Зачем мы злимся

Положение, когда что-то или кто-то нас "достал", в жизни не редкость. Разозлиться можно на что угодно. Собрались пройтись, но, как всегда, не вовремя пошёл дождь. Неуклюжий прохожий наступил на ногу. "Подрезали" при обгоне. Приходится тратить время в очереди, а "как-нибудь договориться" не получается.

И когда задаёшь вопрос, а почему, собственно, злит, например, мама, звонящая каждый вечер и "капющая на мозги", то встречаешь, порой, наверное, тот же самый, а может, и более сильный гнев, чем тот, который предназначен маме. Ведь это же само собой разумеется! "Довели" человека, вот он и злится. Чего дурацкие вопросы задавать!

Не спорю, "выпустить пар" -- полезно. Но, думаю, найдутся те, кто согласится, что лучше бы этот самый пар и вовсе не накапливался и не образовывался.

Между тем, предложение взглянуть на ситуацию глазами "причины гнева", то есть человека, воле-неволей спровоцировавшего нашу реакцию, вызывает лёгкое удивление и неприятие. Мол, чего тут думать! И так всё ясно: прохожий, разява, не смотрел под ноги, "подрезавший" водитель -- "отморозок", чиновник, не пожелавший "договариваться" -- дурак и трус и не понимает своего счастья, а мама "всю жизнь была такой, её так воспитали". Отношение к разного рода неодушевлённым причинам объясняется "законом подлости" или чем-то подобным.

Эти объяснения -- поверхностны. А иногда и просто не соответствуют действительности. Ведь никакого закона подлости нет, а чиновник и водитель при более близком общении оказались бы вполне вменяемыми, а может, даже и хорошими людьми. Даже мама оказывается вполне симпатичным человеком, если успокоиться и немного подумать.

Ну ладно. Как-то там всё, происходящее в мире, в конце концов объясняется. Но, может быть, наша злость полезна в преодолении трудностей? Ведь есть даже такое мнение, если не получается что-то, нужно разозолиться. А уж в случае посягательства на наши права и свободы, гневу точно нужно, кажется, дать "зелёную улицу". Что же, не будем спорить, это метод! Он стар, и возник ещё до появления человека. Гнев, и правда, придаёт силы. У Валентина Пикуля, например, в его романе "Битва железных канцлеров" стихией главного героя Отто фон Бисмарка был гнев. Когда ему задали вопрос, как он провёл ночь, он ответил, что прекрасно. "Почти не спал. До утра ненавидел."

И всё это хорошо, однако способ решения проблем, когда гнев выступает неким допингом, энергетическим напитком, чрезвычайно затратен, а область его применения узка. Конечно, от прохожего и водителя можно потребовать сатисфакции, и, если повезёт, "улечься в тенёчке, удовлетворённо порыкивая", а если не повезёт... Впрочем, оставим это! Уже с чиновником вероятность благоприятного нам исхода, на мой скромный взгляд, меньше половины. А с мамой этот вариант и вовсе не подходит. Нет, мы, конечно, добьёмся, что "на мозги капать перестанут", но побочные эффекты нас вряд ли порадуют. И наверняка многие помнят, что после "отреагированного" гнева, когда возбуждение спадает, чувствуется усталость. Думаю, если сделать этот подход к решению задач основным, то надолго нас не хватит.

Но тут возникнет вопрос: при чём здесь основным или не основным? Ведь рекция гнева, де, эволюционно обусловленна, естественна. Доводилось так же слышать и читать, что существует некий круг ситуаций, когда её, просто-таки, не может не быть. То есть, единственное, что нам остаётся, это задавить её, а потом попытаться выплеснуть в безопасной для нас и окружающих форме. Думаю, тут многие вспомнят этот милый обычай, принятый в ряде японских контор, когда в здании имеется комната с чучелом начальника, которое позволяется бить. Или вот ещё: поехать на машине в близлежащий лесок, закрыть все форточки, и проораться в голос, благо, никто не слышит.

Однако, реакция человека на ту или иную ситуацию зависит от восприятия оной. И человек тому или иному восприятию способен научиться. Естественно, можно предположить, что с возрастом способность к обучению несколько снижается, но не пропадает. Учиться можно по-разному. Я не ставлю здесь задачу рассмотрения методов обучения. Но, так или иначе, не гневаться можно. Не подавлять гнев, а именно совсем в конкретной ситуации его не испытывать.

Также нужно рассмотреть вопрос, а не отказываемся ли мы отчего-то по-настоящему незаменимого? Нет, не отказываемся. Когда возможности психики человека были скромнее, он не умел осознавать задачи на столь высоком уровне. Его реакция на жизненную ситуацию была быстрой и во многом предсказуемой. Но в процессе эволюции появилась возможность более тонкой классификации ситуаций. Человек получил возможность анализировать действительность и осознанно вырабатывать те или иные способы реакции. И эти новые способы зачастую оказываются эффективнее. Есть мнение, что даже в драке, где существует опасность для жизни, гнев не лучший помощник.

И всё-таки, почему мы гневаемся? Дело в том, что гнев -- всегда неприятие реальности. В его основе -- всегда требование к ней соответствовать неким стандартам. Осознанно или нет, но оно существует.

Стоит ли писать о бесполезности этого требования! За ним, в свою очередь, стоит убеждённость в том, что есть некая истина (есть, кто бы спорил!), некий стандарт, и он обязателен для применения всеми и немедленно. И тот, кто не хочет подчиниться, должен быть приведён к покорности или сметён... Но это уже тема для другой статьи.



Просмотров: 316
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Когда знаешь чего хочешь - никакого "как" не существует. Просто берешь и делаешь.
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Найди свое место в мире, ведь оно точно есть"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь