|
Рецепты Муми-мамы или как отучить детей капризничать за столомАвтор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
РЕЦЕПТЫ МУМИ-МАМЫ ИЛИ КАК ОТУЧИТЬ ДЕТЕЙ КАПРИЗНИЧАТЬ ЗА СТОЛОМ Я не сторонник насильственного кормления детей и считаю, что ребенок должен есть столько, сколько хочет. Потому что его собственный организм лучше знает собственные потребности, чем мама. Безусловно, если речь идет именно о нормальной организации детского питания. Ярик (2 года 4 мес.) плохо кушает. В завтрак он отказывается от каши, в обед – от супа. Мама очень беспокоится, что Ярик плохо ест, поэтому всегда старается предложить ему хоть какую-то еду. Поэтому вместо каши Ярик съедает сладкий йогурт. После обеда мама беспокоится, что Ярик ляжет спать голодным и поэтому мама дает ему булочку с кефиром. В этом случае налицо нарушение режима питания. Ярик прекрасно знает, что мама не даст ему побыть голодным и предложит более привлекательное для него блюдо. Следовательно, ему выгодно не есть суп и кашу. Что он и делает, дожидаясь йогурта, булочек и других сладких блюд. Бывают, родители включают мультики или начинают кормить ребенка с ложечки, что тоже доставляет детям удовольствие. Просмотр мультфильмов во время еды и насильственное кормление («ложечка за папу, ложечка за маму») также способствуют нарушению пищевого поведения у детей. А именно, в этом случае ребенок не в состоянии самостоятельно регулировать процесс принятия пищи. Что происходит с ребенком, который не регулирует собственное потребление пищи? Такой ребенок ест тогда, когда ему говорят об этом взрослые, нередко переедает. Маша плохо ела с детства. Поэтому бабушка усаживала Машу перед телевизором и кормит. Маша, смотря телевизор, открывала рот, а бабушка вкладывала ей в рот ложку каши. Маша ела ради того, чтобы смотреть мультики. Потому что как только она переставала жевать, бабушка тут же выключала мультики. Постепенно Маша догадалась, как можно смотреть мультики долго. Нужно было просто очень медленно жевать (но жевать постоянно, чтобы бабушка видела, что Маша жует) и просить добавку. За добавкой бабушка бежала с удовольствием и продолжала кормить Машу с ложки. Ужин порой длился час-полтора. К пяти годам у Маши диагностировали ожирение. Бабушка не могла понять, как же так произошло, ведь Маша всегда так плохо кушала. Открытое запугивание («не будешь есть, не буду тебя любить», «если ты хороший мальчик, ты должен хорошо кушать», «не будешь есть в садике, я не заберу тебя домой») приводит к возникновению страхов у детей. Ребенок начинает есть, но ест он не потому, что голоден, а потому что он боится потерять любовь родителей. Такое воздействие очень разрушительно для ребенка. Однако бывают и другие ситуации. Например, бывает, что дети начинают капризничать и не хотят есть какое-то блюдо, хотя голодны. В этом случае ребенку нужна помощь в преодолении капризов. Причин такого поведения может быть много. Например, нередко новое блюдо, которое ребенок еще не пробовал, вызывает у ребенка опасения. Это связано с достаточно консервативной природой ребенка. Дети привыкают к определенной пище и не всегда легко начинают есть новые продукты или новые блюда. В этом случае ребенку нужна определенная помощь. Например, из нового супа, который ребенок отказывается есть, потому видит в нем необычные для него продукты (например, брокколи или зеленый горошек), можно быстро сделать суп-пюре, который окажется для малыша более привычным. Для детей в возрасте до 3-4 лет не стоит готовить новые блюда и предлагать их единственными. Лучше, если наряду с новым блюдом вы предложите ребенку еще что-то, что он уже хорошо знает. Тогда достаточно предложить ребенку лишь продегустировать новую пищу, не настаивая на том, чтобы ребенок съел целую порцию. Обратимся к случаям, когда голодный (по мнению родителей) ребенок просто отказывается есть. Когда я впервые столкнулась с такой проблемой, я задумалась. Я была не готова уговаривать ребенка, тем более включать ему мультфильмы. При этом у меня было чувство, что ребенок все-таки голоден и я должна ему помочь заинтересоваться едой. И тогда я сказала сыну спокойным, будничным голосом, понижая интонацию: «Знаешь, я приготовила этот суп по рецепту Муми-мамы». Ребенок встрепенулся и в его глазах появился интерес. Этот проблеск интереса дал мне понять, что я на верном пути: голод есть, но что-то мешает ребенку начать есть. И я начала выдумывать. Я рассказала о том, что у Муми-мамы есть кулинарная книга, в которую она записывает свои кулинарные рецепты. Я напомнила сыну о Муми-доле и кухне Муми-мамы, где она готовила разные блюда. Мы вспомнили о том, что Муми-тролли очень любят блины с вареньем и пудинг. Наверно, мы обсудили всю жизнь этих сказочных героев под звонкий стук ложки о тарелку. И уже поедая добавку, сын спросил, где же эта книга рецептов. А книги-то у меня не было… Пришлось сказать правду, что книги у меня, к моему сожалению, нет, а рецепт я нашла в интернете. После этого я регулярно слышала вопрос, по рецепту ли Муми-мамы приготовлен суп или плов. И блюда Муми-мамы до сих пор пользуются особым уважением и поедаются с большим аппетитом в нашей семье. А кулинарная книга Муми-мамы, оказывается, существует. Наверно, стоит ее купить. Эта мысль, безусловно, не нова и, тем более, не универсальна. Это просто идея для родителей, позволяющая заинтересовать ребенка пищей. Вспомните рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб». Героиня, девочка Зиночка, с особым удовольствием ела принесенный из леса чёрный «лисичкин хлеб», хотя дома не всегда хотела есть и белый. Лисичкин хлеб казался девочке намного вкуснее, потому с ним была связана интересная история. Коля (3 года) за завтраком стал капризничать. Он почему-то отказался есть свою любимую овсяную кашу. Мама предложила положить в кашу мёд, потом варенье, ягоды, но Коля отказывался. Мама стала сердиться, а папа сказал: «А ты ел когда-нибудь пограничную кашу?» Коля отрицательно замотал головой. Он не знал, что такое пограничная каша. Но он знал, кто такие пограничники, ведь его папа был пограничником. Он служил в армии на границе и много рассказывал интересных историй. А папа продолжал: «Утром пограничники обычно едят пограничную кашу. Это не совсем простая каша. Это вот такая овсяная каша, ну прямо как у тебя в тарелке. Но знаешь, в чем отличие обычной овсянки от пограничной? В нее добавляют ложку или две сгущенки. Вот я сейчас сделаю себе пограничную кашу, увидишь». Папа достал из холодильника банку сгущенки и открыл ее. Он положил себе в кашу вместо обычного сахара ложку сгущенки и начал с аппетитом есть, не предлагаю кашу Коле. Он как будто разговаривал сам с собой и вспоминал свое армейское прошлое: «Вкусная каша! Вот точно такую мы на границе и ели! Хочешь попробовать?». Коля согласился. Каша, действительно, оказалась очень вкусной. А мама, сидя за столом вместе со всеми, улыбалась. Рецепты Мумии-мамы, лисичкин хлеб, пограничная каша. Самые простые рецепты и не менее простые идеи, которые, однако, помогают ребенку по-новому посмотреть на предлагаемую пищу. Приятного аппетита! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|