|
Экстракция (извлечение) клиентских ожиданий при помощи МАК «ОКНА И ДВЕРИ» (примеры из практики)Автор статьи: Макаренко Амалия Алексеевна
Сегодня на постсоветском пространстве психология и психологические услуги только начали приобретать популярность. Большое количество людей все еще с некоторым недоумением относятся к профессии психолога и имеют туманные представления об особенностях его работы. Клиентские ожидания и страхи достаточно велики, которые легко проецируются на психолога-практика, как следствие, он зачастую наделяется неадекватно повышенной терапевтической потентностью. «Архетипически» современный психолог-практик может ассоциироваться с положением чародея, волшебника или шамана, который занимает положение посредника между «высшими» силами и простыми смертными. К распространенным шаблонным взглядам на психологов-практиков можно отнести следующие: - психолог способен видеть людей насквозь; - психолог дает советы; - психолог обладает сверхспособностями; - у психолога есть «волшебная палочка», взмахом которой он решает все проблемы (то есть психолог решает за людей их проблемы); - психолог может закодировать, запрограммировать, загипнотизировать и т. д.; - психолог лечит психически больных людей; - у психолога нет собственных проблем; - к психологу обращаются только «слабаки». У клиентов, обратившихся за помощью, можно выделить такие представления (клиентскую мифологию) о помощи: житейские, философские, оккультные, псевдонаучные, психологические, медицинские. Представления (мифология) клиента определяют характер и направленность обращения за психотерапевтической помощью, а также эффективность консультирования и решения проблем. Сошлюсь на Д. Файнштейна, с точки зрения которого в эволюции клиентской мифологии психотерапия является процессом, который помогает человеку: во-первых, установить больший контакт со своим внутренним представлением о реальности, то есть со своей личной клиентской мифологией; во-вторых, оценить способы, которыми мифология обслуживает/не обслуживает адаптацию и развитие; в-третьих, запустить изменение в сферах мифологии, которые признаны ограничивающими; в-четвертых, интегрировать обновленную мифологию в повседневную жизнь [1]. Возникающее напряжение между главенствующими и рождающимися способами конструирования реальности должно находиться в центре внимания психотерапевтического взаимодействия. В работе с этим процессом, согласно Д. Файнштейну, необходимо совершение пяти шагов. Шаг 1. Выяснение доминирующих мифов и определение среди них таких, которые не соответствуют текущим обстоятельствам, потребностям и уровню развития. Шаг 2. Достижение эмоционально-интеллектуального осознания источников дисфункциональных мифов и нахождение новых тенденций, в которых психика ищет выражение. Шаг 3. Стимулирование синтеза, объединяющего аспекты старого мифа и новых тенденций в новый мифологический образ. Шаг 4. Формирование внутреннего правила действий на основе гипотетической реальности расширенного и заново интегрированного мифологического образа. Шаг 5. Врастание новой мифологии в повседневную жизнь [1]. При помощи метафорических карт «Окна и двери» возможна экстракция клиентских ожиданий от психотерапии. Клиенту предлагается выбрать из колоды (80 карт) три карты. С помощью первой карты клиент отвечает на вопрос, с чем он пришел, какова его проблема, каков он на этот момент, его чувства. Выбор второй карты должен продемонстрировать, как он представляет процесс терапии, что будет происходить, Третья - какой результат он хочет. Приведу пример. София, 28 лет. Карта 1 (рис.1). «Это я сейчас. И раньше, и всегда. Дверь наглухо закрыта жалюзями с улицы, жалюзи грязные, видно, что сюда давно никто не приходил. Я ее выбрала сразу, в качестве первой карты, описывающей меня и мои чувства сегодня. У меня возникла такая ассоциация с этой картинкой. Когда-то люди сделали некий проект, может это бывшее кафе, парикмахерская или магазин, не важно, важно то, что с этим местом связывали ожидания и надежны, когда его открыли, эта маленькая дверь была чистой, торжественной и праздничной, полной ожидания успеха. Но проект был неуспешен, долго люди хотели верить, что все еще наладится, но, увы, этого не случилось. В итоге проект был закрыт. Я чувствую себя так же, как эта дверь, которую никто не открывает, никому она не нужна, несчастная, неудачная дверь. Погибшие надежды. Иногда, когда идет дождь, какой-нибудь прохожий прячется под навесом, это место оживает в слабой надежде, что оно кому-то нужно, но дождь заканчивается, и человек спешно уходит. И это было бы все, что я бы сказала, но, когда я выбрала все три карты, я еще раз осмотрела их, уже внимательней, и, напрягая зрение, я смогла разобрать, что написано на этой вывеске - «Дом семейных торжеств». Знаете, это и как насмешка, и как провидение, что ли. Крушение «семейных торжеств», нет торжеств, потому что такие, как я, не создали семьи, нет повода торжествовать». Рис.1 Карта 2 (рис.2). «Это то, как я себе представляю процесс. Окно вверху, я внизу в полутьме, ну как бы есть и темнота, и свет. Думаю, мне будет трудно, возможно, эта темнота - моя темнота, мои страхи, мои неизвестные мне стороны, а окно и свет - это, наверное, Вы, Ваши знания, Ваши возможности помочь мне, я смотрю в это окно, и это меня ободряет, дает надежду, что я не одна, Вы рядом, поможете». Рис.2 Карта 3 (рис.3). « Это то, чего бы я в идеале хотела. Но это идеальное, пусть не так совершенно, но близко к этому. Это совершенно иные двери, совсем не те, что на первой карточке. Очень все чисто, опрятно и понятно. Этот вход как бы сообщает проходящим мимо и видящим его, что тут есть дисциплина, самоуважение и требование уважения от других, а также то, что не все могут быть гостями в этом месте, есть четкие границы и правила. Тут нужно соблюдать правила, приходить в чистой обуви и не бросать окурки. Я бы хотела быть, как этот вход. Я жду немногих, но важных и соответствующих. Цепь перед входом - знак того, что сюда можно не всем, я требую уважения к своим границам. Я хотела бы быть, как эти кованные двери - красивые, надежные и строгие. Я хочу быть, как они. Хочу выковать такой вход внутри себя. Такой кованный вход. Кажется, тут людям не нужный лишний пафос и заигрывание со всеми, тут некая самодостаточность. Я хочу выковать себя вот такую». Рис. 3 Следующие выборы Анны, 57 лет, экстракцируют иную клиентскую мифологию. Карта 1 (рис.4). «Это точно я. Сижу, смотрю в окно. Только голуби и прилетают. Дети звонят редко. Одиночество, ненужность».
Рис. 4 Карта 2 (рис. 5). « Наверное, что Вы откроете эти двери, и я вместе с остальными счастливыми людьми пойду к чему-то хорошему». Рис.5 Карта 3 (рис.6). «Эта карточка такая радостная. Я тоже хочу такой радостной быть. Думаю, в результате я должна быть радостная, вокруг радостно все и светло».
Рис. 6 Экстракция клиентских ожиданий и понимание клиентской мифологии обусловливает и понимание пути естественного развития мифа клиента. Необходимо, чтобы психотерапевтические интервенции были соразмерены этому естественному процессу; они должны его стимулировать и содействовать его осознанию. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|