Психосоматика одного заикания

 Психосоматика одного заикания

 Психосоматика одного заикания 

Клиентка, 23 года обратилась ко мне за помощью – психологически проработать проблему своего заикания. Пока девушка отвечала на заданные вопросы, я заметила следующее: часть текста (довольно длительную по времени и сложную по лингвистике) она произносит без каких-либо затруднений, но в точечных, отдельных местах начинаются «спотыкания» речи. Затруднения происходят не на конкретных звуках или в каком-то заданном алгоритме, а спонтанно, непредсказуемо… Первое впечатление следующее: когда клиентка увлечена сообщением и как бы отдаляется от позиции реального «Я», проблема «оставляет» её, как только девушка приближается к себе-настоящей, проблема неминуемо «возвращается»… То есть психосоматический характер данного обращения – «на лицо».

Ход работы

– Элина, давайте представим себе образ вашего заикания на стуле, напротив Вас. Представили? Хорошо… Теперь пересядьте на этот стул и вообразите себя в этом образе. Сейчас Вы – не Элина, Вы – Элинино заикание.

– Хорошо…

– Как Вы выглядите? На что Вы похожи?

– На спутанный клубок ниток…

– Так… А где Вы обитаете? В какой части тела Элины?

– В её гортани…

– Понятно… А в какой период времени Вы появились в теле Элины?

– Когда Элине исполнилось 3… Быть может, 3 с небольшим… Примерно так…

– Хорошо… Спасибо! Элина, пересядьте, пожалуйста, на свой стул. Теперь Вы – это Вы. Скажите, Вы тоже чувствуете, что проблема началась приблизительно в это время?

– Да. Именно так. Мне и родители говорили об этом…

– Поняла Вас. Скажите, а не вспоминается ли Вам чего-то чрезвычайного, связанного с тем периодом жизни, что, быть может, «запустило» эту проблему?

 

– Нет, ничего чрезвычайного я не помню… (Задумывается…) Разве только… Самое первое воспоминание, приходящееся примерно на тот период… Я в садике. Конец дня... Уже достаточно поздно... Всех детишек забрали, а меня нет... Няня звонит родителям... За мной долго никто не идёт... Я одна и одна... Вечереет... Наконец, приходит отец. Очень пьяный. Еле держится на ногах. Мне противно, я чего-то боюсь. Но возвращаюсь с пьяным папой домой... Дома мама. Тоже пьяная... Буквально «распластана» на столе... Она спит... Кругом бутылки... Это всё, что я помню…

 

– Элина, ваши родители пили?

– Да. Но Вы не подумайте: они пили не всегда – только по выходным, начинали в пятницу, заканчивали вечером в воскресенье, в остальные дни были трезвые и много работали – нормальные родители, как у всех…

– Но, судя по вашему воспоминанию, Вы им крепко мешали, особенно в те самые, свободные дни? Им бы забыть про дочь, расслабиться, отдохнуть… Им бы «выключить» Вас на время. А вы – живая, требовали внимания…

– Да, наверное…

– А ведь Вы их, конечно, очень-очень любили?

– Разумеется! Как иначе?…

– И жалели, так?

– И жалела…

– И, соответственно, хотели как-нибудь выручить маму с папой? Бессознательно… Чем могли?!...

– Я не знаю…

– Зато я теперь в этом просто уверена: Вы себя «выключили», насколько смогли, по воле своих родителей, чтобы не мешать любимым папе и маме… Вам по их негласному предписанию не стоило ПРОЯВЛЯТЬСЯ, ОБРАЩАТЬ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ, ГОВОРИТЬ… Особенно в определённые дни…

Вздыхает… Думает…

 

– Но это ещё не всё… Помимо наложенного запрета, ваш клубок, я думаю, включает в себя непрожитый вопль возмущения в отношении проживаемых тогда обстоятельств. Крик души застрял в вашем горле спутанным, тяжёлым клубком. Элиночка, дорогая, Вы должны «выкричать» своё возмущение, разрешить ему вырваться на свободу. Встаньте, пожалуйста, и попробуйте его прокричать (можно про себя, внутренним воплем, или вслух – как получится). Повторяйте за мной, громко, в полную силу: «Мама и папа из прошлого, так нельзя! Это просто чудовищно! Я-трёхлетняя была вами брошена – одинока! Мне страшно и больно! Я тогда не справ-ля-лась! Вы запрещали мне ЖИТЬ! Но я ЖИВАЯ И БУДУ (СЛЫШИТЕ?!) БУДУ ЖИТЬ! Я ВОЗВРАЩАЮ СЕБЕ ПРАВО ГОЛОСА! ОТНЫНЕ И НАВСЕГДА! Я МОГУ И БУДУ СВОБОДНО, ХОРОШО ГОВОРИТЬ! ДА ИСПОЛНИТСЯ ЭТО! ДА, БУДЕТ ТАК!» А теперь представьте, как вместе с вашими выкриками ваш внутренний клубок вылетает из гортани наружу, наподобие пробки из бутылки шампанского, и отскакивает от Вас навсегда…

 

Скромная Элина, по моей настойчивой просьбе, повторила это множество раз. Стоя. В виртуальном обращении к прошлому. С усилением, форсируя голос. Каждый следующий раз всё уверенней и уверенней. При моей горячей поддержке. В паре со мной. Элина сказала мне, что как будто бы услышала символический «чмок» вылетающего клубка. Далее мы проделали короткую, но эффективную психологическую практику, наделяющую человека мощной уверенностью, душевным ресурсом, внутренним позитивом и силой.

– Элина, помните, на этом стуле некоторое время назад сидела ваша проблема. Попробуйте здесь снова присесть. Вы чувствуете эту проблему? Она всё ещё здесь?

– Нет. Её теперь нет. Определённо и точно. Но она-прежняя имела ко мне отношение. И знаете, наверное, ещё может вернуться вновь… Но сейчас её нет! Даже духа её не чувствую – совершенно!

– Хорошо! Пересаживайтесь на место. Вы – это Вы! Как дела, самочувствие?

– Очень хорошо! Я – спокойна. Клубка внутри не чувствую… (Улыбается.)

Элина ещё некоторое время отвечала на вопросы, что-то говорила, рассказывала. И верите или нет – до самого конца сессии больше не заикалась. Конечно, мы с Элиной будем встречаться снова, чтобы закреплять полученный результат, но важно то, что психосоматические источники проблемы данной клиентки найдены и в общем – хорошо обезврежены. Вот так несложно можно выйти на корни психосоматики и обеспечить их успешную ликвидацию – в случаях, когда в физиологию организма вмешивается трудная психология…

...Для укрепления описанных результатов на последующих двух сессиях предполагается большая сепарационная практика по отделению взрослой части личности данной клиентки от негативных родительских предписаний: «Замолчи!»; «Не говори!»; «Выключайся!».

Короткое описание указанной практики

На против клиента устанавливается стул, на котором предположительно находится субличность его родителя. Клиент попеременно пересаживается со стула на стул, находясь в активном диалоге с родителем. Диалог проводится по следующим фазам.

  1. Отреагирование накопленных чувств. (Посменно, из каждой роли.)
  2. Попеременное выражение искреннего прощения от родителя к ребёнку, от ребёнка к родителю.
  3. Попеременное выражение благодарности от родителя к ребёнку, от ребёнка к родителю.
  4. Попеременное благословление: из родительской роли в отношении к ребёнку и из детской – в отношении родителя.
  5. Виртуальная сепарация от родителя. На уровне представления мы отделяем себя от фигуры родителя, рисуя в воображении разделение общей дороги в два отдельных пути.





Просмотров: 478
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Йольский кот идёт за тобой… или «хорошо ли ты вёл себя в этом году?!»
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • У меня есть я, хорошо быть мной!
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Как хорошо быть молодыми….. или не очень
  • Совершенствовать себя как родителя: мысли вслух
  • Что такое хорошо - всегда вопрос, знали об этом?
  • Магическое мышление очень взрослой женщины - хорошо или плохо? Опрос
  • Говорить или не говорить ребёнку о смерти родителя?
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Родители хотели, чтобы я повзрослел, теперь терапевт...
  • «Хорошо жить» на пенсии будет только 2 категории наших граждан
  • Время затишья, когда нас будто никто не любит- тот самый период для воспитания любви к себе
  • Мама с папой разводятся. Папа теперь козел
  • Тест только для пары! Насколько хорошо вы знаете друг друга?
  • Я себя слепила для тебя, любимый...а теперь я это поняла.
  • Счастье хорошо в любое время года
  • «Кому на Руси жить хорошо?» Богатым, конечно же!
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • «Мама, прости, но теперь – моя очередь!» – как и зачем саму себя удочерить?
  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • Эх, как у всех все хорошо. А у меня все иначе.
  • За эти навыки очень хорошо платят
  • Проблема - это хорошо…!?
  • ОБ ЭНЕРГЕТИКЕ ЖЕНСКОЙ замолвите слово… ***** (К Мастер Классу *Хорошо Бы Выйти Замуж Хорошо* )
  • Глаза на затылке - это хорошо, но не очень красиво)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь