Разлука с родителями и ее последствия

РАЗЛУКА С РОДИТЕЛЯМИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

 Нередко дети по разным причинам оказываются разлучены с родителями. Одним из первым начал исследовать эту проблему австро-американский психоаналитик Рене Спитс. В 1940-х годах он наблюдал детей, которые остались без попечения родителей. Чаще всего, это были дети, которых родители оставили в приютах. Спитс выяснил, что у детей, которые остались без объекта привязанности, возникает ряд проблем. А именно, дети начинают отставать в развитии, становятся аптичными, сонливыми, у них медленнее развивается речь, появляется пассивность, нежелание контактировать с окружающими, могут появиться навязчивые движения. Спитс выяснил, что если объект привязанности возвращался к ребенку на протяжении трех-пяти месяцев после разлуки, то ребенок относительно быстро восстанавливался после травмы. Если же разлука длилась более пяти месяцев,  то состояние ребенка ухудшалось, появлялись все новые и новые симптому.

Спитс назвал это явлением «госпитализмом». Он обращал внимание, что госпитализм, как правило, является следствием разлуки с матерью, но может проявляться и  тогда, когда ребенок частично разлучен с матерью (например, находится на стационарном лечении или  его водят в круглосуточный детский сад). Также госпитализм может проявляться в семьях, где матери не уделяют детям достаточно внимания или не любят их. Если за ребенком с раннего возраста ухаживает няня, то она становится объектом привязанности, а не родители. И тогда смена няни может привести к возникновению синдрома госпитализма.

«Первое воспоминание. Я один, маленький, лежу в манеже. Кричу. Никто не подходит. Кричу долго. Манеж – обычная детская кровать с высокими решетчатыми бортами. Лежу на спине, мне больно и мокро. Стенки манежа завешены сплошным белым покрывалом. Никого. Перед глазами – белый потолок, если повернуть голову, можно долго смотреть на белое покрывало. Я ору и ору. Взрослые приходят по расписанию. Когда приходят – кричат на меня, кормят, меняют пеленки. Я люблю взрослых, они меня – нет. Пусть кричат, пусть перекладывают на неудобную кушетку. Мне все равно. Хочется, чтобы кто-нибудь пришел. Тогда можно увидеть другие манежи, стол, стулья и окно. Это все. Потом – кладут в манеж. Когда кладут, опять ору. На меня кричат. Они не хотят брать меня на руки, я не хочу в манеж. Сколько себя помню, всегда боялся, когда оставляли одного. Одного оставляли регулярно.»[1]

Режиссером Джеймсом Робертсоном было снято несколько фильмов, которые наглядно иллюстрируют, каким образом разлука с близким человеком влияет на эмоциональное развитие детей. В 1952 году был снят фильм «Лора», в котором демонстрируется госпитализация 2-летней девочки, длящаяся 8 дней. В 1969 году был снят фильм «Джон», рассказывающий о мальчике Джоне, который на несколько дней был помещен в круглосуточное детское учреждение. Эти фильмы наглядно демонстрируют идеи Д.  Боулби о стадиях, через которые проходит ребенок, разлученный с родителями. Сначала ребенок протестует и переживает горе: он кричит,  плачет, не хочет ни с кем общаться, отказывается разговаривать со взрослыми и детьми. На  следующем  этапе наступает отчаяние, ребенок испытывает печаль: он уходит в себя, преимущественно молчит, тихо сидит на стульчике и ни с кем не разговаривает, не играет.  Этот период обычно беспокоит педагогов и родителей. Педагоги стараются уделить ребенку внимание,  утешить, включить в детские игры. Далее наступает стадия отчужденности. Ребенок начинает откликаться на слова или действия педагогов, начинает принимать помощь. Со стороны может показаться, что ребенок справился с горем и восстанавливается. Однако когда родители появляются, появляется новая проблема. Ребенок не хочет идти к матери, он не признает ее, отворачивается, вырывается из ее объятий. Ребенок успел утратить доверие и его привязанность к матери разрушена. Если разлука была не слишком долгой, то связь восстанавливается через несколько дней или недель.

Не все дети проходили описанные стадии в описанной выше последовательности. Кроме того, продолжительность каждой фазы отличалась у разных детей. Одни дети долго находились на стадии протеста, но быстро проходили через стадию отчаяния, другие, напротив, не задерживались на стадии протеста, но стадия отчаяния длилась долго. Наблюдались и другие варианты.

Дети, которых слишком рано отдали в детское дошкольное учреждение (ясли или детский садик) проходят эти же стадии. Сначала они плачут, надеясь, что ситуация изменится и родители больше не будут водить их в детский сад. На следующем этапе они затихают, принимая неизбежность каждодневного расставания. И на третьем этапе переходят к отчужденности, которая проявляется в том, что дети не хотят идти домой вечером. Родители часто на этой стадии демонстрируют радость от того, что ребенок прекрасно адаптировался в детском саду. Настолько, что не хочет уходить вечером домой.


[1] Рубен Давид Гонсалес Гальего «Белое на черном». 





Просмотров: 507
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Абортированные дети моей матери. А кто я, и почему у меня непонятные мысли? Замещающий ребенок
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Мой комментарий: Что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад?
  • Если ребенок управляет родителями, он сам становится неуправляемым
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Если ребенок не хочет идти в школу...
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Если ребенок манипулирует родителями (заметка для пап и мам).
  • Ребенок и смерть. Часть 4. Если родители вегетарианцы…
  • Если ребенок не хочет разговаривать
  • Мой ребенок ворует. детское воровство. Что делать ,когда ребенок ворует?
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Внимание, опасность I Когда ребенок спасает родителей.
  • «РЕБЕНОК– НЕ МАРИОНЕТКА или Почему дети не слушаются мудрых родителей»
  • Когда ребенок в раннем детстве теряет одного из родителей
  • Почему дети плачут, когда начинают ходить в детский сад
  • Детский сад за и против (4): в детском саду ребенок испытывает тоску
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Когда у меня будет ребенок...
  • Если Ваш ребенок не хочет взрослеть
  • Если ребенок не хочет учиться…
  • Если ваш ребенок не хочет учиться
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь