Любить или не любить – вот в чем вопрос.

Автор статьи: Евгения Егорова

Любить или не любить  вот в чем вопрос

С гамлетовским «быть или не быть» вопрос «любить или не любить» перекликается больше, чем может показаться на первый взгляд.

Первым объектом, который ребенок ощущает в своей жизни, становится мать. На протяжении 9 месяцев он слит с ней в одно целое, и некоторое время после рождения именно мать или ее заменители обеспечивают его выживание.

Если мама в контакте со своим телом, в совокупности с активизированным материнским инстинктом она может откликаться на нужды своего ребенка и дифференцировать их.

Матери, воспитывающие детей по схемами следовавшие предписаниям, могут не реагировать на проявления ребенка и кормить, укладывать спать, брать на руки, следуя руководству.

Матери, которые сильно тревожась, не дают ребенку по-настоящему чего-то захотеть,  стараются предугадать любое желание и часто не различают, чего же малыш сейчас хочет – есть, спать, в туалет или на ручки.

Матери, которые не прислушиваются к нуждам ребенка в принципе, в силу разных причин, не формируют эмоциональную связь, это больше похоже на отрывочные моменты любви, в этом много неопределенности и напряжения.

Не будем разбирать мать и мотивы ее поведения, потому что для этого нам нужно будет тоже вернуться к ее детству.

Ребенок, ощущая дискомфорт, сначала пытается сопротивляться, но потом понимает, что помощи ждать неоткуда, и приспосабливается к ситуации.

О чем это может говорить в будущем? О том, что дети, воспитанные в атмосфере невнимательного отношения к их нуждам и отсутствия четкой линии выстраиваемых с матерью (или объектом ее заменяющим) отношений, превращаются во взрослых, не опирающихся на свои телесные ощущения, эмоциональные реакции и неспособных находится в близких отношениях долгое время. Выбирая один из полюсов несвободы в отношениях – созависимый или контрзависимый, такие взрослые находятся в слиянии с материнской фигурой и никак не могут смириться с тем, что пережили в детстве.

При нормальном развитии ребенок проходит все стадии выстраивания отношений с матерью, что в дальнейшем является гарантом здоровых отношении с собой и другими людьми.

Стадии, которые ребенок должен пройти, замечательным образом описаны у венгерского врача, психиатра и психоаналитика Маргарет Малер. Она занималась вопросами периодизации развития в детском возрасте и в фокусе ее работ были такие процессы, как сепарация и индивидуация.

Фазы развития ребенка, по Малер:

  1. Аутистическая (с рождения и до 2х месяцев) – здесь идет полное слияние с материю, мать – это и есть весь окружающий мир, именно она помогает ему выжить.
  2. Со второго по 4-5 месяцы наступает фаза симбиоза, на которой ребенок выделяет мать из окружающего мира и между ними формируется прочная эмоциональная связь.

Затем наступает самая важная фаза – фаза сепарации и индивидуации, состоящая из 4 подфаз.

Под сепарацией Малер подразумевает процесс психического отделения ребенка от матери, обретение собственного Я, а индивидуация – это процесс обогащения Я новыми образованиями, навыками, знаниями и т.п.

Подфазы:

  • Дифференциация. В норме проходит до 9 месяцев. Интерес ребенка смещается с действия на его результат. Ребенок интересуется не связанным с матерью окружающим миром, однако предпочитает оставаться с матерью, т.к. она обеспечивает его безопасность.
  • Подфаза практики. До 15 месяцев. Ребенок воодушевлен своими способностями, он может совершать различные действия и в этой подфазе у ребенка формируется внутренний образ матери, что позволяет ему некоторое время заниматься игрой и изучением окружающего мира самостоятельно. Более длительное расставание приводит к безразличию к игре, озабоченности и поиску матери. Слишком долгая разлука вызовет временное безразличие к матери.
  • Репрошман ( в переводе означает «возвращение»). Приблизительно длится до 2х лет. В этот период ребенок понимает, что он не всесилен, что порождает ощущение одиночества и беспомощности. Эмоциональная сфера не стабильна, ребенок может резко переходить от эйфории к гневу. Ребенок учится управлять своей агрессией, однако успех этой операции зависит от действий матери. Ребенок одновременно хочет получить власть над миром и матерью, а с другой стороны понимает, что это невозможно. Сила его влечений превышает его собственные возможности по контролю. Очень важно, чтобы мать давала ребенку конструктивную обратную связь. Тогда ребенок сможет научиться контролировать свои действия, опираясь на оценку матери их как хороших или плохих. Это очень важно для формирования базовой безопасности и доверия к миру.
  • Подфаза постоянства объекта. Эта стадия, по Малер, продолжается всегда. Ребенок должен научится примиряться с наличием конфликтов своих желаний с запретами со стороны матери и уметь терпеть амбивалентность (разнонаправленность этих двух тенденций, равных по силе). Обучившись этому, ребенок и далее во взрослом возрасте человек способен выстраивать долгие прочные отношения,  опираясь на опыт, полученный с матерью. Кратковременные вспышки гнева и недолгие разлуки не означают разрыва отношений. Ребенок обретает уверенность, что его отношения с близкими будут продолжаться. Появляется способность к саморефлексии.

Опираясь на теорию Малер, можно заключить, что нарушение в развитии сказывается на дальнейшей жизни, и человек, не прошедший стадии индивидуации и сепарации в детском возрасте и осознающий наличие трудностей при построении близких отношений, должен заново пройти этот процесс с той фазы/подфазы, на которой случилась поломка. Пройдя этот процесс с одним человеком, и закрепив новый опыт, человек становится способным к выстраиванию здоровых отношений, ему больше не требуется другой для завершения процессов, не пройденных в детском возрасте. В противном случае, вступая в отношения, человек будет использовать партнера в качестве заменителя матери и вести себя согласно стадии развития.

Я желаю всем силы принять, то, что изменить невозможно и мужества изменять, то, что в наших силах. Мамы не виноваты, но мы можем на них злиться. Злиться и оставаться рядом все равно!



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Абортированные дети моей матери. А кто я, и почему у меня непонятные мысли? Замещающий ребенок
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Четыре стадии сепарации сына от матери + пронзительное социальное видео по этой теме
  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Если ребенок ударил мать, как реагировать?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Если мать и ребенок слишком привязаны друг к другу
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок?
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок? Продолжение...
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Обманутая мать или если ребенок в тягость
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Покинутость в отношениях матери и ребенка
  • « Ваш ребенок идет в первый класс. Чем может помочь психолог».
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Нежеланный ребенок и плохая мать
  • Мать и ребенок в одной кровати
  • Эмоциональная привязанность к матери в младшем школьном возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь