Да, правильно. - Туфельки как появились в ее жизни? - Мама купила. - Что для тебя означают туфельки? - Это то, что помогает передвигаться, но, снижает чувствительность. - Что для тебя означает их красный цвет? - Красные, значит, красивые. - А как случилось, что она туфельки потеряла? - Оставила где – то на краю поля. Захотелось босыми ножками по полю походить. - Как получилось, что девочка не заметила, что траву косить стали? - Заигралась девочка с зайцем и волком и не заметила, что траву косить стали. - А что волку помешало опять помочь девочке, он ведь с колючего поля один раз ее выгнал? - Он не догадался. - Вообще, мне интересно, как они общаются. Как волк узнает о желаниях девочки? - Догадывается. - А как волк мог помочь девочке? - Довез бы на себе ее до дома. - Что для нее означает прокатиться на волке? - Означает, что для начала надо его попросить. Он, не факт, что согласится. Лучше сама по колючему полю дойду. - Что мешает попросить? - Страх. Меня он всю жизнь преследует. Надо бы повышения зарплаты попросить, но связываться неохота. - А кто косил траву? - Хозяин поля. - А если бы он знал, что на поле маленькая девочка? - Он бы ее выгнал с поля и отдал туфельки. - А сама – то она видела его? - Краем глаза видела, но, предпочитала делать вид, что не видит. - Что получила девочка к концу сказки? - Печаль и поколотые ножки. - В начале сказки хотела любви, а в конце получила поколотые ножки. То есть, то, что она хочет и получает, сильно отличается? - Нет, она все - таки получила любовь и радость, так как насладилась общением с волком и зайчиком и рассчиталась за это поколотыми ножками. - Но, иметь поколотые ножки она сама выбрала. У нее была возможность, и не одна, сохранить целостность ног. - Да – а. - Значит, она получила то, что хотела, в том числе и боль в поколотых ногах. Мне эта история напоминает Русалочку из сказки Андерсена, которая поменяла русалочий хвост на ноги, зная, что каждый шаг будет причинять ей боль, чтобы находиться рядом с принцем. - Да, мазохистская сказочка, как и моя. Похоже, что и у мамы похожий сценарий. - В начале анализа ты сказала, что девочка, когда пошла в поле, хотела избавиться от неприятных переживаний. Затем выяснилось, что она все - таки получила любовь и радость, так как насладилась общением с волком и зайчиком. Получается, что твое внимание больше фиксируется на негативных моментах, на «кнуте», а не «прянике». Девочка уходит от «кнута», а могла бы двигаться к «прянику». Что бы тогда изменилось? - Мое частое «недовольство всем и вся» уменьшилось бы. - Как можно изменить сказку, чтобы она перестала быть «мазохистской»? Ты вообще - то хочешь ее изменить? - Да. Хочу изменить хозяина поля. Надо, чтобы хозяин не срезал траву. - А можно ли изменить хозяина поля? Другого человека? - Нет, не можно. Но, очень хочется. - Что может сделать сама девочка? - Можно туфельки найти, а можно представить, что появилась тропинка. - Тропинка опять появляется сказочным образом. - Да, я это понимаю. - Что может сделать сама девочка? - Тропинку может сделать хозяин поля. - Когда ты так рассуждаешь, как будто переносишь ответственность за свою жизнь на другого человека. Еще и не говоришь ему, что хочешь. Пусть сам догадается, а потом еще и обиду на него чувствуешь за то, что не так сделал. - Ну да. - Для изменений важно признать, что в любом событии есть часть и нашей ответственности. Ты согласна с этим? - Да – а. - Что все - таки может сделать сама девочка? - Как вариант, может выложить тропинку из веточек. - Сама будет выкладывать? - Да. - Вообще – то, она может помощи попросить. - Нет, она будет делать сама. - А рядом волк, рядом зайка, они друзья и, наверное, с удовольствием бы помогли. И втроем делать тропинку проще и быстрее. - Ну да (неуверенно). - Какие еще есть варианты у девочки, чтобы вернуться домой и ножки не уколоть? - Можно еще попросить хозяина поля, чтобы пока не косил, дал девочке возможность пройти по клеверу. - И тогда, когда девочка берет ответственность за свое здоровье, в частности, ножки, на себя, у нее появляются минимум три новых вариантов поведения. - Да, они новые, но, во всех нужно просить. Просить волка довезти меня до края поля, просить волка и зайца сделать тропинку, просить хозяина поля. - Чем для тебя отличаются просьба и требование? - Интонацией и громкостью голоса. - А еще, самое главное отличие, с моей точки зрения, то, что требование подразумевает безусловное выполнение сказанного, а просьба – возможность отказа. Если после отказа на просьбу возникает обида и злость, значит, это было требование, замаскированное под просьбу. А на самом деле просящий не допускал возможности отказа. Давай на нашем сказочном примере посмотрим, в чем отличия, когда девочка просит и когда требует. - Хорошо, например, девочка просит волка довезти ее до дома, она говорит: «Милый волк, довези меня до дома». - Волк ей отвечает: «Извини, но, сейчас не могу или не хочу». Что чувствует девочка? - Ой, обидно, он ведь друг, а друг всегда должен помогать. - Я слышу убеждение, что «друг всегда должен помогать». А так ли это? А если у него какие – то свои планы и желания? Он должен отодвинуть их? Значит, желания друга должны быть важнее собственных желаний. И тогда захочется ли дружить, если при этом становишься обязанным другому и лишаешься приоритета собственных желаний? - Не захочется. Поэтому я ни с кем и не дружу. Вернее, общаюсь, но, стараюсь не напрягать просьбами, чтобы не нарушить отношения. - Что произойдет с отношениями, если, когда тебе отказывают в просьбе, ты скажешь: «Ну и ладно!»? И поищешь другой вариант решения проблемы. - Тому, кто отказал, будет легче, не будет вины. Да и мне легче, не надо обижаться. - Если эти новые модели, которые ты придумала на поле, ты в свою реальную жизнь возьмешь, как это будет выглядеть? - И так, получается, что везде нужно просить. Первая модель – попросить волка довезти меня до края поля. Вторая модель – уговорить волка и зайца делать тропинку. Третья модель – просить хозяина поля. Получились три сказочных персонажа, которых можно попросить. Волк, заяц и хозяин поля. - Кого в реальной жизни тебе легко просить? - Мужа, но, все равно сложно, делаю это редко, боюсь, что не захочет выполнять мою просьбу. - Ты за него решаешь? - Ну да, получается, так. - Как мама относилась к просьбам? - Отрицательно. Она никого ни о чем не просила. И мама, и папа и люди, которые меня окружали в детстве. - То есть, если ты станешь просить, как будто станешь чужой среди своих? - Мама всегда говорила: «Ну что вас нагружать моими проблемами». Мне приходилось ее расспрашивать, чтобы она сказала, что она хочет. - Как ты себя при этом чувствовала? - Да ужасно. Поняла. Мой муж, наверное, чувствует себя так же, когда допытывается у меня о моих желаниях. Для изменения недостаточно ознакомления с новыми моделями поведения. Те модели, которые у человека имеются, формировались годами, он научился им у значимых людей. Прежде всего – у родителей. Для изменения, как я уже говорила в предыдущих статьях, необходимо родительское разрешение на изменения http://www.psyoffice.ru/article/55823/ http://www.psyoffice.ru/article/46172/. - Представь маму, посмотри ей в глаза, можешь сказать примерно следующее: «Мама, мне так же трудно просить, как и тебе. Я у тебя научилась. И я боюсь, что, если я буду поступать по – другому, то стану для тебя чужой?». ( Говорит…) Как мама реагирует? - Она кивает головой, разрешает мне просить. Это здорово. - Как ты можешь применить в своей реальной жизни идею уговорить волка и зайца делать тропинку? - Тут сложно. Сложней, чем первый вариант. Там я должна одного человека попросить, а тут, как минимум, двоих. Да еще потенциальных врагов – волка и зайца. Например, когда мои подруги выходили замуж, у меня для них время нашлось, помочь им. А когда я выходила замуж, у них для меня – нет. Объяснили, что им трудно что – то делать вместе, потому что они друг друга «терпеть не могут». - Как ты можешь применить в своей реальной жизни третий вариант – попросить хозяина поля? - Могу просить волка, он для меня равный по статусу, зайца – он ниже, хозяин поля – выше меня, не хочу его просить и не буду. Да, у меня есть элемент заносчивости. - Гордыня это называется. Представь папу, посмотри ему в глаза, что хочется ему сказать? - Папа, ты не разрешал мне ничего просить, и все решения принимал за меня. Сейчас я взрослая, и я хочу обращаться с просьбами, в том числе к тем, кто выше меня по статусу, по возрасту, тем, кто похож на тебя. - Как реагирует воображаемый папа? - Он не дает мне разрешение. - Чего опасается папа? - Того, что придется много отдавать. Когда просишь, появляются обязательства. - Чем плохо, когда появляются обязательства? - Это зависимость. Он говорит: «Проси, но понимай риски». Можешь ли ты отдать? Удивительно, но я поняла, что папа никогда не отказывал. Он просто не умел отказывать. - И тогда получается, что вместе с умением просить, нужно еще научиться отказывать. Это мы отложим на следующую встречу. Что для тебя оказалось полезным в нашей сегодняшней беседе? - Мне интересно работать с метафорой. Вроде бы сказочку рассказываешь, а на такие глубинные вещи выходишь. Волк в моей сказке – это муж, заяц – собирательный образ друзей, а хозяин поля – все те, кто выше меня: родители, начальники. Сегодня впервые я смогла посмотреть на отца снизу вверх, а значит, признала его первенство. Раньше мне все время хотелось конкурировать с ним. Я поняла, что готова учиться просить, начну делать это уже сегодня, в общении с мужем. Поняла, что больше обращаю внимание на негативные моменты жизни. Вообще, очень много поняла, сейчас даже сложно все это разложить по полочкам. Мне нужно время. Думаю, что к следующей встрече все разложится. Спасибо. Анализ любимых сказок: Золушка или на первом месте у женщины – ее муж Символика туфельки в сказке. История Золушки или как удачно выйти замуж. Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики. Дюймовочка: путь от фантазий к реальности. Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2 Красавица, чудовище и отделение от родителей. Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии. Пример из практики. Не детский взгляд на детскую сказку. Снежная королева. Вы похожи на Красную Шапочку? Ужасные сказки для детей.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|