Коварная частица «не»

КОВАРНАЯ ЧАСТИЦА «НЕ»

«Не делай, не трогай, не бегай, не-не-не...».  Знакомая ситуация? Часто взрослые дают много наставлений: «не ходи на кухню, не трогай вазу, не бери ножницы» и т. д., не объясняя, почему нельзя и, что самое главное, КАК МОЖНО. Дети же часто нарушают запреты, родители расстраиваются, ругают, снова запрещают и все возвращается на круги своя.

Известный анекдот отлично иллюстрирует эту ситуацию. Посетитель пообедал в кафе, а так как на столе не оказалось салфеток, он раздумывает, чем бы вытереть рот. Случайно его взгляд натыкается на надпись: «Просьба занавесками рот не вытирать». «А это идея!», — радостно подумал посетитель.

В продолжение расскажу историю о себе. Когда мне было примерно 4 года, бабушка  разрешила мне поиграть на балконе. «Играй, только голову между прутьями не засовывай», — сказала бабушка. Как вы уже догадались, первое, что я сделала, когда бабушка вышла, это засунула голову между прутьями. Не помню точно, как меня вызволяли, но помню, что сидела я так довольно долго.  Я очень хорошо помню, что до бабушкиных слов у меня и в мыслях не было пихать голову между прутьями балкона. Но бабушка подала мне идею. И я ее моментально воплотила.

«Не» — коварная частица. Она имеет тенденцию выскакивать из нашего сознания. Так, вместо «Не бей, не толкай», остается посыл: «Бей, толкай», а вместо «Не трогай, не бери» — «Трогай, бери».

Попробуем оказаться от «не»? Тогда давайте переформулируем наши запреты.

Вместо «Не лезь к огню» можно сказать «Будь осторожен, горячо».

Вместо «Не трогай ножницы» — «Ножницы острые, можно пораниться, будет больно».

«Не крутись на качелях» — «Посиди спокойно, крутиться на качелях опасно».

«Не кричи» — «Я тебя слышу».

«Не дерись» — «Зачем ты ударил мальчика? Ему очень больно и обидно».

«Самый конструктивный путь — очень рано предупреждать детей об опасности, ничего не запрещая», написала Франсуаза Дальто. Отказавшись от частицы «Не», мы не запрещаем детям, но обозначаем последствия их действий, предупреждаем об опасности. То есть, даем им возможность увидеть последствия их действий.

Есть и еще одна причина, по которой желательно отказаться от «не».  Использование «не» - это обозначение запрета.  Однако такой запрет не показывает, что, как и когда нужно делать. Для взрослого совершенно очевидно, что слова «Не лезь в лужу» одновременно означают и «Обойди лужу». А что эти слова значат для ребенка? увы, не то же самое, что для взрослого. Ребенок понимает, что наступать на воду нельзя.  Он чувствует, что ему что-то запрещают и от этого запрет особенно хочется нарушить. Но ребенок не очень хорошо понимает, что конкретно он должен делать. поэтому нередко ребенок  просто останавливается перед лужей. Или, например, посыл «Не плюй косточки от черешни на стол» означает, что плевать косточки на стол нельзя. И только это. Если же мы говорим: «Выплевывай косточки на эту тарелку», мы даем ребенку информацию о том, как нужно поступать с косточками. То есть, формируем у ребенка адекватные формы поведения, помогаем ему адаптироваться к новым условиям окружающей среды.



Просмотров: 281
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Это делать нельзя! - строго сказала бабушка
  • Можно вместо нельзя
  • Не - Частица коварная
  • Что такое слова и какой посыл мы даем нашим детям?
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Развод, расставание с партнером это больно? Очень больно! Невыносимо больно! Что делать?
  • Запреты или как сказать «нельзя», чтобы ребенок услышал.
  • Когда ребенок очень подвижный
  • Что делать, когда очень хочется посоветовать?
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Если нельзя, но очень хочется… О проверке запретов на прочность
  • Если очень хочется, то можно. Пластические операции.
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Ребенок, родители и частица НЕ.
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • «Принимай меня таким, какой я есть!» Почему этого нельзя требовать?
  • Мой ребенок очень агрессивный. Что мне делать?
  • Ребенок вместо супруга. Зачем?
  • Кричать на детей - хорошо или плохо? Можно или нельзя?
  • Разлюбить — видеть вместо него: стол, стул...
  • Можно/нельзя. Выбор между безопасностью и свободой для самых маленьких.
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Как реагировать, когда вмешиваются в мои дела, а мне это очень обидно?
  • Мой ребенок плохо ест, или Бабушка внутри
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Если очень нужно замуж, то побудь одна...
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Нельзя ли вместо ужина отдать врагу утреннюю зарядку?
  • Если вам очень больно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь