Что такое сидром вечного неофитства или о православнутости

Что такое сидром вечного неофитства или о православнутости

Как  это  ни странно,  но  наиболее устойчивым  и  трудно преодолимым в  религиозной  психологии  является вовсе  не  религиозная  психопатология  в  её  наиболее выраженных формах –  невротичности,  психопатии, одержимости,  шизофрении, фанатизма,  прелести,  экстремизма, делирия и т.п.,  а  порок   или синдром  т.н.  «вечного  неофитства» или наиболее  примитивной обрядоверной  религиозности.  

Связано это с  тем, что названные выше пороки  и формы  религиозной  психопатологии  являются  как  бы явными и потому относительно легко определимыми, выявляемыми, а значит и поддающимися профилактике  и лечению.  В  то же  время синдром  «вечного  неофитства» –  это как  бы  скрытая религиозная  психопатология, которая  связана  с  устойчивой  картиной  изменённого мировосприятия  и внешне особо не проявляется  в  каких-то  явных или  радикальных  формах, но, тем не  менее,  имеет  место  в  сознании  и паразитирует  на  психике  неофита, удерживая  его  сознание  в  некотором изменённом состоянии,   подчас,  очень  длительное  время, вплоть  до самой смерти.

Именно в этой  способности  незаметно  «консервировать»  религиозное сознание  неофита  и удерживать его  в  статичном состоянии  длительное  время  и проявляется порок  или  синдром «вечного неофитства», который  активно эксплуатирует современное  недобросовестное  священство,  скрыто  привязывая таким  образом  пасомого  к  себе   и своему приходу,  в  форме  религиозной  зависимости.

Что же  представляет собой  порок «вечного неофитства» ?

Данный порок представляет собой особую  и скрытную форму психической и эмоциональной зависимости пасомого  от пастыря.  При  этом пастырь,  как  намеренно,  так  и ненамеренно,  вводит  пасомого  посредством  соответствующих  религиозных  установок  и манипуляций  в  состояние религиозной  прелести, как  форму  религиозно изменённого состояния  сознания,  когда  мир  и  окружающая  реальность  начинают восприниматься через систему религиозных фильтров  морального  и поведенческого  характера, подобных «розовым  очкам».



Особенностью этого изменённого  состояния  сознания  неофита  в  психологическом  смысле  является то, что на  смену  повседневному (обычному)  рациональному мировосприятию  приходит изменённое  «чудесное»  сказочно-метафорическое религиозное  мировосприятие, в  котором  неофит видит  окружающий мир  как  бы  через  «радужные  очки»  в  сказочно-мифологическом   свете  «чуда» и «чудесности».

Технология манипулирования сознанием неофита в данном случае сводится как раз не  к  объяснению  ему подлинного характера соотношения материального и  духовного,  естественного и сверхъестественного,   временного и  вневременного  с точки зрения энергии и информации, а  к усилению  эффекта  мистичности, загадочности и «чудесности» всего сущего, как   божественно-духовного, «таинственного» и необъяснимого.   Этот ореол  мистичности  с  отрывом  от  духовной  и   повседневной  реальности и создаёт тот самый  туман сознания, в  котором  неофит и застревает на  неопределённо  длительное  время.

Данная  чудесность и сказочность  неофитского  восприятия  проявляется  психологически  как  своего рода  «дополненная»  реальность,  когда  на  жёсткую  картину  повседневного  и  реального  мира  в  сознании  накладывается  благостная  картинка  радужной  иллюзии  в  виде  всемогущего,  справедливого  и  любящего  Бога – «доброго  дедушки на  облачке»,  который  управляет миром,  его  верных  и преданных  слуг  – ангелов  с  крылышками, которые  выполняют любые  просьбы верующего,  противостоящих  им сил  зла – бесов  и  демонов,   которые всячески вредят Богу, ангелам  и  верующим и т.д.

В итоге сознание неофита оказывается  как  бы  разорванным  и  расщеплённым  на две  части.  Одна  часть сознания  сохраняет  прежнюю  привязку  к  реальному  миру  и  рациональному  мировосприятию, а   другая   часть  сознания  оказывается  прочно уловленной  в эту  картинку сказочной  и  «дополненной»  религиозной  реальности.  И   чем  сильнее  сознание  неофита  обуславливается  сказочной    и «дополненной»  религиозной   картинкой,  а  фактически  иллюзией,   – тем  слабее  оказывается  та  часть сознания, которая  отвечает за  рациональное  восприятие  реального  мира.

При этом никто не отрицает сверхъестественного и чудесного, речь лишь о том, что это сверхъестественное и чудесное (духовное, энергийное и информационное) намеренно искажены и упрощены пастырем до уровня душевной сказки для детей, тогда как это серьёзное и глубокое знание,  требующее длительного усвоения,   понимания и осознания (исповедования).

Некорректность священнослужителя,   который  сам, как   правило,  имеет  достаточно  устойчивую привязку к  рациональному восприятию  реального мира, а  не  сказочно-иллюзорного,  состоит в  усилении  этого разрыва в  сознании  неофита в  сторону сказочно-иллюзорного  и  чудесного мировосприятия, в  котором  неофит  оказывается  полностью дезориентированным и несамостоятельным, а  потому  не могущим  без совета  пастыря сделать ни  одного самостоятельного шага, как в  состоянии прострации.

В  этом  расщеплении сознания неофита с  его «консервацией»  и постоянным  пребыванием  в  сказочности,   чудесности  и иллюзорности  и состоит синдром «вечного  неофитства»  и полной  зависимости  от  пастыря,   которая  может длиться без  каких-либо изменений десятилетия.

В  отдельных  тяжёлых  случаях этот синдром перерастает в  устойчивую религиозную прелесть  и  делирий  с  полной потерей связей с  реальным  миром, но чаще  сознание «вечного неофита»  просто имеет две отдельных зоны  и  области,  существующих  сами  по  себе,  одна  из  которых отвечает за повседневный   мир, а  другая  за  выше названное  сказочно-метафорическое  религиозное восприятие. 

Следует  отметить, что эти  две  области  сознания  «вечного неофита»  имеют совершенно разные ценности и  векторы  направленности  (в мир и к  Богу), а  потому между  ними  в сознании  идёт  постоянная  борьба  и внутренний  диалог за  то,  какая реальность и какие   ценности в  данный момент важнее –  мирские  или  религиозные ? 

Этот непрекращающийся  диалог  двух частей одного  расщеплённого  сознания известен в  религиозной психологии, как  внутренняя   брань  или  искусительные помыслы.  Данный  диалог со  временем имеет  тенденцию к  успокоению,  связанную  с  тем, что  эти  две  конфликтующие  области не   интегрируются в  более  высокое  и целостное  духовное понимание  и рассуждение, а  наоборот  обособляются друг  от друга в  два  отдельных  центра  – мирского и  религиозного восприятия. 

Данный момент обособления  этих  двух  частей  сознания  и психики  (мирского и  религиозного) и  есть самое нежелательное последствие синдрома «вечного неофитства»,   поскольку  сознание в  этом  случае полностью прекращает своё  развитие,   как  целостная  структура  и  личность до самой  смерти  мечется  между  «двумя  стульями»,  не  садясь окончательно ни  на «стул»  мирского сознания  и мировосприятия,  ни на стул «религиозного».

К большому сожалению в  этом  состоянии   внутренней  брани,  душевной  раздвоенности  и  некоторого  «окаянства» или  затуманенности сознания   в  настоящее  время пребывает более  90%  верующих, как  «вечных неофитов», которые  искренне  считают  с  подачи  своих  пастырей  своё  помрачённое и морально обусловленное состояние «нормальным» и  даже  развитым религиозным сознанием, но  это  далеко не   нормальное религиозное сознание.

Данное состояние и порок давно известны в  святоотеческой  православной  психологии и  описаны как переходное  и  промежуточное  душевное  состояние   сознания  между  телесным  и  духовным,  отличающееся  той  самой  раздвоенностью,  нестабильностью,  окаянством. 

Особенность этого душевного состояния именно в том, что в душе неофита отсутствует целостность и область покоя, а есть два постоянно враждующих центра  –  ум и сердце.

В итоге сознание постоянно мечется с одной стороны между лукавством и лицемерием, а с другой – между чрезмерной религиозной ревностью; с одной стороны между моральной обусловленностью, а с другой – между откровенной глупостью, дезориентацией и ограниченностью. И в таком вот постоянном неофитском дрифте и слепоте сознание «вечного неофита» пребывает постоянно.

Вот как  описывает  это  душевное  состояние «вечного неофитства» преподобный  Никита Стифат:

«Душевно живущие и потому называемые душевными суть какие-то полоумные и как бы параличом разбитые. Никакого никогда не имеют они усердия потрудиться в делах добродетели и исполнения заповедей Божиих, и только славы ради человеческой избегают явных укоризненных дел. Одержимы будучи самолюбием, сею питательницей пагубных страстей, все попечение обращают они на сохранение здоровья и услаждение плоти, от всякой же скорби, от всякого труда и всякого злострадания из-за добродетели оказываются, паче надлежащего питая и грея враждебное нам тело. Держась такого образа жизни и поведения, оземленяют они ум, отучневший от страстей, и делаются неспособными к приятью мысленных и божественных вещей, коими душа отторгается от земли, и вся устремляется к мысленным небесам. »  (Добротолюбие,  Никита Стифат, Т.5, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)

В данном  изречении преподобный Никита  прямым  текстом указывает на  то, что душевность при  всей  её  религиозности  тяготеет  к  земле и  рациональности и делается  неспособной к  духовному развитию, пониманию и  рассуждению.  То  же  самое  говорят  и  другие  святые  отцы церкви:

«Душевность в человеке, не приявшем благодати или потерявшем ее, как облако какое стоит между лицом человека и Богом, пресекая общение между ними. Тот, кто порабощен преимущественно ей,  душевный человек не принимает того, что от  Духа Божия (1 Кор. 2:14). Преобладание души, ровно как и преобладание тела, есть отрицание жизни по духу.»  (Св. Феофан Затворник, Начертание  христианского нравоучения, б) Состояние составных частей человеческого естества.)

Окаянство или  реальное слабоумие «вечных неофитов»  связано с  тем, что при  отсутствии   духовного сознания  и ума,  духовность  и   религиозность  они  трактуют  и понимают  исключительно  через  призму  земного  и рационального восприятия:

«Святой Апостол Иаков, перечислив страсти, коим удовлетворяет и по которым действует человек, не приемлющий  Духа Божия, с большею точностью, прибавляет: Это не есть мудрость, нисходящая свыше от Бога, но земная, душевная, бесовская (Иак. 3:15). Слова  душевный, земной, не Божий, однозначны…»  (Св. Феофан Затворник, Начертание  христианского нравоучения, б) Состояние составных частей человеческого естества.)

«Где же дух у такого рода людей? В них же, но, состоя в подчинении душе и телу, он заморен и совсем почти не действует свойственным ему образом. Его присутствие в них можно узнавать, с одной стороны, по безграничности некоторых душевно-чувственных стремлений, не свойственных душе и плоти по их природе, с другой — по бывающим нередко состояниям сих людей, в коих они отрицаются от земли, наперекор требованиям души и плоти. В последнем случае дух покушается как бы войти в свои права. Мучения совести, боязнь Судьи-Бога, постоянная тоска, это суть его действия на душу, его стоны, отзывающиеся в сознании душевном.»  (Св. Феофан Затворник, Начертание  христианского нравоучения, б) Состояние составных частей человеческого естества)

В  этом  отрывке святитель Феофан Затворник прямым  текстом  говорит  о том, что  при  всей  моральности,  набожности  и  религиозности  душевных людей   они совершенно бездуховны,   как  рабы  плоти и  души,  непричастные  Духу.  К  большому   сожалению с  грустью приходится  констатировать тот факт, что в  этом  порочном  состоянии  слепоты «вечного неофитства» пребывает основная   часть  современных  верующих.

Образ  "вечного неофитства" - слепцы Питера Брейгеля



Есть  ли выход из состояния  «вечного неофитства» ?

Несомненно,  этот выход  есть,   как  следующая  ступень в   Лествице  душевно-духовного развития  или  переход от  душевного  состояния  «вечного неофитства»  к  духовному, а  точнее  душевно-духовному  уровню  развития,  следующему  за  душевным.  

«Три состояния жизни признал разум: плотское, душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный.   Душевное стоит в средине между грехом и добродетелью.»  (Преп. Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)

Святитель Феофан  Затворник, как  основатель христианской  психологии,  расширил  святоотеческий принцип  понимания  основных   трёх ступеней  духовного роста:

  • телесное
  • душевное
  • духовное

…введением  промежуточных  и переходных стадий  (телесно-душевного и душевно-духовного), создав пятиярусную  модель ступеней  духовного роста:

  • телесное
  • телесно-душевное
  • душевное
  • душевно-духовное
  • духовное

 «Видите, сколько у нас сторон или, лучше, степеней жизни! Есть сторона и степень жизни духовная, есть духовно-душевная, есть собственно душевная, есть душевно-телесная (кажется, я не оттенил ее как следует – сюда принадлежат наблюдения с воображением и памятью, желания из потребностей тела и чувства телесных состояний и впечатлений), есть телесная.

Пять ярусов, но лицо человека одно, и это одно лицо живет то тою, то другою, то третьею жизнью и, судя по тому, какою жизнью живет, получает особый характер, отражающийся и в его воззрениях, и в его правилах, и в его чувствах, то есть оно бывает или духовным — с духовными воззрениями, правилами и чувствами, или душевным – с душевными понятиями, правилами и чувствами, или плотским – с плотскими мыслями, делами и чувствами.» Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, 12, С. 43)

В данном  случае преодоление синдрома  «вечного  неофитства»  состоит  как  раз  в  переходе от душевного состояния  сознания  к   душевно-духовному, которое  отличается  большей строгостью и  внутренней  дисциплиной  с  выходом  на  уровень  личного предстояния  Богу.

Данный переход крайне страшен для  большинства  современных  верующих  из  числа  «вечных неофитов», подобных  мельничным  осликам,  именно тем, что накладывает дополнительную ответственность за  личный  выбор и  решения  в  жизни  на  основе  совести, как  личное  и непосредственное  предстояние Духу (Богу).

Образ "вечного неофита" - мельничный  ослик



Этот этап  очень  напоминает  отвязывание «мельничного  ослика»  от   жернова   с  обучением   свободному  движению  без   «упряжи»  или отрыв  «вечного  младенца»  от кормящей груди  «матери» с  обучением  принципам самостоятельного питания.  Примерно то  же самое происходит  и  «вечными  неофитами»,   которым однажды  нужно отрываться от «душевной  соски»  своего кормящего  пастыря и учиться  самостоятельно и непосредственно предстоять  Богу  в  сердце  без  посредников. 

В  этом  сугубо  личном  предстоянии  Богу-Троице  по-взрослому,  без  помощи  костылей,  опор,  поручней,   поддерживающих и  страхующих  и состоит главная  трудность  и  главный  страх  всех  «вечных неофитов»  как  «грудных  детей»,  играющих  в  детскую  душевную  религиозность и остающихся  «грудными  детьми»,  не познавшими  Духа  до самой смерти.

Сам переход от душевного  или «расщеплённого»  состояния  сознания  к  душевно-духовному  с  точки зрения святоотеческой  православной  психологии состоит в  зарождении  правильного  духовного сознания и мировосприятия,   посредством понимания специфики духовных законов,  которые  действуют параллельно с  законами естественными и не  отрицают последних. 

Иными  словами, переход к душевно-духовной ступени  символизирует  процесс интеграции  или объединения  ранее разделённых частей  сознания (рационального и  религиозного), как  ума  и сердца  в  одно  целостное  духовное сознание,   которое нельзя уже  считать не рациональным (светским),  не примитивно религиозным (неофитским),  но которое  есть реальное  духовное  сознание,  созданное на  основе глубокого и реального понимания духовных законов  через  призму  реальных энергийных и информационных процессов, а  не  мифов  и сказок. 

Данный переход от состояния «вечного неофитства» к  более  взрослой  душевно-духовной  и духовной  религиозности сопровождается  окончательным  утверждением  ума  и сердца в Боге, как   окончательное  становление  и  перенос  всех  личных  ценностей  в  сторону  высшего  духовного закона (Закона Божьего)  с  невозможностью  возврата  на  прежний  мирской путь и  способ  мышления.  Именно  этот переход  к  духовной  осознанности и  рассудительности  и  представляет собой  главную  трудность для «вечного неофитства», привыкшего не  думать самостоятельно, а  только пользоваться советами  своего  вечного «пастыря – кормильца».   

Тем не менее, этот переход  к  личному предстоянию  Богу  необходим,  как  очередная  ступень душевно-духовного развития личности  и  души, которой  однажды придётся  оставлять  плоть и  лично  и  без  помощи посредников  предстоять  Богу  на суде частном и Страшном.  Вот как  это состояние  интеграции и  просветления  разума при  переходе  от душевного состояния к  душевно-духовному описывает  всё  тот  же  преп. Никита Стифат:

«Они (духом  живущие), идя к бесстрастью и любви, окрыляются к созерцанию творения, и оттуда приемлют ведение сущего чрез сокровенную в Боге премудрость, одним тем даваемую, которые стали выше тела уничиженного. Прешедши таким образом всякое чувство мирское и мыслью просвещенной став выше чувства, они светлы бывают разумом, и посреди церкви и многочисленного собрания верных отрыгают благие словеса из чистого сердца, и бывают для людей соль и свет, как и Господь изрек об них: «вы свет мiра; вы соль земли» (Мф. 5:13. 14).» (Добротолюбие,  Никита Стифат, Т.5, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)

Удивительно то, что переходя  от  неофитства  к  душевно-духовному  и духовному состоянию  сознания,  личность  как  бы  снова  обретает всё  утраченное ранее  при  обращении  к  Богу  и  отречении от мира,  но  обретает  это  уже  не  светским  и не мирским, а  духовным, видя  неразрывную  связь  мирского и  духовного при главенстве  духовного. 

«Духовное же устроение – то,  когда не изволяют иметь ничего из первых двух (телесного и  душевного) и не допускают худа, отличающего каждое из них, но, будучи свободны от того и другого, на посребренных крылах любви и бесстрастия, перелетают чрез оба состояния, не позволяя себе делать ничего из запрещенного». (Преп. Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)

В  этом  отрывке  святой Никита Стифат прямым  текстом говорит  о том, что конечной целью  всех духовных усилий  является  именно духовное состояние  сознание,  как  благодатное,  к  которому  нужно  стремиться,  не  застревая  в  телесном  и  душевном, как  «вечном неофитстве».

Выход на прямое  и личное предстояние  Богу - самое трудное  для "вечного неофитства"



Говоря  о  выходе  из  состояния  «вечного неофитства»  и  личном  предстоянии  Богу,  несомненно,  нужно учитывать  всю  слабость  и изнеженность  современного  мирского   человека,   обращённого  к  вере,  но  остающегося  порабощённым страстями  тела,  души  духа,  который хотя  бы путём  имитации религиозности старается  что-то в  себе   изменить.  Многие  святые  отцы говорят  о том, что  такой  переход  к  духовному  сознанию и рассуждению происходит как  бы естественно,   если  о  нём  знать,  к  нему  стремиться  и  надеяться,  не  застревая на  всю  жизнь в состоянии «вечного неофитства».

«Бывает, опять же, что усовершенствовался человек в душевном делании,  но еще не вошел в духовный образ жизни, и лишь немногое из последнего начало пробуждаться в нем. Пока во всём подвижничестве своем он еще на душевном уровне, иногда случается, что некие духовные движения время от времени возникают в нем неразличимо, и начинает он ощущать в душе своей радость и сокровенное утешение: подобно некоей вспыхивающей молнии, если уместно такое сравнение, некие таинственные прозрения возникают и возбуждаются в разуме его. И тотчас сердце его взрывается радостью. Даже если это скрывается и отнимается от него, ясно, что разум его остается исполненным надежды [духовной].» (Преп. Исаак Сирин, О божественных тайнах и о духовной жизни, Беседа 20, 17)

Тем не  менее,  в  настоящее  время   в  силу  оскудения   монашества и старчества, а  также  отсутствия  опытных  духовников,  послушничество  носит преимущественно  имитационный  характер.   Десятилетия проведённые  многими  подвизающимися  в  этом состоянии «вечного неофитства»  и  душевности,  очень не  многим  дают подсказку  о том, что  такая  «младенческая»  религиозность является  только   формой  имитации  веры  и  духовности,   которая  не  даёт душе  никаких  плодов  Духа,  кроме  смиренничества  и   однообразного  ритуала.

В  то  же  время,  говоря  о  грустном,  хочется  с радостью  отметить  и то  обстоятельство, что  современный  информационный  мир   и развивающееся  направление  святоотеческой   психологии   открывают большие  возможности  каждому  для  духовного самообразования  и самопросвещения. В  этой связи  число тех,   кто  не   удовлетворяется  «манной  кашей»  схоластического  богословия  для   «младенцев»  и  «вечных неофитов»,  а  выбирает  своим  духовником  Самого  Христа,  учась,  как  и  подвижники  первых  веков,  личному предстоянию Богу Троице,  начинает медленно, но уверенно  расти.

 

По материалам  курса «Теоретические  основы христианской  психологии». Впервые  опубликовано на  сайте www.psyheo.by



Просмотров: 202
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что мы празднуем в Новогоднюю ночь или о празднике вечного возвращения
  • Как бороться с прокрастинацией? 9 способов победить вечного врага
  • Синдром неофитства или актуальная заметка...
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое соединение ума и сердца с точки зрения сетей сознания и когнитивных порогов
  • Почему мы такие какие есть? Поток сознания, блоки сознания и наше развитие
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Отношения: как понять, что между вами что-то есть?
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 1.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 2.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 4.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 3.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 5.
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Мировоззрение как динамичное состояние гиперсети сознания
  • Дорогая зараза победа: 9 опаснейших мыслевирусов, которые делают из вас вечного лузера
  • Выход из травмы есть! (Или не так страшен чёрт, как его малюют)
  • Уровни развития сознания или то что предопределяет Вашу жизнь
  • Иллюзия вечного счастья
  • Радоваться тому, что есть или стремиться к большему? Как совместить?
  • Как же я себя ощущаю, и на что это похоже? Метафора состояния
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь