Техники работы с прошлым

Автор статьи: Мирцало Анна

      Состояние, в котором клиент обратился к психотерапевту, как правило, является результатом многолетних процессов накопления психотравм. В качестве примера можно привести метафору со стеклянной банкой, куда, складываются  в виде монеток или камушек различные психотравмы, как правило, одного характера. Если речь о возникновении депрессивных состояний, то характер многочисленных психотравм будет демонстрироать клиенту его несостоятельность, дефективность и малоценность. До какого-то момента клиент справляется с этими психотравмами и у него хватает ресурсов для поддержания себя. Но возникновение очередного психотравмирующего события, которое по времени может наложиться на один из возрастных кризисов (подростковый возраст, кризис 30-40 лет, выход на пенсию) может стать той самой крайней монеткой или камушком, который наполнит банку до краев и ее содержимое начнет рассыпаться наружу. Результатом этого может стать возникновение депрессивного состояния и, клиент всю вину за случившееся может ошибочно приписывать этому самому последнему событию, на самом же деле это событие, как спусковой механизм, лишь обрушивает на клиента всю лавину психотравмирующих событий, накапливавшихся годами.

Техники работы с прошлым

       Работа с травмами способствует глубоким изменениям у клиента. Одной из самых простых техник выявления психотравм является составление списка психотравм клиента в виде таблицы длиною в жизнь от рождения до настоящего возраста. Таблица состоит из 3-х колонок в левой части записываются года жизни клиента, в центральном и правом столбце – положительные и отрицательные события  так, как они запомнились они клиенту. Положительные события – этот тот ресурс, на который опирается и клиент в своей жизни, и консультант в процессе консультирования. Отрицательные события, по сути,  и есть психотравмы. Что-то из периода раннего детства клиент может не помнить, поэтому для восстановления событий этого периода он получает домашнее задание  с этими вопросами обратиться к своим родителям, бабушке и дедушке и другим членам семьи. В процессе выполнения техники запускается механизм поиска травмирующих событий и клиент начинает вспоминать травмы, о которых он может и не помнить, например, какие-то ситуации могут являться во сне, воспоминания могут вспыхивать спонтанно процессе какой-то деятельности. В результате у клиента выстраивается (и это можно видеть по записям таблицы) некая общая тематика травм, которая говорит о том, что нынешнее состояние клиента имеет долгую предысторию в виде других травм.

      После того, как список событий составлен рядом с каждым из них важно записать эмоцию, которая сопровождала это событие и степень ее выраженности в процентах на тот момент. Здесь важно вспомнить о 4-х базовых эмоциях – радости, страхе, печали и гневе и о том, что все остальные эмоции, например стыд, вина, обида лишь «прикрывают» их из социальных соображений, разъедая отношения со значимыми близкими. При выявлении в психотравмирующей ситуации «токсических» эмоций работа строится над проработкой той основной эмоции, которая за ней стоит.

Возраст

 Положительные

Отрицательные

 3 года

...

...

 4 года

Подарок мамы на день рождения ... (радость - ...%)

Развод родителей (вина - ...%, страх - ...%)

 5 лет

Совместная поездка с мамой и сестрой на лето на море (радость – 70%)

"Солнечный удар" с мамой в первый же день поездки (страх - ...%)

 7 лет

Папа подарил подкову на счастье, которую нашел (радость – 70%)

Мама выбросила подкову, посчитав ее хламом (злость/обида – 80%)

...

 

 

     Техника «Яйцо травмы» Мэрилин Мюррей предназначена для сбора информации о психотравмирующих событиях. Алгоритм работы:

1)      на листе бумаги формата А4 в вертикальной ориентации приблизительно по центру рисуется вертикальная линия снизу вверх – линия жизни клиента;

2)      внизу линии справа и слева от нее  пишем слова «мама» и «папа» (это «гнездо»), под которыми клиент записывает 5-7  наиболее травматичных событий из их жизни. Травмы родителей зачастую влияют на состояние клиента, кроме того, травмы клиента корнями могут уходить в его семейные хроники.

3)      затем двигаясь вдоль этой линии снизу вверх, где нижний конец - это начало жизни, а верхний - настоящее, в хронологическом порядке клиент отмечает свои психотравмы

4)      также вдоль этой линии  можно изобразить две дуги, как стенки яйца или кокона, и отменить на них главные стрессоры, которые действовали в течении жизни на клиента.

       Опыт показывает, что даже вытесненные психотравмы начинают проявляться, если начать делать такую работу, например,  в виде снов или спонтанных воспоминаний.

      Обе техники позволяют выявить ряд событий, своего рода «цепочку», имеющих общее течение и связанных с запросом клиента. Если сила эмоционального переживания превышает 30 %, то такое событие требует проработки.



Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Техника перепросмотра психотравмирующих событий нашей жизни
  • 4 развод, или я прожил жизнь зря. История из жизни клиента.
  • Работа с запросом клиента через возрастные кризисы от перинатального периода до глубокой старости.
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • «Полицейский разворот» клиента в процессе работы над целью
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Радость и облегчение в состоянии клиента – свидетельство работы профессионала
  • Выход из кризиса или радость от результата клиента
  • Как не стать мамой для клиента?
  • метафора в жизни клиента
  • Качество моей жизни и жизни клиента
  • Как определить образ жизни клиента?
  • Роль психотерапевта в жизни клиента
  • Стиль жизни клиента и психотерапия.
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Может ли клиент дружить со своим психологом?
  • Ретравматизация клиента в процессе психотерапии.
  • Вокруг сплошная каша! История из жизни Клиента
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии
  • Практический психолог в работе с кризисом середины жизни клиента.
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • Работа с запросом клиента в гештальт-терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь