Вот она какая, сказка непростая.

Передо мной милая молодая женщина, замужняя, социально успешная. Ее беспокоит раздражительность, частое «недовольство всем и вся», непонимание самой себя. Одну из встреч мы посвятили работе с ее любимой сказкой.

- Мама в детстве сказку рассказывала, как девочка хорошая пошла на поле и ножки поколола. «Пошла девочка на поле, гуляла там она со зверями разными – фантастическими и не очень: волчком, зайчиком. Пока девочка гуляла, далеко ушла, поле скосили клеверное. Клевер душистый, вкусно пахнущий, скосили, а жесткие стерженьки от него остались. А туфельки она где – то оставила, красненькие. Обратно, чтобы идти домой, пришлось ей ножки поколоть». Мораль сей сказки видимо такова: «туфельки не забывать» и не ходить по колючему полю.

Вот она какая сказка непростая

- Сколько лет было девочке?

- Пять.

- С кем жила девочка?

- С мамой и бабушкой.

- А где папа девочки?

- Ушел за поле.

- Что привлекло его за полем?

- Ушел на заработки, а там его злая тетя  не отпустила. Мама рассказывала про своего отца, что он ушел на заработки, а там «подженился», двоих детей родил. Там и остался навсегда. Кстати, когда дед ушел на заработки, маме было пять лет. Потом дед с бабусей развелись. И бабуся всегда говорила: «зачем жениться, все равно разводиться придется». И у меня, видимо, остался пунктик, всегда, когда жила с мужчиной, отказывалась выходить за него замуж, но, все равно, расставались.

- Сколько тебе было лет, когда развелись твои родители?

- Тоже, как и маме, пять. Надо же, я никогда не задумывалась, что во многом повторяю ее. Ее судьбу, ее качества, которые есть и во мне. Раньше я их в себе не замечала, а в процессе нашей работы обнаружила, то, что так сильно раздражало меня в маме, есть и во мне. Ее жесткость, категоричность, стремление все контролировать, всегда настаивать на своем, и многое что еще. Я думаю, что поэтому и отец ушел, не выдержал. И мамина мама такая же. Когда я поняла, что похожа на маму и бабушку, они перестали меня раздражать, наши отношения стали намного лучше. Но, я боюсь, что повторением их поведения, разрушу свои отношения с мужем.

- Ты уже сделала много шагов на пути к близости с мужем. Давай вернемся к сказке. Чего девочке не хватало в начале сказки?

- Тепла.

- От кого она хотела тепло?

- От мамы, бабушки, папы. А мама и бабушка вечно с хворостиной, а папы нет.

- Чего  хотела девочка, когда пошла в поле?

- Избавиться от неприятных переживаний, убежища.

- Ты говорила о животных в поле.

- Да, заяц и волк, вместе живут.

- Как волк на поле оказался?

- Пришел из леса.

- Какой он?

- Мягкий, добрый.

- Как домашняя собака?

- Нет, волк.

- А чем волк отличается от домашней собаки?

- Он свободный.

- Как он относится к девочке?

- Он охраняет ее.

- От кого?

- От любого, кто может девочку обидеть.

- Почему он ее охраняет?

- Она маленькая, беззащитная.

- А чем волк питается?

- Цветочками, наверное.

- Это реально для волка?

- Нет, конечно. (Смеется). Зайчиками питается.

- Если он питается зайчиками, почему стал жить и дружить с зайчиком?

- Девочка с зайчиком давно знакома и, имея интерес к девочке, волк подружился с зайчиком.

- То есть, ради девочки, волк стал дружить с тем, кого может съесть?

- Да.

- А как волк подружился с девочкой?

- Однажды уже была похожая ситуация, косили в поле и, волк, увидев девочку на колючей части поля, зарычал, прогоняя ее на безопасное место. Он спас ее от укола ножек, и сам, за свою доброту, проникся к ней любовью.

- А с зайчиком она как познакомилась?

- Вышла на поляну, погладила его.

- То есть, у них своеобразная иерархия: главный волк, затем девочка и потом зайчик?

- Да, так.

- Правильно я понимаю, что периодически девочка ходила на поле за поддержкой?

- Да, правильно.

- Туфельки как появились в ее жизни?

- Мама купила.

- Что для тебя означают туфельки?

- Это то, что помогает передвигаться, но, снижает чувствительность.

- Что для тебя означает их красный цвет?

- Красные, значит, красивые.

- А как случилось, что она туфельки потеряла?

- Оставила где – то на краю поля. Захотелось босыми ножками по полю походить.

- Как получилось, что девочка не заметила, что траву косить стали?

- Заигралась девочка с зайцем и волком и не заметила, что траву косить стали.

- А что волку помешало опять помочь девочке, он ведь с колючего поля один раз ее выгнал?

- Он не догадался.

- Вообще, мне интересно, как они общаются. Как волк узнает о желаниях девочки?

- Догадывается.

- А как волк мог помочь девочке?

- Довез бы на себе ее до дома.

 - Что для нее означает прокатиться на волке?

- Означает, что для начала надо его попросить. Он, не факт, что согласится. Лучше сама по колючему полю дойду.

- Что мешает попросить?

- Страх. Меня он всю жизнь преследует. Надо бы повышения зарплаты попросить, но связываться неохота.

- А кто косил траву?

- Хозяин поля.

- А если бы он знал, что на поле маленькая девочка?

- Он бы ее выгнал с поля и отдал туфельки.

- А сама – то она видела его?

- Краем глаза видела, но, предпочитала делать вид, что не видит.

- Что получила девочка к концу сказки?

- Печаль и поколотые ножки.

- В начале сказки хотела любви, а в конце получила поколотые ножки. То есть, то, что она хочет и получает, сильно отличается?

- Нет, она все - таки получила любовь и радость, так как насладилась общением с волком и зайчиком и рассчиталась за это поколотыми ножками.

- Но, иметь поколотые ножки она сама выбрала. У нее была возможность, и не одна, сохранить целостность ног.

- Да – а.

- Значит, она получила то, что хотела, в том числе и боль в поколотых ногах. Мне эта история напоминает Русалочку из сказки Андерсена, которая поменяла русалочий хвост на ноги, зная, что каждый шаг будет причинять ей боль, чтобы находиться рядом с принцем.

- Да, мазохистская сказочка, как и моя. Похоже, что и у мамы похожий сценарий.

- В начале анализа ты сказала, что девочка, когда пошла в поле, хотела избавиться от неприятных переживаний. Затем выяснилось, что она все - таки получила любовь и радость, так как насладилась общением с волком и зайчиком. Получается, что твое внимание больше фиксируется на негативных моментах, на «кнуте», а не «прянике». Девочка уходит от «кнута», а могла бы двигаться к «прянику». Что бы тогда изменилось?

- Мое частое «недовольство всем и вся» уменьшилось бы.

- Как можно изменить сказку, чтобы она перестала быть «мазохистской»? Ты вообще - то хочешь ее изменить?

- Да. Хочу изменить хозяина поля. Надо, чтобы хозяин не срезал траву.

- А можно ли изменить хозяина поля? Другого человека?

- Нет, не можно. Но, очень хочется.

 - Что может сделать сама девочка?

- Можно туфельки найти, а можно представить, что появилась тропинка.

- Тропинка опять появляется сказочным образом.

- Да, я это понимаю.

- Что может сделать сама девочка?

- Тропинку может сделать хозяин поля.

- Когда ты так рассуждаешь, как будто переносишь ответственность за свою жизнь на другого человека. Еще и не говоришь ему, что хочешь. Пусть сам догадается, а потом еще и обиду на него чувствуешь за то, что не так сделал.

- Ну да.

- Для изменений важно признать, что в любом событии есть часть и нашей ответственности. Ты согласна с этим?

-  Да – а.

- Что все - таки может сделать сама девочка?

- Как вариант, может выложить тропинку из веточек.

- Сама будет выкладывать?

- Да.

- Вообще – то, она может помощи попросить.

- Нет, она будет делать сама.

- А рядом волк, рядом зайка, они друзья и, наверное, с удовольствием бы помогли. И втроем делать тропинку проще и быстрее.

- Ну да (неуверенно).

- Какие еще есть варианты у девочки, чтобы вернуться домой и ножки не уколоть?

- Можно еще попросить хозяина поля, чтобы пока не косил, дал девочке возможность пройти по клеверу.

- И тогда, когда девочка берет ответственность за свое здоровье, в частности, ножки, на себя, у нее появляются минимум три новых вариантов поведения.

- Да, они новые, но, во всех нужно просить. Просить волка довезти меня до края поля, просить волка и зайца сделать тропинку, просить хозяина поля.

- Чем для тебя отличаются просьба и требование?

- Интонацией и громкостью голоса.

- А еще, самое главное отличие, с моей точки зрения, то, что требование подразумевает безусловное выполнение сказанного, а просьба – возможность отказа. Если после отказа на просьбу возникает обида и злость, значит, это было требование, замаскированное под просьбу. А на самом деле просящий  не допускал возможности отказа. Давай на нашем сказочном примере посмотрим, в чем отличия, когда девочка просит и когда требует.

- Хорошо, например, девочка просит волка довезти ее до дома, она говорит: «Милый волк, довези меня до дома».

- Волк ей отвечает: «Извини, но, сейчас не могу или не хочу». Что чувствует девочка?

- Ой, обидно, он ведь друг, а друг всегда должен помогать.

- Я слышу убеждение, что «друг всегда должен помогать». А так ли это? А если у него какие – то свои планы и желания? Он должен отодвинуть их? Значит, желания друга должны быть важнее собственных желаний. И тогда захочется ли дружить, если при этом становишься обязанным другому и лишаешься приоритета собственных желаний?

- Не захочется. Поэтому я ни с кем и не дружу. Вернее, общаюсь, но, стараюсь не напрягать просьбами, чтобы не нарушить отношения.

- Что произойдет с отношениями, если, когда тебе отказывают в просьбе, ты скажешь: «Ну и ладно!»? И поищешь другой вариант решения проблемы.

- Тому, кто отказал, будет легче, не будет вины. Да и мне легче, не надо обижаться.

- Если эти новые модели, которые ты придумала на поле, ты в свою реальную  жизнь возьмешь, как это будет выглядеть?

- И так, получается, что везде нужно просить. Первая модель – попросить волка довезти меня до края поля. Вторая модель – уговорить волка и зайца делать тропинку. Третья модель – просить хозяина поля. Получились три сказочных персонажа, которых можно попросить. Волк, заяц и хозяин поля.

- Кого в реальной жизни тебе легко просить?

- Мужа, но, все равно сложно, делаю это редко, боюсь, что не захочет выполнять мою просьбу.

- Ты за него решаешь?

- Ну да, получается, так.

- Как мама относилась к просьбам?

- Отрицательно. Она никого ни о чем не просила. И мама, и папа и люди, которые меня окружали в детстве.

- То есть, если ты станешь просить, как будто станешь чужой среди своих?

- Мама всегда говорила: «Ну что вас нагружать моими проблемами». Мне приходилось ее расспрашивать, чтобы она сказала, что она хочет.

- Как ты себя при этом чувствовала?

- Да ужасно. Поняла. Мой муж, наверное, чувствует себя так же, когда допытывается у меня о моих желаниях.

Для изменения недостаточно ознакомления с новыми моделями поведения. Те модели, которые у человека имеются, формировались годами, он научился им у значимых людей. Прежде всего – у родителей. Для изменения, как я уже говорила в предыдущих статьях, необходимо родительское разрешение на изменения http://www.psyoffice.ru/article/55823/

http://www.psyoffice.ru/article/46172/.

- Представь маму, посмотри ей в глаза, можешь сказать примерно следующее: «Мама, мне так же трудно просить, как и тебе. Я у тебя научилась. И я боюсь, что, если я буду поступать по – другому, то стану для тебя чужой?». ( Говорит…) Как мама реагирует?

- Она кивает головой, разрешает мне просить. Это здорово.

- Как ты можешь применить в своей реальной жизни идею уговорить волка и зайца делать тропинку?

- Тут сложно. Сложней, чем первый вариант. Там я должна одного человека попросить, а тут, как минимум, двоих. Да еще потенциальных врагов – волка и зайца. Например, когда мои подруги выходили замуж, у меня для них время нашлось, помочь им. А когда я выходила замуж, у них для меня – нет. Объяснили, что им трудно что – то делать вместе, потому что они друг друга «терпеть не могут».

- Как ты можешь применить в своей реальной жизни третий вариант – попросить хозяина поля?

- Могу просить волка, он для меня равный по статусу, зайца – он ниже, хозяин поля – выше меня, не хочу его просить и не буду. Да, у меня есть элемент заносчивости.

- Гордыня это называется. Представь папу, посмотри ему в глаза, что хочется ему сказать?

- Папа, ты не разрешал мне ничего просить, и все решения принимал за меня. Сейчас я взрослая, и я хочу обращаться с просьбами, в том числе к тем, кто выше меня по статусу, по возрасту, тем, кто похож на тебя.

- Как реагирует воображаемый папа?

- Он не дает мне разрешение.

- Чего опасается папа?

- Того, что придется много отдавать. Когда просишь, появляются обязательства.

- Чем плохо, когда появляются обязательства?

- Это зависимость. Он говорит: «Проси, но понимай риски». Можешь ли ты отдать? Удивительно, но я поняла, что папа никогда не отказывал. Он просто не умел отказывать.

- И тогда получается, что вместе с умением просить, нужно еще научиться отказывать. Это мы отложим на следующую встречу. Что для тебя оказалось полезным в нашей сегодняшней беседе?

- Мне интересно работать с метафорой. Вроде бы сказочку рассказываешь, а на такие глубинные вещи выходишь. Волк в моей сказке – это муж, заяц – собирательный образ друзей, а хозяин поля – все те, кто выше меня: родители, начальники. Сегодня впервые я смогла посмотреть на отца снизу вверх, а значит, признала его первенство. Раньше мне все время хотелось конкурировать с ним. Я поняла, что готова учиться просить, начну делать это уже сегодня, в общении с мужем. Поняла, что больше обращаю внимание на негативные моменты жизни. Вообще, очень много поняла, сейчас даже сложно все это разложить по полочкам. Мне нужно время. Думаю, что к следующей встрече все разложится. Спасибо.

Анализ любимых сказок:

 Золушка или на первом месте у женщины – ее муж

Символика туфельки в сказке.

История Золушки или как удачно выйти замуж.

Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики.

Дюймовочка: путь от фантазий к реальности.

Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики.

Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2

Красавица, чудовище и отделение от родителей.

Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии. Пример из практики.

 Не детский взгляд на детскую сказку. Снежная королева.

Вы похожи на Красную Шапочку?

Ужасные сказки для детей.

 



Просмотров: 155
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • «Тебе что, трудно помочь мне?», или Как правильно просить о помощи
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что происходит, когда папа хочет мальчика, а рождается девочка?
  • Что такое концепция, и как она формирует поле и реальность?
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Что же такое самооценка и что она значит в нашей жизни?
  • Что бы я сегодня спросила у бабушки, если бы она могла меня услышать
  • Когда она притворяется, что не любит, а он наоборот - что влюблен
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Что делать, когда секс невозможен? Что делать, если у девушки вагинизм? Как устранить проблемы?
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь