«Я» двухлетнего ребенка

Если ко мне приходят клиенты-родители, имеющие деток в возрасте 1,5-3 лет, то самая распространенная жалоба это «не слушается». Да, действительно, дети не всегда слушаются родителей, этим они демонстрируют нам свое «Я»: свои желание, свои чувства, свои интересы и склонности. Примерно до полутора-двух лет родители практически не сталкиваются с непослушанием ребенка. До этого возраста ребенок еще плохо говорит, не   самостоятелен и относительно спокойно выполняет просьбы родителей. Но примерно к полутора-двум годам ситуация кардинально меняется.  Ребенок перестает быть послушным и связано это с его возрастными особенностями. Что происходит с двухлетним ребенком? Он начинает выделять себя из внешнего мира, у него появляется осознание собственного Я. Ребенок впервые начинает чувствовать себя отдельным существом.

Каким образом ребенок проявляет свое Я? Во-первых, он начинает использовать личные местоимения. До этого переломного момента ребенок говорил о себе в третьем лице.

Кстати, это нередко беспокоит родителей. Приведу слова одной мамы: «Моей дочери два года. Она очень часто говорит о себе и своих желаниях в третьем лице. Например, «Таня хочет то-то».  Это нормально вообще? Постоянно поправляю, ее прошу что бы говорила от себя, но пока не особо получается».  Что можно ответить этой маме? Да, у девочки все по возрасту. Дети начинают говорить о себе в первом лице примерно после двух лет, иногда ближе к трем годам. Нужно ли специально поправлять ребенка, учить его использовать личные местоимения. Специально этого делать не обязательно. Однако родителям важно обратить внимание на свою собственную речь. Нередко при общении с ребенком взрослые говорят о себе в третьем лице: "Мама пошла..., мама тебе даст кашки..., иди сюда, мама тебя переоденет". Это не способствует появлению "Я" у ребенка. Будет лучше, если родители сами будут всегда говорить от первого лица: «Я пошла в магазин», «Я хочу есть». Также важно обращаться к другим, используя местоимение "ты". 

Итак, ребенок начинает использовать личные местоимения. Вместо «Саша пошел гулять» мы слышим «Я пошел гулять». И это очень радует родителей. Но появление в речи ребенка личных местоимений  неизбежно влечет за собой появление притяжательных  местоимений (мой, моя, моё). И вот мы слышим: «Моя машинка», «Мой папа», «Мои игрушки». И тут родители часто начинают беспокоиться, что их ребенок становится жадным. На самом деле, в этот момент ребенок наслаждается своей «отдельностью» от мира и тем, что ему в этом мире что-то принадлежит, будь то мама, папа или игрушки.  Ребенок получает удовольствие от осознания этого факта. Поэтому не стоит ругать ребенка, говорить о том, что плохо быть жадным.

В полтора года мой младший сын стал часто говорить слово «мое», которое у него звучало как «манё».  Особенно трепетно он относился к своим санкам. Если кто-то из детей на прогулке пытался брать его санки, даже когда они не использовались хозяином, то он хватался за спинку и сурово говорил: «Манё»!

Таким образом он устанавливал границы своего Я. Вот здесь Я, мой мир и это мои вещи (и я имею право ими не делиться), вот здесь ты и твой мир с твоими вещами. Такое поведение двухлетнего ребенка - не жадность, а скорее ликование от обладания предметом.

Еще один важный признак проявления собственного Я – это появление отказа. Ребенок начинает активно говорить «нет», «не хочу», «не буду». Причем, часто это «нет» совершенно нелогично для взрослого. Ребенок может не хотеть идти гулять, играть, есть, спать  и т.д. Но он не стал маленькой врединой. Отнюдь. Говоря «нет», ребенок выражает свою позицию, обозначает ценность своего Я, ведь он может делать выбор! Не забывайте, что говоря «нет», ребенок не просто отказывается от того, что ему предложили, он делает выбор в пользу чего-то значимого для него. Когда мы, взрослые, отказываемся пойти с другом в кино, мы делаем выбор в пользу каких-то других дел, более важных для нас. Отказывающийся ребенок также делает выбор.

Приведу диалог моих сыновей. На момент диалога старшему, Феде, было 5,5 лет, а младшему, Филе, 2 года.

Федя: Филя, не лезь в траншею!
Филя: Буду!
Федя: Филя, не лезь в траншею!
Филя: Буду!
Федя: Филя, ты вообще маму слушаешься?
Филя: Нет!
Федя: А зря!

Налицо отказ. Ребенок отстаивает свое право делать выбор (лезть или не лезть туда, куда ему хочется, слушаться или не слушаться маму). Через этот выбор формируется самоценность ребенка.

Подытоживая, хочу обратить ваше внимание, что не стоит расстраиваться, когда ваш ребенок начинает говорить «мой велосипед» или «моя лопатка». Не нужно бояться отказов ребенка. Однако остается вопрос, что же делать родителям, когда ребенок отказывается что-либо делать. Об этом мы поговорим далее.



Просмотров: 314
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Когда ребенок начинает спрашивать про Смерть
  • Что делать, если ваш ребенок в 3-4 года отказывается ходить на горшок?
  • Ребенок плохо говорит в 3 года. Что делать?
  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Мой ребенок ворует. детское воровство. Что делать ,когда ребенок ворует?
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Мой комментарий: Что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад?
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Ребенок от донора: как об этом говорить?
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Что делать, если ребенок стал неуправляемым?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Ребенок часто болеет в садике! Что делать?!
  • Ребенок не слушается, что делать? 3 золотые правила для родителей
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь