Ранние Импринты человека. Что же определяет нашу судьбу?

Ранние Импринты человека.

Что же определяет нашу судьбу?

 

Авторы:

Борисов Владимир Андреевич - Руководитель Центра «Сталкер», Бизнес-тренер, Коуч, Врач-терапевт, Психолог, Доцент, Кандидат медицинских наук, Сертифицированный тренер НЛП, Гештальт терапевт.

Фомченко Юрий Аркадьевич - Учредитель Центра «Сталкер», Бизнес-тренер, коуч, Врач-терапевт, Психолог, Доцент, Кандидат медицинских наук, Сертифицированный тренер НЛП, Гештальт терапевт.

Существует достаточно много литературы, где описываются способы и методики развития наших детей. Это развитие интеллекта, памяти, моторики, эмоциональности и др. Однако, к сожалению, мало освещён один из самых главных аспектов формирования нового человека: как поведение родителей в период беременности, родов и младшего детского возраста влияет на мотивацию будущей личности к обучению. Ведь все знают поговорку: в первые три года жизни закладывается будущий человек. Существует ряд специфических правил поведения родителей, выполнение которых приведёт к формированию более «здоровой» личности и позволит в будущем гордиться моральными и психологическими качествами своего ребёнка.

Ранние Импринты человека Что же определяет нашу судьбу

И такой пример.  Вы, руководствуясь современной литературой, развили у ребёнка мышление, память, творческий потенциал и, отправляя его в школу, ждёте высоко положительных оценок. А ребёнок не хочет учиться, ему неинтересно. Особенность психики в том, что у него слабо развита тяга к исследованию нового, и все попытки родителей заинтересовать ребёнка приводят к неутешительным результатам. А ведь могло бы быть по-другому. И это зависит от поведения родителей в тот момент, когда ребёнок начинает ходить и разговаривать.

В этой статье, базирующейся на основных концепциях этологии и психологии, мы рассмотрим как поведение родителей, так и тех людей, которые окружают ребёнка, программируют его будущую жизнь. Мы проведём аналогию человеческого мозга с электроколлоидным компьютером, в отличие от электронных или твёрдотельных компьютеров, существующих вне наших голов. При этом мы не будем отождествлять человеческий мозг с компьютером. Каждый компьютер имеет две составляющие, известные как аппаратное и программное обеспечение (информация функционирует в компьютере и вводится в него благодаря программному обеспечению). Аппаратное обеспечение твёрдотельного компьютера вещественно, локализовано в пространстве и состоит из процессора, монитора, клавиатуры, дисководов и т.д. — всего, что можно отнести в мастерскую для ремонта, в случае если компьютер забарахлит.Программное обеспечение состоит из программ, которые могут существовать в различных формах, включая и абстрактную. Конкретная программа может находиться «в» компьютере, то есть быть записанной в процессоре или на диске, вставленном в компьютер. Но она также может существовать на листе бумаги — в этом случае она не находится «в» компьютере, но в любое время может быть «в» него введена. Но программа может быть ещё более невещественной: она может существовать только в голове, если она ещё не записана или если уже использована и стёрта.

Аппаратное обеспечение более «реально», чем программное в том смысле, что его всегда можно локализовать в пространстве-времени — если оно не в спальне, значит, кто-то перенёс его в кабинет и т.д. С другой стороны, программное обеспечение более «реально» в том смысле, что вы можете разнести в щепки аппаратное обеспечение («убить» компьютер), а программное обеспечение останется существовать и сможет вновь «материализоваться» или «проявиться» в другом компьютере.

Говоря о человеческом мозге как об электроколлоидном компьютере, мы можем определить местоположение аппаратного обеспечения: внутри черепа. Что же касается программного обеспечения, то оно может находиться в любом месте и везде. Например, программное обеспечение, находящееся «в» нашем мозге, также существует и вне его, например, в форме книги, которую мы могли прочитать лет двадцать назад и которая была переводом различных сигналов, переданных Платоном 2400 лет назад.

Поскольку человеческий мозг, как и мозг всех животных, действует, по всей видимости, по принципу электроколлоидного, а не твёрдотельного компьютера, он подчиняется тем же законам, что и мозг любого другого животного. Это значит, что программы в виде электрохимических связей вводятся в него преимущественно дискретно.

Каждый набор программ состоит из пяти основных частей:

  • Генетические императивы. Абсолютно жёстко заданные программы, или  основные влечения или «инстинкты».
  • Импринты. Более или менее жёстко заданные программы, которые мозг генетически обязан принимать только в определённые моменты его развития, известные в этологии как моменты импринтной уязвимости. Они составляют основы функционирования нашей психики и определяют типичные поведенческие реакции.
  • Кондиционирование. Человеческие  программы, накладывающиеся на импринты и генетические императивы. Однако импринты  заданы менее жёстко и достаточно легко изменяются контркондиционированием.
  • Интроецирование. Интроекция — это процесс и результат столь полного введения и включения индивидуумом в свой внутренний мир (психику) воспринимаемых им фрагментов внешнего мира (образов, взглядов, мотивов, установок, других людей и проч.), когда он уже не различает собственные и заимствованные представления и фантазии. Это механизм, посредством которого мы принимаем в себя нормы, установки, формы и способы действия и мышления, которые не являются нашими собственными. Процесс интроекция лежит в самой основе воспитания ребёнка и процесса роста: мы можем вырасти только в том случае, если будем усваивать то, что идёт из окружающего мира, определённые питательные вещества, идеи, принципы…
  • Обучение. Ещё более свободные и «мягкие» программы, чем кондиционирование.

Как правило, первичный импринт всегда сильнее любого последующего кондиционирования или обучения. Импринт — это такой вид внешнего программного обеспечения, который неразрывно слился с аппаратным обеспечением, отпечатавшись на нейронах в момент их особой доступности и уязвимости. Импринты (программное обеспечение, закреплённое аппаратно) являются неотъемлемой частью нашей индивидуальности. В бесконечности возможных программ, представляющих собой потенциальное программное обеспечение, импринт устанавливает ограничения, определяет параметры и периметры, в пределах которых происходит всё дальнейшее кондиционирование и обучение.

Мы подробно остановимся на импринтах.

Термин «imprint» (буквально от англ. imprint – запечатлевать, оставлять след) был впервые описан в 1935 году Конрадом Лоренцом, лауреатом Нобелевской премии, австрийским этнографом и антропологом. Исследуя поведение утят, Лоренц установил, что вылупившиеся из яйца малыши первым делом осуществляют поиск «образа матери». Единственное, что должен был делать претендент на роль матери, — это двигаться. Если появлялся двигающийся объект, утята начинали повсюду следовать за ним. Например, когда Лоренц прогуливался, они за ним начинали бегать. По прошествии одного дня с небольшим импринт матери у утят завершался. После этого они уже полностью игнорировали даже свою настоящую мать, а если таковую им пытались вернуть, и в данном случае повсюду следовали за Лоренцом.

Лоренц отмечал, что по своим свойствам запечатление существенно отличается от обычного, ассоциативного, обучения прежде всего тем, что оно происходит в определённые, достаточно узко ограниченные периоды развития. Второе отличие импринтирования состоит в том, что его эффект практически необратим и в обычных условиях не угашается. Однако информация, запечатлённая в импринте, может быть как полезной для адаптации в конкретном социуме, так и нет.

Тимоти Лири в «Семи языках Бога» отмечал, что импринты могут быть важным «позитивным» опытом, который привёл к полезным убеждениям, или они могут травмировать, могут быть проблематичным опытом, который ведёт к ограничивающим убеждениям. В ряде экспериментов было установлено, что импритинг тесно связан с увеличением белкового синтеза. Возможно, что в процессе запоминания синтезируемые белки транспортируются к синапсу и изменяют его структуру. Помимо изменений в синапсической структуре в процессе «оформления» сознания важную роль играет модификация мозговой ткани. Этот процесс связан со стойким запечатлением в долговременной памяти. В результате разных импринтов формируются множественные «Я», хорошо исследованные и описанные в современном психоанализе (или субличности по Ассаджиоли и ситуативные информационные системы по Росси).

В книге «Оборотная сторона зеркала» Конрад Лоренц представил эволюцию как образование новых регулирующих контуров. Линейная последовательность процессов, действующих друг на друга в определённом порядке, замыкается в контур, и последний процесс начинает действовать на первый — возникает новая обратная связь. Она-то и вызывает скачок в эволюции, создающий качественно новые свойства живой системы. Следуя работам д-ра Лири (с некоторыми изменениями), мы для удобства разделим аппаратное обеспечение мозга на восемь контуров (для удобства означает, что эта карта является наиболее приемлемой нам на сегодняшний день; в любом случае, карта не является территорией).

Четыре из этих восьми контуров — «древние» и консервативные — присутствуют у всех людей (кроме одичавших детей).

1. Оральный контур биовыживания.

Импринтируется матерью или первым схожим с матерью объектом и кондиционируется последующим питанием или заботой. Первоначально связан с кормлением (в частности, с сосанием материнской груди) и безопасностью. Обеспечивает механическое избегание всего вредного или хищного, или всего ассоциирующегося (благодаря импринтированию или кондиционированию) с вредным и хищным.

2. Анальный эмоционально-территориальный контур.

Импринтируется на этапе, когда ребёнка начинают приучать к порядку, чистоплотности и туалетным процедурам. В это время ребёнок поднимается на ноги, начинает ходить и бороться за власть в пределах семейной структуры. Этот контур отвечает за территориальные правила, контроль над родителями, управление агрессией, иерархию в семье и ритуалы доминирования или подчинения.

3. Времясвязывающий семантический контур.

Импринтируется и кондиционируется человеческими артефактами и символьными системами. «Обрабатывает» и «упаковывает» окружающий мир, классифицируя всё в соответствии с локальным туннелем реальности. Его функциями являются изобретение, вычисление, предсказание и передача сигналов через поколения.

4. «Моральный» социо-сексуальный контур.

Импринтируется первыми опытами оргазма в период полового созревания и кондиционируется племенными табу. Отвечает за сексуальное наслаждение, локальные определения «морального» и «аморального», продолжение рода, взрослую родительскую личность (половую роль) и воспитание потомства.

Развитие этих контуров по мере эволюции мозга и по мере повторения этой эволюции мозга у каждого отдельного человека (в процессе взросления) делает возможным выживание генофонда и передачу культуры из поколения в поколение.

Подробнее остановимся на первых двух контурах.

1 контур

Импринтируется с момента рождения и некоторое время спустя матерью. Для положительного импринта необходимо грудное вскармливание продолжительностью от 6-ти месяцев до года (по некоторым данным до 9 месяцев). При этом важен при кормлении контакт глазами между матерью и ребёнком, причём контакт должен быть как визуальный, так и аудиальный и телесный. Для положительного импринта маме необходимо разговаривать с малышом, улыбаться, смотреть ему в глаза во время кормления. Важен телесный контакт. В течение этого периода необходимо прикасаться к ребёнку, делать ему массаж, ласкать его, брать на руки, при кормлении минимум одежды: ребёнок должен чувствовать тепло и запах мамы. Обязательно кормление по требованию. В последующем важно не заставлять ребёнка кушать, нельзя насильно совать в рот ложки и еду. Малыш должен есть столько, сколько хочет, и то, что хочет. Можно словесно убеждать или не давать сладостей или напитков, чтобы ребёнок поел. Для последующего положительного кондиционирования важно продолжать телесный контакт с ребёнком, ласкать, обнимать и брать его на руки. Нельзя поддаваться влиянию бабушек и других родственников, которые говорят, что нельзя брать долго ребёнка на руки: «К рукам приучишь». Необходимо для будущего здоровья малыша брать его на руки и ласкать.

В этот период закладывается ряд важных качеств будущей личности:

  • Отношение к безопасности окружающего мира. Каким будет воспринимать окружающий мир и людей будущий человек? При положительном импринте будет высокий уровень безопасности. Во внутреннем мире такого человека мир предстаёт как добрый и наполненный ресурсами. Окружающие люди воспринимаются в первую очередь как несущие добро и положительные установки. Низкий уровень тревоги относительно недостатка денег, внешних угроз. К деньгам относятся легко и свободно, способны их зарабатывать.
  • Отношение к пище. Человек не зациклен на еде, не делает из еды культа. Способен питаться в разнообразных условиях и разнообразной пищей. С готовностью экспериментирует с новыми блюдами: постоянно пробует приготовить что-нибудь новое или хотя бы попробовать. Нет устоявшегося вкуса, что ем только это и ничего более. Могут нравиться новые экзотические фрукты и блюда. Свободное, гибкое отношение к приёму пищи как у себя, так и у своих детей. Количество принимаемой пищи — по потребности, отсутствует «обжираловка».
  • Отношение к телесному контакту и сигналам тела. Такому человеку приятен телесный контакт в любых его проявлениях. Чувственные люди, уделяющие внимание телесным взаимодействиям при любом общении.
  • Отношение к новому. Проявляет стремление исследовать мир во всех его проявлениях. Такие люди любят путешествовать, переезжать с места на место, изучать новое. Им всё интересно: новое дело, новая книга, новые идеи. Их привлекает всё неизведанное и неисследованное, и они это пробуют «на зуб».
  • Формируется метапрограмма «к», т.н. достигаторы, реформаторы.
  • Детская необходимость игры со своим телом, чужим телом и окружающим миром. Эта игривость является характерной чертой всех явно здоровых личностей — «самореализаторов» по Маслоу.
  • Доверие к миру: «Вселенная дружественна и изобильна ресурсами».

Какие действия со стороны мамы могут привести к отрицательному импринту?

Самый главный компонент — неадекватные психоэмоциональные ответы от матери для удовлетворения основных потребностей ребёнка и отсутствие грудного вскармливания или его маленькая продолжительность (менее 1 месяца). Для того чтобы компенсировать отсутствие молока у мамы, необходимо при кормлении ребёнка с бутылочки держать его рядом с грудью, чтобы он чувствовал тепло и запах матери. Также отрицательному импринту способствует кормление по расписанию, лишение ребёнка груди как наказание или собственная фантазия мамы о том, что на этот раз хватит. Различные заболевания матери и ребёнка, которые не позволяют осуществлять грудное вскармливание. Грубое обращение, крики, ругань в присутствии ребёнка, отсутствие внимания. Некоторые мамы иногда оставляют без внимания плач малыша или, наоборот, контактируют, только когда малыш заплачет. Необходимо постоянное внимание к малышу, независимо от внешних и внутренних процессов. При введении прикорма нельзя заставлять ребёнка кушать через силу, по часам, перекармливать. В некоторых случаях мамы дают еду до тех пор, пока ребёнка не стошнит. Необходимо мягко предлагать покушать разнообразную пищу. Причём выбор продукта должен делать ребёнок.

Отрицательному импринту способствует отсутствие или недостаточный контакт между матерью и ребёнком. В младенческом периоде это редкие подходы к кроватке, отсутствие общения с малышом, когда ребёнка редко берут на руки, только по требованию, нет массажа и телесных ласк со стороны матери. В некоторых семьях бывает, что ребёнок играет, ползает и когда подходит к матери, то только тогда она берёт его на руки и ласкает. При этом отсутствует инициатива к телесному контакту со стороны мамы. Она контактирует только по требованию. Это важный момент. Активность в контакте должна присутствовать как со стороны малыша, так и мамы. Усугубляет ситуацию тугое пеленание, которое, к счастью, сейчас признано достаточно вредным для развития малыша («тюрьма» для ребёнка).

В возрасте после 6-ти месяцев и более, когда ребёнок уже научится держать предметы в руках и исследовать их, нельзя запрещать брать разные предметы, в том числе брать их в рот. В этой ситуации в зоне прямой видимости и досягаемости необходимо оставлять безопасные вещи и разрешать ребёнку исследовать их. Нельзя ругать, если ребёнок берёт предметы в рот, бросает их на пол, пытается поломать. При этом если есть предмет, который нельзя брать в руки ребёнку, то это «нельзя» должно быть постоянным. Иногда мамы запрещают брать некоторые предметы, но если ребёнок раскапризничался, то позволяют брать этот предмет.

При негативном импринте первого контура психика ребёнка подвержена формированию фобий и страхов. Также формируется метапрограмма «от» — стратегия избегания — и формируется склонность к метапрограмме «внутренняя референция». Взрослые люди избегают реформ, новизны. В жизни они больше мотивируются избеганием неприятного, чем стремлением увеличить приятное. При жёстком импринтинге дети, а затем и взрослые трусливы. Часто долго живут вместе с родителями (мамочкой). Формируется сценарий неудачника, который обвиняет всех, кроме себя — «коллекционер несправедливостей». При негативном импринте люди склонны к паранойе: мир и окружающие опасны. У них отсутствует доверие: «Доверяй, но проверяй». Внешними признаками при таких тяжёлых импринтах могут быть висцеротония, полнота, округлости, изнеженность.

Конечно, на жёсткое импринтирование контура биовыживания накладывается «более мягкое» кондиционирование. Это позволяет раздвинуть безопасный периметр от материнского тела до границ стаи или племени — «расширенной семьи».

Каждое общественное животное имеет, в дополнение к дарвиновскому «инстинкту» (генетической программе) самосохранения, «инстинкт» защиты генофонда. Это одна из основ нашего человеческого альтруизма, а общественные животные без этого инстинкта просто не смогут выжить.

Дикие собаки (и волки) лают, чтобы предупредить остальную стаю о приближении постороннего. Ваша домашняя собака воспринимает вас как вожака стаи; она тоже лает, чтобы предупредить вас о приближении постороннего (лай, конечно, также предупреждает и постороннего о том, что собака готова защищать свою территорию).

С развитием цивилизации стайность (племя, расширенная семья) была разрушена. Современный человек не ищет биобезопасности в стае, расширенной семье. Биовыживание зависит от кусочков бумаги. «А без денег жизнь плохая, не годится никуда». Если эти бумажки отобрать, у человека сразу же возникает острое биовыживательное беспокойство. И поэтому у них формируется особое отношение к деньгам: даже при возможности дать деньги (на зарплату, в долг и.т.д.) они будут оттягивать момент выплаты денег или не дадут в долг. Практически не бывает случаев выплаты денег раньше.

Панически боятся любого неодобрения по отношению к ним, так как в детском контуре мозга неодобрение предполагает вымирание из-за потери источника пищи.

Оральная система биовыживания образует цепь обратной связи, связывающую рот, гипоталамус, нейропептидную систему, лимфу, кровь с иммунной системой. Так как импринтирование происходит в раннем периоде человека — оно не осознаётся. Все действия и поступки кажутся естественными и необходимыми. Человек реагирует на ситуации, связанные с первым контуром мгновенно, как робот. И это поведение, «как робота», будет осуществляться, пока человек не научиться перепрограммировать и переимпринтировать этот контур собственного мозга, что в принципе может давать современная глубинная психотерапия.

Все правила по уходу за ребёнком можно выполнять безупречно и точно. Однако это не гарантия «нормального» развития будущего человека. Важным компонентом в воспитании детей является эмоциональная адекватность родителей. Только любовь, радость от ребёнка, улыбки, наличие реально хорошего отношения между родителями и ребёнком позволит сформироваться здоровой и устойчивой психике.

2 контур

Этот контур начинает импринтироваться, когда маленький ребёнок начинает ходить и обучается туалетным процедурам. Обучение ходьбе, овладение законами гравитации, преодоление физических препятствий, освоение собственного тела и манипулирования другими людьми — всё это моменты импринтной уязвимости. Мышцы ребёнка быстро программируются на выполнение этих силовых функций, обретая устойчивость и пожизненные рефлексы. Этот контур может обеспечивать как сильную доминирующую роль, так и слабо-подчинённую роль в обществе. В этот период продолжает формироваться эго ребёнка, и от воздействия родителей зависит, какой по характеру будет человек — сильной или слабой личностью.

Признаками этого контура является стандартный авторитарный рефлекс: раздувание мышц и крик. И наоборот — сжатие тела и глухое бормотание (или полное молчание) являются обычным рефлексом покорности. Говоря языком этологии, это альфа- или бета-самцы или самки. Люди с тяжёлым импринтом 2-го контура часто (но конечно, не всегда) используют в своём лексиконе такие слова, как дерьмо, задница, обгадился и другие похожие термины. Говоря языком психологии, закладываются такие качества, как агрессивность, лидерство, территориальность, личная сила и др.

Этот контур автоматически распознаёт в отношениях среди людей, «кто сильнее», и даёт нам информацию об иерархии. Политики имеют незаурядные навыки активации этой системы, иногда легко заставляя целые толпы людей вести себя подобно маленьким легковозбудимым детям. Излюбленная схема активации (описанная Шекспиром в «Генрихе Пятом»)  пробуждения солидарности звериной стаи посредством нападения на чужую стаю. Джордж Буш, которого многие считали «тряпкой», поднял свою популярность до беспрецедентного уровня в тот момент, когда вторгся в маленькую страну третьего мира (Панаму), добившись быстрой, лёгкой победы всего за неделю. Образ «тряпки» рассеялся за одну ночь. Любой альфа-самец в любой стае шимпанзе или горилл, чувствуя, что его авторитет падает, поступил бы подобным образом.

В импринтировании на этой стадии развития играет роль очень много факторов, но можно выделить три важных момента: отношение родителей к туалетным процедурам, положение отца в семье и обществе как представителя семейного «закона», ограничение или расширение личной территории ребёнка на этой стадии развития.

Время импринтирования — от года до трёх с половиной лет. Для положительного импринта этого контура необходимо понимание родителей, что ребёнок в момент приучения к горшку одновременно развивает в себе ощущение собственной территории. Отправляя естественные надобности в разных местах, ребёнок фактически «метит» свою территорию. Родителям следует спокойно относится к нарушениям туалетных процедур, когда ребёнок писает и какает в штанишки. При этом выражать одобрение, что он совершил это действие, но мягко и кратко показать мимикой или голосом, что это для вас неприятно. И наоборот, когда малыш сходит на горшок, всем своим видом выражать удовлетворение. Можно пробовать переставлять горшок в разные места или доверить место установки горшка непосредственно ребёнку.

Важна роль отца в семье. Для положительного импринта этого контура отец и мать должны быть в принципе авторитетными для ребёнка. Причём, как правило, это выражается как вербально, так и невербально. Ребёнок должен видеть, как принимаются решения в семье, какова роль отца и матери. Этого можно добиться, иногда говоря малышу, что «как папа (мама) скажет, так и будет». Слово родителя должно быть по возможности твёрдым и не нарушаться другим родителем в качестве исключения. Например, даже когда ребёнок сильно плачет. У отца, как впрочем, и у матери, должно быть своё место за обеденным столом и в комнате, которое должно освобождаться по приходу или желанию родителей. Отец должен демонстрировать, как правило, уверенность в поступках и словах. Мать в семье должна выказывать уважение к мнению отца. Это внешне может иногда выглядеть и как патриархат, но он бывает необходим в этот период для формирования тех качеств (особенно у мальчиков), которые будут описаны ниже.

И ещё один важный аспект в формировании будущей личности ребёнка. В этот период ребёнок начинает ходить, т.е. осваивает третье измерение и новую для себя территорию. В этот момент очень важна поддержка первых шагов со стороны родителей и тех, кто находится рядом. В моменты становления на ноги родителям следует выражать радость и поддержку этого стремления, улыбаться и подбадривать. В этот период следует как можно чаще бывать рядом с ребёнком, предотвращая его болезненные падения и возможные травмы. Когда малыш научился ходить, позволять ему исследовать любые пространства внутри дома, предварительно убрав из пределов досягаемости все опасные предметы. Также и на улице, в пределах личной безопасности, позволять ребёнку выбрать направление движения и место для игр. В дальнейшем, когда ребёнок достаточно освоится с процессом ходьбы, не спешить сразу на помощь при падениях или препятствиях, позволяя ему самостоятельно справится с трудностями.

В этот период закладывается ряд важных качеств будущей личности:

  • Осознавание собственной значимости ребёнком и своих ограничений в управлении (манипулировании) родителями.
  • Свободное отношение к туалетным процедурам, отсутствие проблем в этой сфере.
  • Сила личности и лидерские качества. Каким будет человек? Ведущим или ведомым?
  • Отношение к освоению новых пространств. Будет ли стремление к расширению своих территорий в материальном и психологическом плане.

Люди (экстремальные случаи), у которых самый тяжёлый импринт приходится на территориально эмоциональный контур, обычно являются мускулотониками. Это означает, что большая часть их внимания и энергии сосредоточена в мышечных системах защиты-нападения. Поэтому они обычно имеют средний вес, то есть достаточно тяжелы, чтобы их было трудно сбить с ног, и достаточно легки, чтобы быть подвижными и мускулистыми. Они часто становятся культуристами, тяжелоатлетами и т.д. и необычайно увлечены демонстрацией своей физической силы (даже простой обмен рукопожатиями является для них не проявлением дружелюбия, а скорее, силовым состязанием). Часто напряжены.

Импринтирование воздействует на всю нервную систему. Нервная система воздействует на тело. В большинстве обществ подобные типы вытесняются в военную сферу, где их склонности находят надлежащее этологическое применение в защите племенной территории. Анальная ориентация этого контура объясняет необычность военной речи, впервые отмеченную Норманом Мейлером: слово «задница» служит для обозначения личности в целом, а слово «дерьмо» для обозначения окружающих обстоятельств.

Какие действия со стороны родителей могут привести к отрицательному импринту?

Если родители ругают ребёнка за ненадлежащее отправление туалетных процедур. Причём малышу непонятно, почему ругают, так как он делает естественные, с его точки зрения, процедуры. При этом закладывается плохой радикал в психике, когда естественные потребности организма становятся негативными и порицаемыми, что в дальнейшем может привести к нарушению связи между телом и психикой. Нельзя ни при каких обстоятельствах ругать ребёнка за то, что «наделал в штанишки», или показывать неприятие или отвращение к его испражнениям.

Также плохое влияние на психику ребёнка оказывают любые действия со стороны одного родителя, принижающие и порочащие другого.

К отрицательному импринту могут приводить любые сильные физические травмы ребёнка в период, когда он учится ходить. Любые ограничения физического перемещения в пространстве, жёсткие запреты. Запрет на инициативу ребёнка: когда можно выполнять только те действия, которые нравятся маме, и она их одобряет. Чрезмерная материнская опека, когда все решения за малыша принимают родители и не позволяют самостоятельно выбирать. Чрезмерная поддержка и ограждения от всех напастей. Когда гулять можно только там, где сказали, если падает, то сразу родители подбегают поднимают и др.

При отрицательном импринтировании создаются предпосылки для формирования слабой личности со слабым эго. В первую очередь, у таких людей слабые лидерские способности, они больше подчиняются, чем командуют. Любое проявление агрессии или «наезда» со стороны других людей автоматически вызывает у них реакцию подчинения и жертвы. Они тяготеют к людям с положительным импринтом этого контура и нуждаются в их руководстве. Проявляется так называемая рабская психология. Таким людям будет казаться нормальным их низкий статус в обществе, и будет отсутствовать стремление его поднять. Такие люди ощущают себя неудачниками, у которых ничего не получается в жизни. Если по стечению обстоятельств такой человек начинает занимать высокий пост, то он будет ощущать крайнее неудобство, беспокойство и злость. Такие люди кажутся враждебными по отношению к окружающим.

При нарушениях развития на анальной стадии формируются такие качества, как скупость и жадность. Проявляется отрицание естественных потребностей организма, тело выступает машиной, поддерживающей разум.

Эта система обеспечивает обратную связь между мышцами, адреналином, таламусом головного мозга, анусом и гортанью. Раздувание тела и издавание шума — это самые обычные сигналы доминирования у птиц, рептилий, млекопитающих и политиков. Более подробно узнать об этом вы сможете, изучив речи Гитлера, Рейгана и им подобных или просто понаблюдав за двумя утками, спорящими за территорию в пруду.

Сочетание импринтов первого и второго контуров создаёт, по нашему мнению, четыре типа личности.

Тиран: отрицательный импринт первого контура, положительный — второго. Склонен к параноидальной замкнутости: он должен править, но боится. Любит ответственность, властный, сильный, любит состязаться, лидер, расчетливый, помешан на успехе, уверенный в себе, независимый. Является «начальственным», холодным, бесчувственным, авторитарным, самовлюблённым, хвастливым и т.д., хотя большинство всё же считает его «хорошим лидером». Метапрограмма — внутренняя референция.

Параноик: отрицательный импринт первого и второго контуров. Жестокий и недобрый, бунтует против всего, никому не верит, нетерпимый к ошибкам других, саркастичный, мстительный, обидчивый, злопамятный, критикует других, скептик, часто разочаровывается, часто мрачен, гневливый, раздражительный. Он никому не верит, восстаёт против всего, постоянно саркастичен, всё время жалуется и в целом является резким, злопамятным и (до некоторой степени) параноидальным типом.

Зависимый невротик: положительный импринт первого контура, отрицательный — второго. Стыдится себя, часто соглашается, доверчивый, робкий, застенчивый, слабый, пассивный, неагрессивный, терпит грубость, легко подчиняется, требует заботы, легко обмануть, не уверен в себе, ведомый, легко уступает, принимает помощь, охотно слушает советы, уважает авторитет, подражает другим, внешне референтен. Он самокритичен, застенчив, робок, легко поддается чужому влиянию, «бесхребетен» и всегда ищет кого-нибудь, кто взял бы руководство на себя и отдавал приказы. Наступает на вас, требуя удовлетворения своих эмоциональных нужд.

Хороший родитель: положительный импринт первого и второго контуров. Любит всех, соглашается со всеми и портит людей своей добротой, всем доверяет секреты, хочет любви от всех, дружелюбный, терпимый, добрый, готов помогать и защищать, щедрый, хочет нравиться, общительный, мягкосердечный, заботится о других. Все считают его уважаемым общественным лидером — полезным, внимательным, дружелюбным.

Ирония и трагедия человеческой жизни в том, что ни один из вышеперечисленных «типов импринтирования» часто и не подозревает о том, что мотивами его поступков управляет бессознательное, и он может поступать и мыслить как биологический компьютер. Возможно, кто-то из этих четверых пространно и с большой убедительностью сознательно объяснит вам, что каждый из его «компьютерных», бесконечно повторяющихся рефлексов вызывается окружающими обстоятельствами, т.е. «плохим» поведением других людей.

В этой статье изложены особенности формирования психики ребёнка на самых начальных этапах его развития. Как следует из вышеизложенного, в росте и развитии малыша нет «мелочей»: каждый шаг, сделанный родителями, формирует тот или иной паттерн поведения будущей личности. Молодым родителям следует помнить об ответственности перед детьми и их будущим. Хотя в воспитании присутствует много бессознательного как родителей, так и детей. Статья призвана помочь направить сознание родителей для воспитания здорового ребёнка и формирования гармоничной личности.

Последующие статьи будут освещать особенности развития личности в более поздние периоды жизни.

Выражаем благодарность за активное участие, поддержку в обсуждении статьи и консультации по роли отца, семейной пары и роли механизма проекции и идентификации в формировании характера ребёнка психоаналитику, прямому члену МПА Дородейко В.Г.



Просмотров: 565
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Влияние перинатального периода на психику человека. Часть 2- Психоэмоциональная связь матери и ребёнка
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Когда родитель обиделся и не хочет разговаривать. Последствия для ребёнка!
  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • 3 действия, когда супруг грозит забрать ребёнка
  • Контакт с телом матери, как возможность для ребёнка - наполниться ресурсом
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • О значении сказки для развития личности ребёнка
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • Когда мама не принимает своего ребёнка
  • История одного ребёнка. Ненавистный для мамы сын - прямая копия отца.
  • Беременность. Когда в прошлом есть неудачные попытки выносить ребёнка.
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • "Роль родителей в формировании самооценки ребёнка"
  • 3 правила, как подготовить малыша к рождению второго ребёнка
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Пять фраз родителей, выводящих ребёнка из себя
  • Что делать, когда Вы потеряли ребёнка?
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • У тебя будет братик/сестричка. Как подготовиться к рождению второго ребёнка?
  • Раннее развитие ребёнка - когда и как?
  • Разговор об отце. Как воспитывать ребёнка, если нет отца?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь