|
Любить или не любить – вот в чем вопрос.Автор статьи: Евгения Егорова
С гамлетовским «быть или не быть» вопрос «любить или не любить» перекликается больше, чем может показаться на первый взгляд. Первым объектом, который ребенок ощущает в своей жизни, становится мать. На протяжении 9 месяцев он слит с ней в одно целое, и некоторое время после рождения именно мать или ее заменители обеспечивают его выживание. Если мама в контакте со своим телом, в совокупности с активизированным материнским инстинктом она может откликаться на нужды своего ребенка и дифференцировать их. Матери, воспитывающие детей по схемами следовавшие предписаниям, могут не реагировать на проявления ребенка и кормить, укладывать спать, брать на руки, следуя руководству. Матери, которые сильно тревожась, не дают ребенку по-настоящему чего-то захотеть, стараются предугадать любое желание и часто не различают, чего же малыш сейчас хочет – есть, спать, в туалет или на ручки. Матери, которые не прислушиваются к нуждам ребенка в принципе, в силу разных причин, не формируют эмоциональную связь, это больше похоже на отрывочные моменты любви, в этом много неопределенности и напряжения. Не будем разбирать мать и мотивы ее поведения, потому что для этого нам нужно будет тоже вернуться к ее детству. Ребенок, ощущая дискомфорт, сначала пытается сопротивляться, но потом понимает, что помощи ждать неоткуда, и приспосабливается к ситуации. О чем это может говорить в будущем? О том, что дети, воспитанные в атмосфере невнимательного отношения к их нуждам и отсутствия четкой линии выстраиваемых с матерью (или объектом ее заменяющим) отношений, превращаются во взрослых, не опирающихся на свои телесные ощущения, эмоциональные реакции и неспособных находится в близких отношениях долгое время. Выбирая один из полюсов несвободы в отношениях – созависимый или контрзависимый, такие взрослые находятся в слиянии с материнской фигурой и никак не могут смириться с тем, что пережили в детстве. При нормальном развитии ребенок проходит все стадии выстраивания отношений с матерью, что в дальнейшем является гарантом здоровых отношении с собой и другими людьми. Стадии, которые ребенок должен пройти, замечательным образом описаны у венгерского врача, психиатра и психоаналитика Маргарет Малер. Она занималась вопросами периодизации развития в детском возрасте и в фокусе ее работ были такие процессы, как сепарация и индивидуация. Фазы развития ребенка, по Малер:
Затем наступает самая важная фаза – фаза сепарации и индивидуации, состоящая из 4 подфаз. Под сепарацией Малер подразумевает процесс психического отделения ребенка от матери, обретение собственного Я, а индивидуация – это процесс обогащения Я новыми образованиями, навыками, знаниями и т.п. Подфазы:
Опираясь на теорию Малер, можно заключить, что нарушение в развитии сказывается на дальнейшей жизни, и человек, не прошедший стадии индивидуации и сепарации в детском возрасте и осознающий наличие трудностей при построении близких отношений, должен заново пройти этот процесс с той фазы/подфазы, на которой случилась поломка. Пройдя этот процесс с одним человеком, и закрепив новый опыт, человек становится способным к выстраиванию здоровых отношений, ему больше не требуется другой для завершения процессов, не пройденных в детском возрасте. В противном случае, вступая в отношения, человек будет использовать партнера в качестве заменителя матери и вести себя согласно стадии развития. Я желаю всем силы принять, то, что изменить невозможно и мужества изменять, то, что в наших силах. Мамы не виноваты, но мы можем на них злиться. Злиться и оставаться рядом все равно! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|