Внутренний мир Нарцисса

Автор статьи: Раиса Коваленко

 

  Уж сколько всего на эту тему написано и все равно мне захотелось написать эту статью и попытаться в ней дать ответы на вопросы: кого же называют «нарциссами», что такое «нарциссизм» - норма или патология, как он формируется и каковы основные защитные механизмы нарциссически организованной личности.

 Нэнси Маквильямс описывает людей с нарциссическим расстройством, как личность организованную вокруг поддержания  самоуважения путем получения подтверждения со стороны. Всем из нас свойственна некоторая уязвимость в отношении того, кем мы являемся и насколько ценными мы себя чувствуем. Наша гордость возрастает при одобрении увядает при неодобрении со стороны значимых других, однако для некоторых поддержание самоуважения затмевает другие задачи настолько, что в этом случае человек становится поглощен исключительно этими вопросами, в этом случае применяется термин «нарциссическая личность». Озабоченные тем, как они воспринимаются другими, нарциссически организованные люди испытывают глубинное чувство, что они обмануты и нелюбимы. Нарциссы часто описывают ощущение себя субъективно пустыми, они беспокоятся, что не вписываются, они могут беспрестанно рассуждать обо всем на свете, но не о более скрытых аспектах своей идентичности.

 Их самооценка может быть завышенной или заниженной и колебаться между этими двумя крайностями, они чрезмерно настроены на других, чтобы угадывать их чувства, но только если это связано с реакциями других в отношении него самого, но при этом у них нарушена способность идентифицироваться с чувствами и потребностями других и проявлять эмпатию.

  Как формируется нарциссический тип личности? Х.Кохут описывает нарциссизм, как одну из нормальных фаз здорового развития, но если на этой фазе происходят нарушения, это связано с  отношениями с матерью и обычно это сосредоточено вокруг вопросов эмпатии и идеализации. Если  родитель был доступен, но не чувствителен к эмоциональным потребностям ребенка, между ним и ребенком не было установлено теплой привязанности, то ребенок во-первых переносит модель объектных отношений на все последующие отношения, а во вторых, он привыкает, что в контакте все, что считалось правильным и хорошим поддерживается, а любое спонтанное проявление отвергается. Происходит расщепления на "Я идеальное" - все что встречалось поддержкой и Я- реальное. которое встречалось отвержением.

  Такие дети очень рано развивают очень высокую чувствительность в отношении того, что хотят от него другие, они знают как им это дать, но они не знают себя реального. Во взрослом возрасте, имидж заменяет им сущность, если вы попробуете попытаться приблизиться к нарциссу, обнаружить его уязвимость и ранимость, то вам вряд ли это удастся, потому что для нарцисса это сопряжено с вопросами стыда. Ту, часть себя, которую они считают невыносимо плохой (которая отвергалась в контакте) они привыкли скрывать и маскировать от других, отсюда у них формируется ложное селф, и стыд возникает тогда, когда ее может кто-то увидеть и обнаружить. С другой стороны, он жаждет быть увиденным и замеченным, потому что в глубине своей души он лелеет надежду быть принятым в своей спонтанности и настоящести, отсюда присущее им привлечение внимания. Компенсаторной реакцией за чувство стыда от ощущения своей плохости, является чувство грандиозности, когда он кажется себе выдающимся, не таким как все, способным на невероятное и достойным восхищения. Вокруг этих нарциссических качелей и организована настоящая драма нарцисса.

 Им сложно устанавливать близкие отношения, потому что они знают как угадывать желание другого и как дать ему то, что ему нужно, но они не могут отпустить контроль, отдаться контакту, быть уязвимыми и впустить кого то в свой мир и свои границы по-настоящему. Когда они встречаются с кем то, кто как им кажется мог бы полюбить не только их "фасад", но и принять и полюбить его настоящего, он начинает идеализировать объект своей любви, но требует абсолютного принятия от другого.  Рано или поздно, столкнувшись с требованиями другого или его отличием, он опять начинает чувствовать себя, как в детско-родительских отношениях, принимая эти требования или разность за отвержение. Так тот, кто был вознесен на пъедестал идеализации, а по сути тот, на которого была отщеплена своя Идеальная часть, обесценивается и свергается с него. Идеализация и последующее обесценивание - это то, что присуще им в отношениях, они не могут находится в амбивалентных чувствах по отношению к одному и тому же человеку, встречаться с требованиями других, малейшей критикой потому что их "Я" очень хрупкое, он запрашивает от другого только безусловное принятие, что в принципе обращено к материнской фигуре и невозможно во взрослых отношениях, тогда у него возникает чувство отвержения и боли, которое он не может показать партнеру, и все что он может сделать - это обесценить и разочароваться в нем. Или существовать годами в отношениях, где подлинной близости никогда не было, дистантных отношениях.

 В терапию люди с ярко выраженным нарциссизмом, в силу понятных причин не приходят, они не позволят никому разрушить свой имидж. А вот люди, которые признают, что в их жизни существует ряд проблем в связи с тем как они чувствуют себя «внутри» самих себя и как непросто складываются их взаимоотношения с окружающими, приходят в терапию.  Терапевт в работе с такими клиентами проявляет много эмпатии, поддержки и отзеркаливания, работает с интеграцией тех частей личности, которые были отщеплены, это  позволяет развить более зрелые формы самоуважения и уверенности, открыть путь к своей уязвимости, устанавливать близкие отношения, в вопросах поддержки научится опираться на себя и свое ближайшее окружение.

Автор статьи: Коваленко Раиса - психолог, гештальттерапевт



Просмотров: 454
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое "личные границы" и как они проявляются в отношениях?
  • Что такое ограничивающие убеждения и как они мешают любить себя?
  • Почему все думают, что они все знают про наркоманию и алкоголизм
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое «границы» в детско-родительских отношениях, и для чего они нужны.
  • Обзор техник Славинского. Что они могут вам дать
  • Психологические защиты: что они говорят о нас и о других
  • Чувства. Что они могут скрывать?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Все ваши воспоминания ЛОЖНЫ! Что с ними делать, если они мешают жить?
  • Что происходит с детьми, когда они не знают про своих умерших братьев и сестер.
  • Кто такие медицинские психологи, что они умеют и на что имеют право
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Они знают, что их любят, но не чувствуют этого. О доверии к родителям.
  • Что такое границы в отношениях и зачем они нужны
  • Обидно, потому что они дураки
  • Как пресекать манипуляции близких, если понимаешь, что они сели тебе на шею?
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • Что самое худшее и что самое лучшее, что может дать мужчина в отношениях со своей женщиной
  • Что такое бессознательные фантазии и как они проявляются в повседневной жизни
  • Что такое когнитивные фильтры и как они работают?
  • Что такое метафорические карты и как они работают?
  • Что такое интроекты и как они мешают жить
  • Что такое вторичные выгоды и как они возникают?
  • Что такое границы личности и зачем они нужны?
  • Деньги. К кому они «приходят» и от кого они «уходят»
  • Расстройства личности. Как это выглядит и какими они бывают.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь