|
Что такое сидром вечного неофитства или о православнутостиАвтор статьи: Яцкевич Константин Владимирович
Как это ни странно, но наиболее устойчивым и трудно преодолимым в религиозной психологии является вовсе не религиозная психопатология в её наиболее выраженных формах – невротичности, психопатии, одержимости, шизофрении, фанатизма, прелести, экстремизма, делирия и т.п., а порок или синдром т.н. «вечного неофитства» или наиболее примитивной обрядоверной религиозности. Связано это с тем, что названные выше пороки и формы религиозной психопатологии являются как бы явными и потому относительно легко определимыми, выявляемыми, а значит и поддающимися профилактике и лечению. В то же время синдром «вечного неофитства» – это как бы скрытая религиозная психопатология, которая связана с устойчивой картиной изменённого мировосприятия и внешне особо не проявляется в каких-то явных или радикальных формах, но, тем не менее, имеет место в сознании и паразитирует на психике неофита, удерживая его сознание в некотором изменённом состоянии, подчас, очень длительное время, вплоть до самой смерти. Именно в этой способности незаметно «консервировать» религиозное сознание неофита и удерживать его в статичном состоянии длительное время и проявляется порок или синдром «вечного неофитства», который активно эксплуатирует современное недобросовестное священство, скрыто привязывая таким образом пасомого к себе и своему приходу, в форме религиозной зависимости. Что же представляет собой порок «вечного неофитства» ? Данный порок представляет собой особую и скрытную форму психической и эмоциональной зависимости пасомого от пастыря. При этом пастырь, как намеренно, так и ненамеренно, вводит пасомого посредством соответствующих религиозных установок и манипуляций в состояние религиозной прелести, как форму религиозно изменённого состояния сознания, когда мир и окружающая реальность начинают восприниматься через систему религиозных фильтров морального и поведенческого характера, подобных «розовым очкам». Особенностью этого изменённого состояния сознания неофита в психологическом смысле является то, что на смену повседневному (обычному) рациональному мировосприятию приходит изменённое «чудесное» сказочно-метафорическое религиозное мировосприятие, в котором неофит видит окружающий мир как бы через «радужные очки» в сказочно-мифологическом свете «чуда» и «чудесности». Технология манипулирования сознанием неофита в данном случае сводится как раз не к объяснению ему подлинного характера соотношения материального и духовного, естественного и сверхъестественного, временного и вневременного с точки зрения энергии и информации, а к усилению эффекта мистичности, загадочности и «чудесности» всего сущего, как божественно-духовного, «таинственного» и необъяснимого. Этот ореол мистичности с отрывом от духовной и повседневной реальности и создаёт тот самый туман сознания, в котором неофит и застревает на неопределённо длительное время. Данная чудесность и сказочность неофитского восприятия проявляется психологически как своего рода «дополненная» реальность, когда на жёсткую картину повседневного и реального мира в сознании накладывается благостная картинка радужной иллюзии в виде всемогущего, справедливого и любящего Бога – «доброго дедушки на облачке», который управляет миром, его верных и преданных слуг – ангелов с крылышками, которые выполняют любые просьбы верующего, противостоящих им сил зла – бесов и демонов, которые всячески вредят Богу, ангелам и верующим и т.д. В итоге сознание неофита оказывается как бы разорванным и расщеплённым на две части. Одна часть сознания сохраняет прежнюю привязку к реальному миру и рациональному мировосприятию, а другая часть сознания оказывается прочно уловленной в эту картинку сказочной и «дополненной» религиозной реальности. И чем сильнее сознание неофита обуславливается сказочной и «дополненной» религиозной картинкой, а фактически иллюзией, – тем слабее оказывается та часть сознания, которая отвечает за рациональное восприятие реального мира. При этом никто не отрицает сверхъестественного и чудесного, речь лишь о том, что это сверхъестественное и чудесное (духовное, энергийное и информационное) намеренно искажены и упрощены пастырем до уровня душевной сказки для детей, тогда как это серьёзное и глубокое знание, требующее длительного усвоения, понимания и осознания (исповедования). Некорректность священнослужителя, который сам, как правило, имеет достаточно устойчивую привязку к рациональному восприятию реального мира, а не сказочно-иллюзорного, состоит в усилении этого разрыва в сознании неофита в сторону сказочно-иллюзорного и чудесного мировосприятия, в котором неофит оказывается полностью дезориентированным и несамостоятельным, а потому не могущим без совета пастыря сделать ни одного самостоятельного шага, как в состоянии прострации. В этом расщеплении сознания неофита с его «консервацией» и постоянным пребыванием в сказочности, чудесности и иллюзорности и состоит синдром «вечного неофитства» и полной зависимости от пастыря, которая может длиться без каких-либо изменений десятилетия. В отдельных тяжёлых случаях этот синдром перерастает в устойчивую религиозную прелесть и делирий с полной потерей связей с реальным миром, но чаще сознание «вечного неофита» просто имеет две отдельных зоны и области, существующих сами по себе, одна из которых отвечает за повседневный мир, а другая за выше названное сказочно-метафорическое религиозное восприятие. Следует отметить, что эти две области сознания «вечного неофита» имеют совершенно разные ценности и векторы направленности (в мир и к Богу), а потому между ними в сознании идёт постоянная борьба и внутренний диалог за то, какая реальность и какие ценности в данный момент важнее – мирские или религиозные ? Этот непрекращающийся диалог двух частей одного расщеплённого сознания известен в религиозной психологии, как внутренняя брань или искусительные помыслы. Данный диалог со временем имеет тенденцию к успокоению, связанную с тем, что эти две конфликтующие области не интегрируются в более высокое и целостное духовное понимание и рассуждение, а наоборот обособляются друг от друга в два отдельных центра – мирского и религиозного восприятия. Данный момент обособления этих двух частей сознания и психики (мирского и религиозного) и есть самое нежелательное последствие синдрома «вечного неофитства», поскольку сознание в этом случае полностью прекращает своё развитие, как целостная структура и личность до самой смерти мечется между «двумя стульями», не садясь окончательно ни на «стул» мирского сознания и мировосприятия, ни на стул «религиозного». К большому сожалению в этом состоянии внутренней брани, душевной раздвоенности и некоторого «окаянства» или затуманенности сознания в настоящее время пребывает более 90% верующих, как «вечных неофитов», которые искренне считают с подачи своих пастырей своё помрачённое и морально обусловленное состояние «нормальным» и даже развитым религиозным сознанием, но это далеко не нормальное религиозное сознание. Данное состояние и порок давно известны в святоотеческой православной психологии и описаны как переходное и промежуточное душевное состояние сознания между телесным и духовным, отличающееся той самой раздвоенностью, нестабильностью, окаянством. Особенность этого душевного состояния именно в том, что в душе неофита отсутствует целостность и область покоя, а есть два постоянно враждующих центра – ум и сердце. В итоге сознание постоянно мечется с одной стороны между лукавством и лицемерием, а с другой – между чрезмерной религиозной ревностью; с одной стороны между моральной обусловленностью, а с другой – между откровенной глупостью, дезориентацией и ограниченностью. И в таком вот постоянном неофитском дрифте и слепоте сознание «вечного неофита» пребывает постоянно. Вот как описывает это душевное состояние «вечного неофитства» преподобный Никита Стифат:
В данном изречении преподобный Никита прямым текстом указывает на то, что душевность при всей её религиозности тяготеет к земле и рациональности и делается неспособной к духовному развитию, пониманию и рассуждению. То же самое говорят и другие святые отцы церкви:
Окаянство или реальное слабоумие «вечных неофитов» связано с тем, что при отсутствии духовного сознания и ума, духовность и религиозность они трактуют и понимают исключительно через призму земного и рационального восприятия:
В этом отрывке святитель Феофан Затворник прямым текстом говорит о том, что при всей моральности, набожности и религиозности душевных людей они совершенно бездуховны, как рабы плоти и души, непричастные Духу. К большому сожалению с грустью приходится констатировать тот факт, что в этом порочном состоянии слепоты «вечного неофитства» пребывает основная часть современных верующих. Образ "вечного неофитства" - слепцы Питера Брейгеля Есть ли выход из состояния «вечного неофитства» ? Несомненно, этот выход есть, как следующая ступень в Лествице душевно-духовного развития или переход от душевного состояния «вечного неофитства» к духовному, а точнее душевно-духовному уровню развития, следующему за душевным.
Святитель Феофан Затворник, как основатель христианской психологии, расширил святоотеческий принцип понимания основных трёх ступеней духовного роста:
…введением промежуточных и переходных стадий (телесно-душевного и душевно-духовного), создав пятиярусную модель ступеней духовного роста:
В данном случае преодоление синдрома «вечного неофитства» состоит как раз в переходе от душевного состояния сознания к душевно-духовному, которое отличается большей строгостью и внутренней дисциплиной с выходом на уровень личного предстояния Богу. Данный переход крайне страшен для большинства современных верующих из числа «вечных неофитов», подобных мельничным осликам, именно тем, что накладывает дополнительную ответственность за личный выбор и решения в жизни на основе совести, как личное и непосредственное предстояние Духу (Богу). Образ "вечного неофита" - мельничный ослик Этот этап очень напоминает отвязывание «мельничного ослика» от жернова с обучением свободному движению без «упряжи» или отрыв «вечного младенца» от кормящей груди «матери» с обучением принципам самостоятельного питания. Примерно то же самое происходит и «вечными неофитами», которым однажды нужно отрываться от «душевной соски» своего кормящего пастыря и учиться самостоятельно и непосредственно предстоять Богу в сердце без посредников. В этом сугубо личном предстоянии Богу-Троице по-взрослому, без помощи костылей, опор, поручней, поддерживающих и страхующих и состоит главная трудность и главный страх всех «вечных неофитов» как «грудных детей», играющих в детскую душевную религиозность и остающихся «грудными детьми», не познавшими Духа до самой смерти. Сам переход от душевного или «расщеплённого» состояния сознания к душевно-духовному с точки зрения святоотеческой православной психологии состоит в зарождении правильного духовного сознания и мировосприятия, посредством понимания специфики духовных законов, которые действуют параллельно с законами естественными и не отрицают последних. Иными словами, переход к душевно-духовной ступени символизирует процесс интеграции или объединения ранее разделённых частей сознания (рационального и религиозного), как ума и сердца в одно целостное духовное сознание, которое нельзя уже считать не рациональным (светским), не примитивно религиозным (неофитским), но которое есть реальное духовное сознание, созданное на основе глубокого и реального понимания духовных законов через призму реальных энергийных и информационных процессов, а не мифов и сказок. Данный переход от состояния «вечного неофитства» к более взрослой душевно-духовной и духовной религиозности сопровождается окончательным утверждением ума и сердца в Боге, как окончательное становление и перенос всех личных ценностей в сторону высшего духовного закона (Закона Божьего) с невозможностью возврата на прежний мирской путь и способ мышления. Именно этот переход к духовной осознанности и рассудительности и представляет собой главную трудность для «вечного неофитства», привыкшего не думать самостоятельно, а только пользоваться советами своего вечного «пастыря – кормильца». Тем не менее, этот переход к личному предстоянию Богу необходим, как очередная ступень душевно-духовного развития личности и души, которой однажды придётся оставлять плоть и лично и без помощи посредников предстоять Богу на суде частном и Страшном. Вот как это состояние интеграции и просветления разума при переходе от душевного состояния к душевно-духовному описывает всё тот же преп. Никита Стифат:
Удивительно то, что переходя от неофитства к душевно-духовному и духовному состоянию сознания, личность как бы снова обретает всё утраченное ранее при обращении к Богу и отречении от мира, но обретает это уже не светским и не мирским, а духовным, видя неразрывную связь мирского и духовного при главенстве духовного.
В этом отрывке святой Никита Стифат прямым текстом говорит о том, что конечной целью всех духовных усилий является именно духовное состояние сознание, как благодатное, к которому нужно стремиться, не застревая в телесном и душевном, как «вечном неофитстве». Выход на прямое и личное предстояние Богу - самое трудное для "вечного неофитства" Говоря о выходе из состояния «вечного неофитства» и личном предстоянии Богу, несомненно, нужно учитывать всю слабость и изнеженность современного мирского человека, обращённого к вере, но остающегося порабощённым страстями тела, души духа, который хотя бы путём имитации религиозности старается что-то в себе изменить. Многие святые отцы говорят о том, что такой переход к духовному сознанию и рассуждению происходит как бы естественно, если о нём знать, к нему стремиться и надеяться, не застревая на всю жизнь в состоянии «вечного неофитства».
Тем не менее, в настоящее время в силу оскудения монашества и старчества, а также отсутствия опытных духовников, послушничество носит преимущественно имитационный характер. Десятилетия проведённые многими подвизающимися в этом состоянии «вечного неофитства» и душевности, очень не многим дают подсказку о том, что такая «младенческая» религиозность является только формой имитации веры и духовности, которая не даёт душе никаких плодов Духа, кроме смиренничества и однообразного ритуала. В то же время, говоря о грустном, хочется с радостью отметить и то обстоятельство, что современный информационный мир и развивающееся направление святоотеческой психологии открывают большие возможности каждому для духовного самообразования и самопросвещения. В этой связи число тех, кто не удовлетворяется «манной кашей» схоластического богословия для «младенцев» и «вечных неофитов», а выбирает своим духовником Самого Христа, учась, как и подвижники первых веков, личному предстоянию Богу Троице, начинает медленно, но уверенно расти.
По материалам курса «Теоретические основы христианской психологии». Впервые опубликовано на сайте www.psyheo.by Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|