О благих намерениях на примере одной жизненной ситуации

Хочу предложить рассмотреть ситуацию "воспитательного процесса", свидетелем и участником которого я бывала неоднократно сама, причем во всех нижеперечисленных ипостасях))))
Итак, ситуация.
Девочка-подросток на кухне делает свои первые шаги в приготовлении какого-то нового блюда. Рядом крутится бабушка и из самых добрых побуждений старается помочь: то что-то подаст, то скажет как надо, а как не надо, в общем все при деле. В какой-то момент девочка просит бабушку не мешать ей и что она хочет сделать все сама. Бабушка на какое-то время отходит, но увидев, что что-то идет не так по ее представлению (это может быть разлитое молоко, не те пропорции, что-то пригорает или недожаривается), одним словом "непорядок", опять активно внедряется в процесс.
На этот раз девочка резко говорит:
- Ба, ну я же тебя просила мне не мешать!
- Ну я же только помочь, - отвечает бабушка.
На кухне завязывается перепалка на повышенных тонах.
На шум и крики прибегает третий участник, назовем его Благодетель. Это может быть кто угодно - мама, папа, другой родственник, сосед и т.п. и говорит:
-Как ты можешь так разговаривать с бабушкой! Она же хочет тебе помочь, ты неблагодарная и вообще ведешь себя агрессивно! Так нельзя! Немедленно извинись!
Девочка бросает все чем занималась и уходит в слезах из кухни, а ей в догонку: "Ну а кто теперь убирать все это будет?!" Занавес....

А теперь, давайте подумаем, что же такого в этой казалось бы обыденной ситуации, какие у кого мотивы и какие последствия они могут иметь для каждого участника.

На первый взгляд, мотивы у Благодетеля самые что ни есть благородные: восстановить справедливость, защитить, воспитать уважение к старшим и как он думает, научить девочку навыку контроля над своими импульсами.
А что же происходит на самом деле?

Первое, что он может получить в благодарность за свое вмешательство - это агрессию в свой адрес от обоих участников конфликта. Да, я не ошиблась, именно агрессию.
С этим феноменом я столкнулась, посещая терапевтическую группу и на собственном опыте поняла и увидела как это работает.

Дело в том, что в каждый момент нашей жизни, мы, входя в контакт с другим человеком, по большей части неосознанно, прощупываем его границы, тем самым проверяя: а куда он нас пустит? что мне можно и что нельзя будет делать в отношениях с ним. И поэтому каждый конфликт - это столкновение между двумя мирами: моим и миром Другого. И в момент столкновения наш организм выделяет нам энергию, для того чтобы мы могли отстоять себя если надо и обозначить для другого человека границы дозволенного в отношениях с нами.

И вот представьте себе, что два человека, в данном случае бабушка с внучкой, решают свои вопросы и обе пытаются установить границы дозволенного друг для друга. Они получили от своего организма определенный заряд для этого. А тут вмешивается кто-то третий. Что как вы думаете происходит? Вся энергия обоих людей направляется на него.
В том случае, если у бабушки и у внучки не утерян контакт со своими чувствами, то они при подобном вмешательстве почувствуют раздражение от того, что их прервали и тогда Благодетель получит выход агрессии в открытой форме: его попросят не вмешиваться и позволить им решать их вопросы самостоятельно (то есть Благодетель будет "послан в сад").
Благодетелю это конечно не понравится, потому что ведь он был движим самыми лучшими, как он думает побуждениями.

А теперь, давайте подумаем, что же это за побуждения и можно ли их считать лучшими.
Воспитание уважения к старшим - это важный и нужный момент в научении детей и лучшее, что можно здесь сказать - это ваш личный пример в отношениях с собственными родителями, Это хорошая тема для отдельной статьи, здесь же я хочу объяснить, почему конкретно в этой ситуации это таковым не является и почему.

В тот момент, когда Благодетель решает выступить в роли защитника, он лишает другого человека ( в данном случае бабушку) возможности самой отстоять себя в отношениях с внучкой. Как вы думаете, будет ли бабушка после такого в авторитете и уважении у девочки? Уверяю вас, что нет. Она либо будет не считаться с бабушкой и дальше и будет это делать в тех ситуациях, когда "защитников" рядом не будет. В другом варианте, если такие ситуации будут регулярными, ее просто запугают и в дальнейшем это вырастет взрослый, испытывающий страх перед "старшими", любыми конфликтами, не прислушивающийся к себе и считающий себя везде виноватым и неадекватным.
Поэтому здесь такая помощь Благодетеля является "медвежьей услугой" и для бабушки, и для внучки.

А теперь, я предлагаю вернуться к нашей ситуации и попытаться проиграть ее заново.
Что можно было бы предложить бабушке? Я думаю, что подобная сцена не разыгралась бы вообще, если бы бабушка смогла довериться и предоставить кухню в распоряжение девочки, пока она не приготовит свое блюдо.
Ну это, как говорится в идеале, в жизни это сделать сложнее, поэтому мы вернемся к тому месту, где бабушка вернулась и опять включилась в процесс и получила резкий и возмущенный ответ.
Во-первых, было бы очень здорово, если бы бабушка могла допускать мысль, что не всегда ее поведение верно только потому, что она старше. Во-вторых, что агрессивная реакция девочки - это ответ на ее нежелание считаться с просьбой внучки на самостоятельность. 
На мой взгляд, оптимальным здесь было бы извиниться перед девочкой за то, что она опять вмешалась и только потом сказать о своем беспокойстве по поводу уборки на кухне.
Например, это могло бы выглядеть так: " Я прошу прощения, что я опять вмешалась в твой процесс. Я беспокоюсь, что на кухне беспорядок. Я могу расчитывать, что ты уберешь, когда закончишь?"
При подобном раскладе, оба участника процесса пытаются договориться и учесть пожелания друг друга : для девочки это возможность сделать блюдо самостоятельно и завершить процесс до конца, а для бабушки - ее желание видеть чистой кухню.
Ну и третий вариант: если конфликт все таки продолжается и на помощь уже спешит Благодетель.
В этом случае, фраза бабушки: "Спасибо, но я могу постоять за себя и мы сами решим нашу ситуацию", добавит ей уважения и этим она покажет внучке, что она не привлекает на свою сторону других, чтобы те объединились с ней против девочки.

На мой взгляд, подобный подход поможет сформировать подростку навыки отстаивания своего права на самостоятельность, на свои пробы и ошибки, на умение доводить начатое до конца. Он получит опыт взаимодействия в конфликтных ситуациях, понимание того, что именно он отстаивает, возможность чувствовать и понимать, что его ощущения подлинны и имеют под собой причину. А также важный навык конфронтации один на один, не привлекая на помощь "спасателей" и "благодетелей".



Просмотров: 386
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Я для себя" - что это?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • "Что было, что будет, чем сердце успокоится?"
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • Территория заблуждений. "Психологические границы": что это и зачем
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • СИМВОЛЫ - это то, что рядом. Символ " Дом ." Ч. 1.
  • СИМВОЛЫ - это то, что рядом. Символ " Аист ".
  • СИМВОЛЫ - это то, что рядом. Буква " Д ".
  • СИМВОЛЫ - это то, что рядом. Буква " Е ".
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Быть "живой". Что это значит?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь