Почти все чему нас учили в школе, университете - правила, методы, поэзия, проза были созданы уже умершими к тому времени людьми. Язык, на котором мы говорим, был создан поколениями людей, которых давно нет среди нас. Неприятие смерти настолько сильно, что мы считаем, что можно продолжить существовать в своих теориях, произведениях после смерти. Смерть никогда не станет приятным событием, сколько ни говори о загробных мирах и реинкарнации. В глубине каждый понимает, что смерть окончательна и бесповоротна, и нет никакого иного мира, где могли бы скапливаться миллиарды умерших. Смерть близкого всегда будет трагедией, глубокое мужество требуется, чтобы принять ее, и понять, что единственная полезная функция смерти - освобождать место, ресурсы для новых поколений.
Но каким бы был этот мир, если бы все мы жили миллионы лет, не умирая. Пушкин смог бы переписать или уничтожить «я помню чудное мгновение», а школьникам пришлось бы изучать, как обновляется его поэзия… Какой могла бы стать музыка Моцарта через 200 - 500 лет творчества... Это странная идея, но она дает ощущение живой культуры, где все меняется, все динамично. Наша культура - культура мертвых, даже если бы сейчас и появился эликсир вечной молодости, то это привело бы, к сожалению, скорее к застою и упадку, мы привыкли удерживать, останавливать, идеализировать прошлое. Современные люди не осознают, что используют в своих отношениях шаблоны, которые также применяли и люди в каменном веке. Сотни и тысячи лет люди продолжают поклоняться религиозным культам, но нельзя было бы обожествить живого человека, так как живого человека нельзя идеализировать, - он живет, меняется, испытывает сложности, развивается, болеет и проявляет слабость, может вызывать сострадание. У живого человека не может быть одного единственного состояния день за днем. Просветление не может быть одним и тем же каждый день, при жизни нельзя достичь состояния, после которого становишься идеальным навсегда.
С одной стороны страх и непринятие смерти заставляет искусственно продлять присутствие идей умерших людей в нашей культуре, с другой стороны недостаток жизни заставляет мыслить полумертвыми шаблонами. Нельзя воскресить мертвых, но жизнь состоит в том, чтобы каждый день воспринимать по-другому произведения, методы, слова и их значения. В обучении приоритет должен отдаваться не тем искусственным ценностям, которые связывают с выдающимися личностями, произведениями и теориями ими созданными. Приоритет и главное уважение заслуживает живое непосредственное настоящее восприятие самих учеников здесь и сейчас в этот момент времени.
Современная культура - это культура мертвых а не живых, в ней слишком мало сделано в текущем поколении и вся база, весь фундамент - давно умершее. Страх перед жизнью так велик, что люди не могут существовать без законов, правил, стереотипов поведения, которые были созданы сотни лет назад. Это бальзамирование стандартов, религий, которые обожествляют давно умерших персонажей, которые уже не могут переосмыслить, опровергнуть себя, опровергнуть идеализации. Мы живем в мире призраков, но их уже нет на самом деле, жизнь - это жизнь, а смерть - это полная смерть. Быть живым - значит меняться, осознавать перемену в других, жить без тотемов и не стремиться самому стать чьим-то бессмысленным авторитетом. Когда ты смотришь на произведение искусства, ты тоже создаешь его, и через год, и даже через пять минут оно выглядит, звучит по-другому. Это требует некоторой активности, в мертвой культуре люди инфантильны, принимают чужие знания на веру.
Если бы Гуатама Будда и Лао Цзи пользовались копи пастом, также как и их современные поклонники, они никогда не стали бы Буддой и Лао Цзи. В том, чтобы копировать чужие идеи, смаковать или осуждать их, следовать чужим стандартам и традиционным методам - нет никакой ценности, никакой душевной работы, никакой жизни. Это копирование дает только иллюзию знания, но знания неполноценного, застывшего, хрупкого, которое очень скоро начнет разрушаться и вызывать фрустрацию. Нам кажется, что так естественно глубоко укореняться в культуре прошлого, верить в свои традиции, однако это пустые верования. Смысл в обучении можно найти, только понимая, что твой опыт развития уникален. Когда мы думаем, что наше восприятие совпадает с тем, что принадлежало автору, - мы не просто обманываем себя, но перестаем жить полноценно, воспринимать мир и развиваться творчески, свободно. Нельзя прожить, цитируя чужие идеи, сценарии, состояния - это отсутствие жизни. Разрушение вызывает не спонтанность и не живое восприятие, не живые ценности, которые произрастают из реального состояния, человек становится деструктивным и стремится разрушать, когда сам разрушен внутри и является сгустком правил, стандартов, цитат, чужого восприятия, маленьким человечком, затерявшимся среди умерших знаменитостей и их ценностей.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.