|
Разлука с родителями и ее последствияАвтор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
РАЗЛУКА С РОДИТЕЛЯМИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Нередко дети по разным причинам оказываются разлучены с родителями. Одним из первым начал исследовать эту проблему австро-американский психоаналитик Рене Спитс. В 1940-х годах он наблюдал детей, которые остались без попечения родителей. Чаще всего, это были дети, которых родители оставили в приютах. Спитс выяснил, что у детей, которые остались без объекта привязанности, возникает ряд проблем. А именно, дети начинают отставать в развитии, становятся аптичными, сонливыми, у них медленнее развивается речь, появляется пассивность, нежелание контактировать с окружающими, могут появиться навязчивые движения. Спитс выяснил, что если объект привязанности возвращался к ребенку на протяжении трех-пяти месяцев после разлуки, то ребенок относительно быстро восстанавливался после травмы. Если же разлука длилась более пяти месяцев, то состояние ребенка ухудшалось, появлялись все новые и новые симптому. Спитс назвал это явлением «госпитализмом». Он обращал внимание, что госпитализм, как правило, является следствием разлуки с матерью, но может проявляться и тогда, когда ребенок частично разлучен с матерью (например, находится на стационарном лечении или его водят в круглосуточный детский сад). Также госпитализм может проявляться в семьях, где матери не уделяют детям достаточно внимания или не любят их. Если за ребенком с раннего возраста ухаживает няня, то она становится объектом привязанности, а не родители. И тогда смена няни может привести к возникновению синдрома госпитализма. «Первое воспоминание. Я один, маленький, лежу в манеже. Кричу. Никто не подходит. Кричу долго. Манеж – обычная детская кровать с высокими решетчатыми бортами. Лежу на спине, мне больно и мокро. Стенки манежа завешены сплошным белым покрывалом. Никого. Перед глазами – белый потолок, если повернуть голову, можно долго смотреть на белое покрывало. Я ору и ору. Взрослые приходят по расписанию. Когда приходят – кричат на меня, кормят, меняют пеленки. Я люблю взрослых, они меня – нет. Пусть кричат, пусть перекладывают на неудобную кушетку. Мне все равно. Хочется, чтобы кто-нибудь пришел. Тогда можно увидеть другие манежи, стол, стулья и окно. Это все. Потом – кладут в манеж. Когда кладут, опять ору. На меня кричат. Они не хотят брать меня на руки, я не хочу в манеж. Сколько себя помню, всегда боялся, когда оставляли одного. Одного оставляли регулярно.»[1] Режиссером Джеймсом Робертсоном было снято несколько фильмов, которые наглядно иллюстрируют, каким образом разлука с близким человеком влияет на эмоциональное развитие детей. В 1952 году был снят фильм «Лора», в котором демонстрируется госпитализация 2-летней девочки, длящаяся 8 дней. В 1969 году был снят фильм «Джон», рассказывающий о мальчике Джоне, который на несколько дней был помещен в круглосуточное детское учреждение. Эти фильмы наглядно демонстрируют идеи Д. Боулби о стадиях, через которые проходит ребенок, разлученный с родителями. Сначала ребенок протестует и переживает горе: он кричит, плачет, не хочет ни с кем общаться, отказывается разговаривать со взрослыми и детьми. На следующем этапе наступает отчаяние, ребенок испытывает печаль: он уходит в себя, преимущественно молчит, тихо сидит на стульчике и ни с кем не разговаривает, не играет. Этот период обычно беспокоит педагогов и родителей. Педагоги стараются уделить ребенку внимание, утешить, включить в детские игры. Далее наступает стадия отчужденности. Ребенок начинает откликаться на слова или действия педагогов, начинает принимать помощь. Со стороны может показаться, что ребенок справился с горем и восстанавливается. Однако когда родители появляются, появляется новая проблема. Ребенок не хочет идти к матери, он не признает ее, отворачивается, вырывается из ее объятий. Ребенок успел утратить доверие и его привязанность к матери разрушена. Если разлука была не слишком долгой, то связь восстанавливается через несколько дней или недель. Не все дети проходили описанные стадии в описанной выше последовательности. Кроме того, продолжительность каждой фазы отличалась у разных детей. Одни дети долго находились на стадии протеста, но быстро проходили через стадию отчаяния, другие, напротив, не задерживались на стадии протеста, но стадия отчаяния длилась долго. Наблюдались и другие варианты. Дети, которых слишком рано отдали в детское дошкольное учреждение (ясли или детский садик) проходят эти же стадии. Сначала они плачут, надеясь, что ситуация изменится и родители больше не будут водить их в детский сад. На следующем этапе они затихают, принимая неизбежность каждодневного расставания. И на третьем этапе переходят к отчужденности, которая проявляется в том, что дети не хотят идти домой вечером. Родители часто на этой стадии демонстрируют радость от того, что ребенок прекрасно адаптировался в детском саду. Настолько, что не хочет уходить вечером домой. [1] Рубен Давид Гонсалес Гальего «Белое на черном». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|