|
«Я» двухлетнего ребенкаАвтор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
Если ко мне приходят клиенты-родители, имеющие деток в возрасте 1,5-3 лет, то самая распространенная жалоба это «не слушается». Да, действительно, дети не всегда слушаются родителей, этим они демонстрируют нам свое «Я»: свои желание, свои чувства, свои интересы и склонности. Примерно до полутора-двух лет родители практически не сталкиваются с непослушанием ребенка. До этого возраста ребенок еще плохо говорит, не самостоятелен и относительно спокойно выполняет просьбы родителей. Но примерно к полутора-двум годам ситуация кардинально меняется. Ребенок перестает быть послушным и связано это с его возрастными особенностями. Что происходит с двухлетним ребенком? Он начинает выделять себя из внешнего мира, у него появляется осознание собственного Я. Ребенок впервые начинает чувствовать себя отдельным существом. Каким образом ребенок проявляет свое Я? Во-первых, он начинает использовать личные местоимения. До этого переломного момента ребенок говорил о себе в третьем лице. Кстати, это нередко беспокоит родителей. Приведу слова одной мамы: «Моей дочери два года. Она очень часто говорит о себе и своих желаниях в третьем лице. Например, «Таня хочет то-то». Это нормально вообще? Постоянно поправляю, ее прошу что бы говорила от себя, но пока не особо получается». Что можно ответить этой маме? Да, у девочки все по возрасту. Дети начинают говорить о себе в первом лице примерно после двух лет, иногда ближе к трем годам. Нужно ли специально поправлять ребенка, учить его использовать личные местоимения. Специально этого делать не обязательно. Однако родителям важно обратить внимание на свою собственную речь. Нередко при общении с ребенком взрослые говорят о себе в третьем лице: "Мама пошла..., мама тебе даст кашки..., иди сюда, мама тебя переоденет". Это не способствует появлению "Я" у ребенка. Будет лучше, если родители сами будут всегда говорить от первого лица: «Я пошла в магазин», «Я хочу есть». Также важно обращаться к другим, используя местоимение "ты". Итак, ребенок начинает использовать личные местоимения. Вместо «Саша пошел гулять» мы слышим «Я пошел гулять». И это очень радует родителей. Но появление в речи ребенка личных местоимений неизбежно влечет за собой появление притяжательных местоимений (мой, моя, моё). И вот мы слышим: «Моя машинка», «Мой папа», «Мои игрушки». И тут родители часто начинают беспокоиться, что их ребенок становится жадным. На самом деле, в этот момент ребенок наслаждается своей «отдельностью» от мира и тем, что ему в этом мире что-то принадлежит, будь то мама, папа или игрушки. Ребенок получает удовольствие от осознания этого факта. Поэтому не стоит ругать ребенка, говорить о том, что плохо быть жадным. В полтора года мой младший сын стал часто говорить слово «мое», которое у него звучало как «манё». Особенно трепетно он относился к своим санкам. Если кто-то из детей на прогулке пытался брать его санки, даже когда они не использовались хозяином, то он хватался за спинку и сурово говорил: «Манё»! Таким образом он устанавливал границы своего Я. Вот здесь Я, мой мир и это мои вещи (и я имею право ими не делиться), вот здесь ты и твой мир с твоими вещами. Такое поведение двухлетнего ребенка - не жадность, а скорее ликование от обладания предметом. Еще один важный признак проявления собственного Я – это появление отказа. Ребенок начинает активно говорить «нет», «не хочу», «не буду». Причем, часто это «нет» совершенно нелогично для взрослого. Ребенок может не хотеть идти гулять, играть, есть, спать и т.д. Но он не стал маленькой врединой. Отнюдь. Говоря «нет», ребенок выражает свою позицию, обозначает ценность своего Я, ведь он может делать выбор! Не забывайте, что говоря «нет», ребенок не просто отказывается от того, что ему предложили, он делает выбор в пользу чего-то значимого для него. Когда мы, взрослые, отказываемся пойти с другом в кино, мы делаем выбор в пользу каких-то других дел, более важных для нас. Отказывающийся ребенок также делает выбор. Приведу диалог моих сыновей. На момент диалога старшему, Феде, было 5,5 лет, а младшему, Филе, 2 года. Федя: Филя, не лезь в траншею! Налицо отказ. Ребенок отстаивает свое право делать выбор (лезть или не лезть туда, куда ему хочется, слушаться или не слушаться маму). Через этот выбор формируется самоценность ребенка. Подытоживая, хочу обратить ваше внимание, что не стоит расстраиваться, когда ваш ребенок начинает говорить «мой велосипед» или «моя лопатка». Не нужно бояться отказов ребенка. Однако остается вопрос, что же делать родителям, когда ребенок отказывается что-либо делать. Об этом мы поговорим далее. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|