|
Непослушные дети - это хорошо?Автор статьи: Екатерина Фирсова
Последнее время меня всё больше настораживает обилие статей о том, почему непослушные дети — это хорошо. Давайте вспомним о значении слова «непослушный». Такой, который не слушает, не желает повиноваться, выражающий отказ, не поддающийся какому-либо воздействию (о неодушевленных предметах). Родители таких детей согласятся, что последнее определение относится не только к неодушевлённым предметам, но и к детям тоже, что и вызывает проблемы в семье и социуме. Окружающие охарактеризуют непослушного ребёнка, как не выполняющего просьбы и указания родителей и других взрослых (воспитателей, учителей, бабушек-дедушек), не проявляющего уважение к другим людям, не реагирующего на состояние других. Такому ребёнку не важно, как его/её действия или бездействия влияют на людей рядом. Такому ребёнку «всё равно» на всех остальных и их просьбы. Главное, что Я хочу здесь и сейчас. Почему-то появилась тенденция отождествлять непослушность с высоким интеллектом и активностью, самостоятельностью и другими положительными качествами. Проблема заключается в том, что под непослушностью маскируются и допускаются недостатки воспитания, связанные с общей культурой и дисциплиной ребёнка, проблемы, связанные с отсутствием уважения и сочувствия к другим людям. Если читать такие статьи между строк, то так и получается: «Некультурный, бесконтрольный ребёнок – это хорошо!». Заметьте, если называть вещи своими именами, звучит уже не так благоприятно. Сложно испытывать удовольствие от нахождения рядом с детьми, которые ведут себя неадекватно обстановке и при этом не поддаются контролю опекающих их взрослых, т.е. не слушаются. Конечно, в жизни бывают разные ситуации. Если Ваш рейс откладывают на много часов, Вы вынуждены ожидать в замкнутом пространстве, ребёнок устал, ему жарко, тесно, скучно, голодно и т.д., беспокойное состояние ребёнка вызовет сочувствие и понимание. Но проблема заключается в том, что непослушность начинает характеризоваться, как положительная черта характера. Стоит помнить, что из непослушных, некультурных детей вырастают непослушные, некультурные взрослые. И то поведение, которое в 3-5-7 лет ещё может вызывать умиление и прощение, в будущем может сослужить плохую службу и самому человеку, и обществу. Зачем же эта подмена понятий? Я тоже согласна, что детей надо воспитывать окружёнными любовью, заботой, поддержкой, давать возможность развиваться их природным талантам и интересам, поощрять любознательность, активность, самостоятельность, умение постоять за себя, учить их понимать и уметь выражать свои эмоции (и положительные, и негативные). Но человек существо не индивидуальное, а социальное. Мы рождаемся среди людей и живём среди людей. И качество нашей жизни во многом зависит от наших социальных навыков, от умения находить общий язык с окружающими, от умения настраиваться на их ощущения и потребности и частично их удовлетворять, либо уметь выходить из нежелательных ситуаций. Можно предположить, что скрытыми мотивами для пропаганды непослушания являются, во-первых, страх за безопасность ребёнка, а во-вторых, пожелание больших жизненных успехов. Конечно, если трактовать термин «послушный» исключительно как зависимый, управляемый, безвольный, поникший, запуганный, то становится понятным беспокойство за безопасность и благополучие таких детей. Ими может быть легче манипулировать, куда-то заманить или заставить делать что-то плохое. Никто этого не хочет. Но и не слушающемуся родителей и других важных в его жизни взрослых ребёнку кто-нибудь нехороший может насочинять «с три короба» и… Безопасность ребёнка заключается не в непослушании, а в обучении базовым правилам поведения с незнакомцами, действий в критических ситуациях, знании к кому обратиться за помощью, в воспитании таких качеств как смелость, уверенность, самостоятельность, сообразительность, разумность. Чтобы ребёнок достиг каких-то жизненных высот, тоже необязательно быть непослушным. Смелым, решительным, отважным – да. Активным, любознательным, необыкновенным – да. Часто путается понимание того, что ребёнок чему-то не обучен, не понимает, не умеет, поэтому не слушается. Но почему утверждается, что это хорошо, а послушание – опасно? Опасно не послушание, а целенаправленное подавление личности ребёнка. Об этом и надо говорить с родителями. А когда наряду с непослушностью у ребёнка выявляются какие-то положительные особенности, черты характера, таланты, надо учить родителей их поддерживать и развивать. И параллельно прорабатывать проблемы непослушания. Не в стиле «подавить ребёнка и сделать удобным», конечно. Надо, во-первых, обучать родителей правильным стратегиям поведения с ребёнком в ситуациях, которые провоцируют непослушание. Во-вторых, прорабатывать вопросы личных и общих границ в семье и окружении. В-третьих, большим этапом работы должно быть развитие в самом ребёнке навыков эмпатии и понимания своей связи с обществом. Как пишет Дэниэл Сигел в книге «Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга Вашего ребёнка»: «Фактически в нашем постоянно меняющемся современном обществе обучение переходу от «Я» к «Мы», пожалуй, - ключевой элемент, определяющий, насколько наши дети смогут адаптироваться в мире будущего». Проблема непослушного ребёнка, зачастую, заключается в том, что он концентрируется только на себе, своих желаниях и потребностях, не думая об их влиянии на окружающих. Это происходит не потому, что ребёнок «плохой». Просто его этому не научили. «Помочь своим детям стать активной частью общности «Мы», не потеряв при этом контакт со своим индивидуальным «Я», - трудная задача любого родителя. Но только гармоничные связи с другими людьми при сохранении собственной уникальности порождают счастье и удовлетворение», - продолжает Сигел. Давайте не будем отправлять ложный посыл родителям и культивировать непослушность в детях. Непослушность – это симптом того, что что-то не ладится, что-то беспокоит ребёнка. В подтверждение этого утверждения приведу слова Э. Джин Айрес: «Школьная неуспеваемость, поведенческие трудности и многое другое - в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, a реальные проблемы, требующие пристального внимания и планомерных занятий». Т.е. с этой сложностью надо работать, а не радоваться, что она есть. А культивировать можно другие качества – любознательность, активность, смелость, заботливость, внимательность, самостоятельность, инициативу, доброту и многие другие. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|