Есть одно очень интересное понятие, придуманное когда-то литературоведом В. Шкловским применительно к искусству – «эффект остранения». Суть данного эффекта заключается вот в чем. Это особый способ восприятия мира, вещей, действий, который противоположен автоматическому восприятию. Автоматическое здесь синоним привычного - что-то, что видишь уже в тысячный раз, чему не удивляешься: «Вещи, воспринятые несколько раз, начинают восприниматься узнаванием: вещь находится перед нами, мы знаем об этом, но ее не видим». Очень многое в реальности мы воспринимаем именно таким образом.
В чем заключается прием остранения? В искусстве, в понимании Шкловского, происходит «оживление» вещи, оно выводит вещь из «узнавания». Как это происходит? Шкловский приводит в пример творчество Л. Толстого: «Прием остранения у Л. Толстого состоит в том, что он не называет вещь ее именем, а описывает ее, как в первый раз виденную, а случай — как в первый раз произошедший». То есть писатель привычные вещи описывает как нечто странное, необычное, словно увиденное в первый раз. Сюда же можно отнести любой художественный текст, где реальность описывается глазами ребенка.
Эта идея насчет приема остранения мне кажется в чем-то близкой по смыслу вот к какой мысли психоаналитика У. Биона: «Способность аналитика запоминать, что говорил пациент, должна быть тесно связана со способностью забывать так, чтобы факт новизны любой сессии (и, в силу этого, неизвестности ситуации, которая должна быть исследована психоаналитически) не затуманивался ставшим уже чрезмерно обильным вкладом предварительной и неверной концепции» (Бион «Научение через опыт переживания», 2008, 54-55).
То есть каждый раз встречаясь с пациентом, аналитик должен суметь увидеть пациента и то, что он говорит словно бы «в первый раз». В этой мысли открывается множество глубин.
Попробую эти идеи развернуть применительно не к искусству и психоанализу, а к терапии. Мне кажется, в процессе терапии терапевту важно оставаться эмпатичным, быть в контакте с пациентом, но при этом одновременно необходим вот этот «эффект остранения». Нужно суметь разглядеть «странное» за привычными идеями и установками пациента, увидеть пациента и его историю одновременно очень близко и в то же время «дистанцированно».
Пациенты всегда приходят к нам с некой привычной «матрицей», и часто то, что нас может удивить, является для пациента чем-то обыденным, автоматическим, «нормальным». И иногда терапевт становится первым человеком на пути пациента, который «удивляется» происходящему, и помогает пациенту посмотреть иным взглядом на ситуацию.
Приведу примеры.
Пациентка 22 лет в детском возрасте подверглась сексуальному насилию со стороны родственника. О произошедшем она рассказала только маме, которая отреагировала холодно и с осуждением, история превратилась в стыдную тайну. Родственник наказан не был. Пациентка всегда ощущала стыд, вину, и что с ней что-то не так. Во время сессии она рассказывает свою историю из позиции вины и самоосуждения. Впоследствии в процессе терапии у пациентки появляется идея, что мужчина-родственник виноват в произошедшем, что она была маленькой девочкой, что ее история вызывает много сочувствия, что она осталась одинока со своей проблемой и т.д. Казалось бы, все эти идеи лежат на поверхности, но их нет в привычном восприятии пациента.
Или еще один случай. У пациентки трудности с годовалой дочкой. Женщина рассказывает, как дочь ведет себя как «воплощенное зло», мучает ее, управляет ею, мешает, вредит, мстит ей, из-за чего пациентка впадает в депрессию и т.д. Терапевт сочувствует переживаниям пациентки, но параллельно в своей голове он «удивляется», поскольку речь идет о ребенке 1 года и об отношениях взрослой женщины и маленького ребенка, который еще не говорит, не ходит и очень зависим от своей мамы.
«Эффект остранения» важен для терапии, он делает терапию местом, где происходят открытия, он оживляет процесс, открывает в истории пациента новые смыслы. Когда терапевт способен «удивиться» тому, что говорит пациент, это означает, что впоследствии, возможно, и пациент сможет «удивиться», прожить по-новому привычный опыт и изменить что-то в своей внутренней и внешней реальности.