О формировании теневой стороны личности. Тезисно

Автор статьи: Карлин Евгения

По следам вчерашнего радио-эфира, тезисно о теневой стороне личности и ее формировании:

  • Большинство психологических проблем связаны именно с теневым аспектом личности, с непринятием в себе определенных сторон: фантазий, желаний, потребностей, личностных черт (которые осуждаются в себе, подавляются, вытесняются).
  • Изначально ребенок рождается целостным, у него нет "плохих" или "хороших" черт. Все, что нам дано природой естественно. Разделение на "черное" и "белое" происходит в ходе воспитания и социализации, когда другие люди (мама и папа в первую очередь), отзеркаливают ребенка (часто будучи кривыми зеркалами), давая оценку его поведению и определенные послания. Причем то, что считается желаемым ("добром") в одной семье (сообществе, культуре) может быть нежелательным ("злом") в другой, что еще раз подчеркивает относительность "плохого" и "хорошего". Например, для родителей экстравертов может быть непонятен (а потому странен и с ним “что-то не так”) ребенок интроверт; для семьи военных – эмоциональная чуткость сына неприемлема; для родителей религиозных выраженная сексуальность ребенка – греховна. Распространенным в самых разных семьях является запрет на злость (одна из базовых эмоций), и связанная с ней агрессия (обратной стороной которой является активность, напористость, отвага).
  • Полезные качества ребенок начинает выдвигать на первый план, а бесполезные и опасные — прятать. Он оттачивает умения, которые приносят ему похвалу и "сладости", а не желаемое маскирует и подавляет, чтобы не быть осужденным или наказанным за то, что раздражает родителей. Так начинается внутренний раскол на темную и светлую стороны, сначала на поверхности, доступный сознанию, а после - на бессознательном уровне, проявляющейся во внутреннем конфликте, недовольстве, низкой самооценке, тревоге.
  • В Тени часто оказываются также те качества, которые когда-то оказались бесполезными. Например, художественно одаренный ребенок в семье, равнодушной к искусству, так и не развил свои задатки, не реализовал талант, что во взрослой жизни может проявлять себя в чувстве несвершенности, неясной тоске по упущенным возможностям, проживанию "не своей жизни" .
    • Вместе с отказом от «негативных» или "бесполезных" черт (часто силовых и ресурсных) утрачивается целостность психики и душевное равновесие. Недовольство собой во многом существует благодаря тому, что значительная часть души оказалась отвергнутой и забытой. Теневая часть никуда не девается, но вторгается в жизнь (во снах, чувствах, сильных эмоциональных реакциях на других людей).
  • Все, что не устраивает нас в других, позволяет понять самих себя. Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые запретили себе когда-то, то внутри поднимается раздражение, возмущение, бешенство, злость (которую в действительности мы испытываем к самим себе). Стоит примириться с собой и раздражения не будет. Принимая себя, мы учимся принимать весь мир таким, какой он есть, во всем его разнообразии. Мы также, напротив, можем неоправданно восхищаться кем-то, проецируя на человека то, что не решились проявить сами.
  • Чем сильнее человек стремится отождествить себя с Персоной (социально одобряемым фасадом личности, социальной ролью), тем менее он склонен признавать наличие Тени — "подвала личности", но и ее неотъемлемой части, хранилища силы и личностного потенциала, а не воплощение злого в человеке. Знакомство с собственной Тенью, ее принятие – необходимый шаг для обретения личностной целостности и внутренней силы.

Желающим углубиться в теневой вопрос - юнгианская психология и сам Карл Густав Юнг в помощь.

О формировании теневой стороны личности Тезисно

Фотограф Анна Радченко ("Обратная сторона материнской любви", также про внутреннюю Тень)



Просмотров: 357
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Я из страшной русской сказки" - о теневой стороне личности
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь