Как мы обрезаем крылья нашим детям...

Автор статьи: Виктория Тимофеева

Небольшая преамбула: некоторое время назад мне довелось немножко посмотреть бразильский научно-фантастический сериал "Пути сердца" (Caminhos do coração).
В основе сюжета - генетические эксперименты над людьми, из которых делают различных мутантов. В целом - очень похоже на знаменитый "Остров доктора Моро". 
Один из главных персонажей - Анжела - девочка с крыльями, которая мечтала летать, но отец ей это запрещал...

Один коротенький фрагмент заставил меня крепко задуматься. Вот он (язык - португальский + русские субтитры): 



Если отойти от фантастической составляющей, то что же слышат наши дети?
Примерно следующее: ты еще маленький, мир большой и страшный, тебя кто-нибудь может обидеть, забудь про свои мечты, перестань думать о ерунде и т.д. 

Т.е. - сами же взрослые, вроде бы из добрых побуждений, и все-таки обрезают детям крылья... 

С одной стороны это может выглядеть как забота, "Я не хочу, чтобы тебя кто-то обидел". А с другой стороны - если ребенок, еще с детства не научится давать отпор обидчикам, то потом он не научится никогда. А если и научится, то уже во взрослом возрасте и не настолько качественно и конструктивно, как это было бы изначально.

Второй момент: детские мечты часто кажутся несбыточным и глупыми. Поэтому родители (родственники, знакомые, и даже педагоги) часто пытаются задать ребенку иной вектор жизненного пути. Например, девочка мечтает стать балериной, но родители видят в ней врача (а кто будет нас в старости лечить?!). Соответственно, на балет ее никто не водит, более того - ей старательно внушают, что все эти "танцульки" - полная чушь. 

Или родители мальчика, мечтающего, например, заниматься ядерной физикой, видят его всемирно знаменитым скрипачом. Почему? Потому что его мама/папа сами не смогли стать когда-то "вторым Паганини", вот и решили, что уж их чадо точно им будет.
Но беда в том, что самому чаду эта скрипка даром не сдалась, и он ненавидит ее "всеми фибрами". Но, из-за родительского авторитета, вынужден подчиняться и заниматься через не хочу. А мечты - так и остаются мечтами...

Хорошо, если с годами это не перерастет в психологическую травму. И вчерашние дети, уже будучи взрослыми, смогут хотя бы частично реализовать мечту, сделав ее своим хобби. А если нет? Тогда навязанная профессия и образ жизни будут тяготить и вгонять в депрессию. И будет совсем печально, если такая нереализованность и понимание того, что получил совсем не то, чего хотел, приведут к еще более печальным последствиям - от различных заболеваний, до (не дай Бог) алкоголизма и наркомании. 

Это же может случиться и тогда, когда ребенок пошел по стопам родителей (сам или с их же подачи), но тоже "не попал в струю", и карьера не сложилась... Да, есть множество примеров успешных творческих династий, где дети продолжают дело, начатое родителями и чувствуют себя на своем месте. Такие, как: Запашные, Сличенко, Рукавишниковы, Плисецкие-Мессерер...
А ведь бывают случаи, когда карьера продолжателя династии сложилась не так успешно, как у родителя. Тоже последствия могут быть страшными... Пример тому - ныне покойный телеведущий Сергей Супонев и его сын Кирилл...

Возвращаясь к "обрезанию крыльев". 
Как я уже сказала, это может иметь место не только из-за мнения, что ребенок "страдает фигней". Не только из благих намерений защитить и оградить. Если сами родители когда-то не смогли реализоваться в какой-то сфере, поэтому считают, что их дети наверстают упущенное...
 
То же самое происходит, когда ребенка ограждают от домашних дел. Конечно, никто не заставит первоклашку колоть дрова (утрирую, конечно), но даже в 7 лет ребенок способен сам себе приготовить несложный обед, постирать носочки, помыть посуду и подмести полы. Но нет, все чаще родители не дают это делать (даже если ребенок сам просится помогать). Потому что "разобьешь, сломаешь, выпачкаешься, будешь долго возиться"... 
В итоге постепенно вся инициатива ребенка улетучивается. 

Или распространенная ситуация, когда "папа решает, а Вася сдает" - т.е. делание уроков не вместе с детьми, а вместо них.
Правильно... а зачем Вася будет сам напрягаться, если папа сделает и лучше и быстрее?! 

И это все мне видится в корне неправильным. Поступая так, родители (и не только) оказывают "медвежью услугу". И еще одной "крайностью" здесь оказывается ситуация, когда ребенок с детства понимает, что за него уже все решили, что самому не надо ничего думать и делать - уже все распланировано кем-то другим.
И переносит этот же сценарий во взрослую жизнь.
В особо печальных случаях 25-30-летнее "дитя" продолжает радостно сидеть на шее у родителей, отлично зная, что за него приготовят поесть, уберут, постирают и т.д. А сам он будет долго и мучительно "находиться в поисках себя", меняя работу каждые несколько месяцев, потому что везде что-то не устраивает, все к нему придираются, требуют... да еще надо думать, принимать решения и брать на себя ответственность.

Чтобы этого не случилось, очень важно с самого начала, еще в раннем возрасте  давать ребенку возможность самому выбирать то, что ему хотелось бы делать. Каким видом спорта заниматься, какую профессию выбрать и т.д.... 
Да, разумеется, нужно и важно быть рядом и помогать советом. Но не решать за него. 
Например, чтобы помочь выбрать будущую профессию, родители могут сводить ребенка на тематические занятия. Или вместе просмотреть соответствующие материалы в интернете. Благо, сейчас есть множество способов заранее узнать о преимуществах и возможных сложностях каждой профессии. 
В конце концов, есть психологи-профориентологи. И они помогут подобрать то, что подойдет конкретному ребенку (подростку), исходя из его пристрастий, способностей и личностных особенностей.  

И так целесообразно поступать во всем остальном! 



_________

Тел.: +7 964 779 97 50
Skype: v-timofeeva
Сайт: http://www.vtimofeeva.ru/

 



Просмотров: 342
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что делать если ребенок "не слышит"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать, если 25-летнее чадо "отбилось от рук"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь