Мамины радости и заботы (короткие истории). Часть 11-20.

НАЧАЛО  

ИСТОРИЯ 11.  КАК ГОТОВИТЬ РУКУ К ПИСЬМУ С УДОВОЛЬСТВИЕМ

Мама недоумевала. Все оказалось очень просто, даже слишком просто. Осталась проблема с чистописанием. Учительница сказала, что Ларисе нужно побольше писать, тренировать руку. Но ей трудно писать долго, у нее устает рука. Замкнутый круг…

– Лариса, а что ты любишь делать в свободное время? – это Психолог обращается к Ларисе.

– Я музыкой занимаюсь, еще играть люблю в куклы, – тихо ответила Лариса.

– А ты шьешь платья куклам?

– Я не умею.

– А научиться хочешь?

– Д-даа, – неуверенно ответила девочка.

– Тренировать и укреплять руку можно не только письмом, но и  другой деятельностью, которая доставляет ребенку удовольствие. Например, рукоделие. Лариса может шить, вышивать, плести из бисера браслетики. Эта деятельность не научит её писать красиво, но зато укрепит руку. Она будет меньше уставить, постепенно сможет писать более продолжительное время, – это Психолог обращается уже к Маме.  – Писать по несколько страниц палочек в день довольно утомительное и монотонное занятие. У ребенка появляется нежелание писать и иногда даже отвращение к этой деятельности. А в первом классе важно, чтобы у ребенка было желание учиться.

 

ИСТОРИЯ 12. ПИСАТЬ И НЕ УСТАВАТЬ: БЫВАЕТ ЛИ ТАК?

Но учиться писать все-таки нужно. И взрослые должны помочь ребенку. Как? Например, организовать его деятельность таким образом, чтобы процесс чистописания был не целью, а средством.

– Лариса, а была в библиотеке? – спрашивает Психолог.

– Да, – с улыбкой говорит Лариса.

– Понравилось?

– Очень! – улыбка Ларисы делается шире.

– А ты знаешь, что дома тоже можно сделать библиотеку?

– Дома? – в голосе Ларисы неприкрытое удивление.

– Да, дома. Видела в библиотеке каталог? Там записаны все книги, которые есть в библиотеке. Ты можешь тоже сделать каталог. Взять красивую коробочку, вырезать из бумаги карточки (кстати, вырезание тоже очень способствует укреплению руки), написать на карточках названия книг и каталог готов! Еще будет нужно сделать для всей семьи читательские билеты и можно играть в библиотеку. Ты будешь библиотекарем, а Мама, Папа и Гриша – читателями. Ты будешь выдавать им книги и записывать в читательские билеты названия книг, которые они взяли.

Когда ребенок занят интересным делом, он с большим удовольствием будет писать. Ведь это подготовка к игре, ожидание интересной деятельности, а не скучное выписывание палочек и крючочков.

 

ИСТОРИЯ 13. ИГРАЕМ В БИБЛИОТЕКУ

Дома Лариса первым делом схватила ножницы и начала нарезать бумагу для карточек. Гриша, конечно же, тоже захотел вырезать и начал вырывать у Ларисы ножницы. Лариса стала отталкивать Гришу, Гриша активно сопротивлялся. Назревал конфликт. Но Мама быстро приняла, пожалуй, единственно верное решение. Она достала другие ножницы и позвала Гришу к себе.

– Гриша, давай мы с тобой будем вырезать вместе.

Это решение далось Маме непросто. Давать ли двухлетнему ребенку ножницы? Ведь это опасно, он может пораниться (даже не смотря на то, что ножницы максимально безопасные, для детского творчества).  С другой стороны, Гриша во всем стремится подражать Ларисе, ему хочется делать то же, что и Лариса. Как можно убивать инициативу ребенка?

Гриша попытался взять в руку ножницы, но у него ничего не получалось. Даже с помощью Мамы. А если брать ножницы двумя руками, то нечем держать бумагу. Как быть? Мама нарезала длинных полосок из цветной бумаги и Гриша, держа двумя руками ножницы, начал быстро разрезать их на половинки. Чик-чик, чик-чик, чик-чик. Весело чикают ножнички в руках Гриши. Вечер прошел чудесно. Лариса писала печатными буквами названия книг на карточках (кстати, она провела за этим занятием больше часа), а Гриша и Мама наклеивали нарезанные кусочки бумаги на картон. Получился симпатичный коллаж.

Потом все вместе играли в библиотеку. Лариса рассказывала Грише, какие книги ему нужно почитать, выдавала и забирала книги, расставляла их на полке.

 

ИСТОРИЯ 14. ВЫШИВАНИЕ

Как вы помните, психолог порекомендовала Ларисе вышивать. На следующий день, пока Лариса была в школе, Мама и Гриша сходили в магазин и купили детский набор для вышивания. После школы, когда Гриша спал, Лариса села учиться вышивать. Нитки путались, рвались, Лариса сердилась и плакала, Мама терпеливо помогала ей. Несколько  дней Мама и Лариса вышивали (хотя набор для вышивания был очень простенький, Ларисе было довольно сложно). Наконец получилась чудесная вышитая картина: петушок! Лариса была в восторге.

Гриша, увидев вышитого петушка (уже красиво оформленного, так как Мама вставила вышивку в рамку), потянулся к нему с криками: «Дай-дай! Мне! Мое!». Лариса не давала: «Нельзя! Ты маленький. Испортишь», – кричала она громко.

Мама помнила, что раньше в похожих ситуациях она обычно говорила Ларисе, что она большая, а Гриша еще маленький и поэтому она должна уступить, например, отдать Грише игрушку. И мама помнила, что Лариса обычно начинала сердиться и плакать, иногда кидала игрушки и толкала Гришу. В итоге Маме приходилось наказывать Ларису, успокаивать плачущего Гришу. Все были недовольны и расстроены.

 ИСТОРИЯ 15. КАК МАМА РАЗРЕШИЛА КОНФЛИКТ ГРИШИ И ЛАРИСЫ

Итак, напомню, что Гриша настойчиво требовал вышитого Ларисой петушка, а Лариса не хотела давать его Грише в руки, так как опасалась, что он его испортит. Маме пришлось разрешать конфликт. Но сегодня она решила действовать не так, как обычно. Мама взяла Гришу на руки.

– Лариса, знаешь, Грише очень понравился твой петушок. Конечно, такой красивый петушок каждому понравится. Правда, Гриша? Просто Гриша сам еще не может сделать такой красивой вышивки, поэтому ему очень хочется посмотреть на то, что сделала ты. Ведь не каждый день удается увидеть такую замечательную работу. Если тебе не трудно, покажи Грише петушка.

Лариса молча подошла и стала показывать Грише свою работу. Она показала Грише петушка, показала, где у него глазки, крылышки, гребешок. А Мама продолжала.

– Гриша, посмотри как красило Лариса вышила. Настоящая картина получилась (тут Маму осенила идея, но с нами она поделится ею чуть позже). Потрогай аккуратно петушка.

Гриша тихонько дотронулся до петушка и улыбнулся. Лариса гордилась своим творчеством. Конфликт был исчерпан.

 

ИСТОРИЯ 16. ВЫСТАВКА

Помните, что Маму посетила идея?  Хотите узнать, какая? Она решила устроить выставку. Как в музее. Или в картинной галерее. Лариса и Мама стали готовиться. Мама достала поделки Гриши и Ларисы. Сделала красивые рамки. А Лариса подписала каждую работу. На эту работу ушел целый вечер и Лариса работала с большим удовольствием. На следующий день всей семьей играли в музей. Мама и Папа были посетителями, Гриша проверял билеты, а Лариса работала экскурсоводом. Она водила Маму и Папу по выставке, показывала картины и с удовольствием рассказывала о каждой работе.

А дальше началось настоящее веселье. Играли в поликлинику (Лариса была врачом и выписывала рецепты), рисовали карту звездного неба (Лариса подписывала названия). Потом Лариса писала письма всем родственникам, которые живут в других городах. Постепенно рука у Ларисы окрепла и Лариса стала довольно неплохо писать.

Правда, появились новые проблемы. На этот раз математика.

 

ИСТОРИЯ 17. УСТНЫЙ СЧЕТ.

Лариса не очень хорошо считала устно. Точнее, она прекрасно складывала числа в уме, но были сложности с порядковым счетом. Особенно, если нужно было считать в обратном порядке от двадцати. Лариса начинала бодро: двадцать, девятнадцать. Но некоторые цифры иногда менялись местами, куда-то убегали. Было понятно, что нужно просто почаще повторять, но Лариса с трудом выполняла задание один-два раза. Ей было скучно.

Еще Мама вдруг поняла, что Гриша тоже совсем не умеет считать. Он считает так: «Один, два, пять, восемь, четыре», то есть, просто в случайном порядке называет числа.

Подумав немного, вспомнив разговор с Психологом о письме, Мама сделала вывод, что просто считать – не вариант. Лариса просто не сможет по много раз в день зубрить одно и то же. Может быть, делать зарядку и одновременно считать количество сделанных упражнений? Почему бы и нет?

В тот же день Мама предложила Ларисе во время зарядки считать приседания, наклоны, повороты. Лариса с легкостью согласилась и Маме оставалось лишь иногда поправлять её. Примерно за неделю Лариса перестала делать ошибки. «Здорово!», - думала Мама, глядя на Ларису. А ведь и раньше можно было делать что-то похожее. Мы только считали ступеньки в парадной, а ведь можно было, например,  запускать ракету («десять-девять-восемь»  и т.д.). Действительно, фантазия безгранична. Придумывайте игры и играйте!

 

ИСТОРИЯ 18. ГРИША УЧИТСЯ СЧИТАТЬ

Итак, Лариса считала без ошибок. Примерно по той же схеме Мама начала учить считать Гришу. «Один, два, три» кричала Мама и они с Гришей подбрасывали вверх мячик, прыгали с дивана. Но обучение Гриши как-то не ладилось. Он называл числа, но было очевидно, что он просто называет их беспорядочно.

И снова Мама на консультации у специалиста. На этот раз у Педагога. И, как обычно, все оказалось довольно просто. Оказывается, начинать учить счету малышей лучше всего с понятий «один-много». Уже годовалый малыш может понять, где один кубик, а где много, может дать Маме один мячик или одно колечко. На следующем этапе (и не нужно торопиться!) начинаем считать до двух. Совершенно не нужно заниматься специально. Вы можете попросить ребенка достать две ложки: одну для Мамы, одну для себя. Малыш с радостью выполнит вашу просьбу. Одеваясь на прогулку, покажите ребенку, что у него две рукавички и два ботинка. После того, как ваш ребенок усвоил эти знания, можно учиться порядковому счету. Сначала до трех. Один-два-три! Вы может считать предметы, пальчики, ступеньки и вообще все, что видите вокруг.

 

ИСТОРИЯ 19. КАК УЧИТЬ УРОКИ ВТРОЕМ.

Как только Лариса садится за уроки, у Мамы начинаются сложности. Гриша начинает отбирать тетради у Ларисы, брать её ручки и карандаши. Лариса злится и сердится. Мама пытается увести Гришу в другую комнату, но, во-первых, Гриша активно сопротивляется, во-вторых, Лариса пока еще нуждается в помощи. Есть ли выход?

Посмотрим на ситуацию глазами детей. Что нужно Ларисе? Чтобы Мама была рядом, а Гриша не трогал ее вещи. Что нужно Грише? Делать то же самое, что делает Лариса.

Каким образом Мама может удовлетворить желания детей? Мама придумала такой способ. Она усадила Гришу за один стол с Ларисой, дала ему тетрадь и карандаш. Лариса учила уроки, а Мама и Гриша рисовали в тетради. Правда, Гришу хватило всего на несколько минут. Его возмутило то, что его тетрадь была обычная, а тетрадь Ларисы была гораздо интереснее. Там были нарисованы разные животные, игрушки, деревья и цветы. Как вы догадываетесь, речь идет об обычной рабочей тетрадке по математике. Совершенно чудесным образом Мама вспомнила, что в шкафу хранятся старые тетради Ларисы. Те самые, по которым она готовилась к школе. Совсем недавно Мама  хотела их выбросить, но почему-то не сделала этого. И как же хорошо, что не выбросила. Она достала тетрадь, посадила Гришу себе на колени и они начали рассматривать картинки, считать цветочки, обсуждать цвет и размер разных предметов. Оказывается, старые тетради могут быть интересны! Гриша с удовольствием рисовал в них, подчеркивал и зачирикивал. И самое главное, он был полностью доволен, ведь он делал то же самое, что его старшая сестра! Он занимался по тетрадкам. Как большой.

 

ИСТОРИЯ 20. «И ЗВУЧАТ ПЕЧАЛЬНО ГАММЫ…» (с)

Если вы помните, уважаемые читатели, Лариса ходит в музыкальную школу. Девочка не слишком отличается от большинства учеников музыкальных школ. Она хочет красиво играть, но ей не очень нравится играть гаммы. Тем более, что делать это нужно каждый день. И по несколько раз.

Вспомнив историю с письмом и слова Психолога о том, что деятельность должна быть интересна для ребенка, Мама решила немного разнообразить скучные музыкальные будни Ларисы. Началась подготовка к вечернему концерту. Сначала была репетиция. Потом генеральная репетиция. Гриша объявлял номера. Он залезал на стульчик и старательно говорил: «Гамма соль мажор. Исполняет Лариса Цветкова». После этого Лариса выходила, садилась за инструмент и играла. Мама изображала бурные аплодисменты и восторг зала. На вечернем концерте зрителей прибавилось, так как пришел Папа с работы. Гриша объявлял, Лариса играла, Родители хлопали. Всем было весело. 

НАЧАЛО  

ОКОНЧАНИЕ



Просмотров: 246
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Лариса в стране Чудес
  • Размышления о маме - 4. У мамы тоже была мама.
  • Папа Вова, папа Миша, папа Коля, папа Гриша…
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Моя мама хотела, чтобы я была ее крыльями...
  • Я ведь тоже твой сын, мама! Я имею право!
  • Мама может устать. Когда маме нужен отдых!?
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Мама, я совсем один, пока вы ругаетесь...
  • Когда мама - психолог или неидеальной быть можно
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Нужно ли ребёнка отдавать в школу, где учителем работает мама или папа?
  • Я больше не твоя мама, мама.
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • плохая мама -хорошая мама
  • Стройная мама - здоровая мама!
  • Хорошая мама – плохая мама
  • Мама, мама, я какашечку испек!
  • Что делать, если мама не любит ребенка?
  • А ведь мама говорила, а я ее не слушала…
  • Мама устала. Что же можно сделать?
  • Мама не может быть человеком
  • Критикующая мама в голове живет, критикующая мама мне покоя не дает
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Чёрствые и сухие люди. Если вы или мама - один из них. | Что знает Оливия?
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Мама не уходи! Как быть, если малыш с трудом отпускает вас.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь