http://det.org.ru
…ты понимаешь, что осталась без ноутбука?!
— А он мне не нужен.
— Чего это?
— А потому что он разлагает мою и без того несформированную личность…
Когда я езжу в транспорте, гуляю по улице, я вижу подростков, молодых людей, вполне взрослых с ноутбуками, планшетами, различными телефонами, iPhone-ами, iPad-ами. Они подсоединяются к Интернету, слушают музыку, смотрят фильмы, играют в игры. Благо сейчас все есть для этого: Wi-Fi есть в метро, кафе, даже в роддоме. Устройства всех марок, размеров, возможностей, на любой вкус и кошелек. Иногда слышу от своих знакомых: домой пришли всей семьей, и каждый в свой монитор уткнулся. Увы, моя семья не исключение, и бывают вечера, когда все расходятся по своим ноутам, плейерам, телевизорам, игрушкам. Грустно от такой картинки. Но сейчас такой век, технологии далеко шагнули вперед, и мы правда живем в то время, когда большая часть информации передается в электронном виде.
Я сама ценю эти возможности, когда можно связаться с коллегой на другом краю Земли, посмотреть любой фильм, найти музыку, книгу, статью, быстро обменяться информацией. Это, правда, удобно. Если не занимает большую часть жизни или жизнь целиком. Главное, без фанатизма!
И в таком мире растут дети. Какие они растут? Как они вписываются в мир современных технологий? Как это влияет на их развитие? Надо сказать, в общем, детки растут умные и развитые. Они разбираются иногда во всем техническом многообразии лучше, чем многие взрослые. А про развитие хочу сказать отдельно.
В этой статье я не хочу говорить о компьютерной зависимости, про нее и так много говорят. Я предлагаю посмотреть на отношения ребенка и всевозможных гаджетов с другой стороны.
С рождения, взрослея и развиваясь, малыш осваивает огромное количество навыков - двигается, достигает, говорит, познает, читает. Но самое главное он учится познавать себя. Сначала через прикосновения мамы (или другого значимого взрослого), ее реакцию на его плач, улыбку. Потом через ее слова. Дальше он начинает познавать мир опять же таки через представления мамы об этом мире. И наступает такой момент, когда малыш начинает формировать свое собственное мнение о себе и мире, отношениях с другими людьми.
Опирается ребенок на тот богатый багаж, которым его уже снабдила мама. Каждый день он встречается со сложными вопросами, которые требуют его решения, мнения. И часто эти вопросы приходят не из внешней реальности, а из внутренней. Ребенок учится уважать себя, менять себя, ценить себя и одновременно оставаться в тех ситуациях, в которые он попал. Иногда он обращается за поддержкой взрослых, иногда решает сам. Оставаться в контакте с собой, своими чувствами, собственной ценностью и важностью, своими страхами, злостью, любовью, ненавистью, в контакте со своими потребностями и желаниями, со своим телом – это один из самых важных навыков, который ребенок тренирует во время своего развития и взросления. Этот навык неосознанный, но очень важный. Мы, родители, редко говорим с детьми об их контакте с самим собой, но учим их этому всю нашу совместную жизнь.
И вот в эту нашу с детьми замечательную жизнь в какой-то момент приходят современные технологии. Не важно, в виде какого гаджета они пришли. Важно, какое место заняли и какую роль играют.
Пессимистичный сценарий
В какой-то момент своей жизни ребенок бесконтрольно начинает смотреть телевизор или играть в компьютер. Я опускаю здесь комментарии о содержании передач или игр. Это отдельная история. Внимание ребенка полностью захвачено происходящим. И у него складывается впечатление, что все его проблемы, переживания отходят на задний план, перестают быть яркими, и это уже не такие уж и проблемы. И в общем-то не стоит из-за них переживать. И это входит в привычку. Проблема, трудность, сложное переживание – включил телевизор/компьютер, и их нет. Навык встречаться лицом к лицу со своими неприятными переживаниями – это «мышца» тренируемая. Чем больше таких задач решаешь, тем проще становится. А мы, взрослые, по своему опыту знаем, что чем старше становишься, тем эти трудности сложнее. Необходимо принимать более сложные решения, справляться с более сложными переживаниями. А ребенок, погружаясь в другую, виртуальную реальность, уходит из контакта с собой. И если так изо дня в день, несколько лет… В итоге встреча с собой и своими переживаниями становится очень драматичной. А когда все это внутреннее богатство приходит? Когда наступает тишина, например, на уроке. И ребенку уже сложно сосредоточится на работе. Ему бы справится с собой уникальным. Дальше больше, ребенок постепенно утрачивает чувство времени, а потом контакт со своими базовыми потребностями: еда, сон, гигиена.
Из интервью с подростком:
- Как ты справляешься, когда приходят переживания собственной плохости, неправильности?
- Я одеваю наушники, включаю громко музыку. Заслушиваю их так. Или включаю телик. Или комп.
Оптимистичный сценарий
Ребенок все также смотрит телевизор, играет, выходит в И-нет, слушает музыку, но все это обсуждается со взрослыми. В самого начала. Какой фильм смотрел, что понравилось, похожи ли люди, судьбы на то, что происходит вокруг него, как бы ты поступил на месте героев, как бы завершил фильм? Этих вопросов можно задать ребенку огромное количество. Какую музыку слушаешь? Сбрось мне, это интересно! Как успехи в танчиках или в той, игре, в какую ребенок сейчас играет. А покажи мне один бой. Объясни, что тут происходит. И прочее, прочее, прочее…И, конечно, под контролем время, проведенное с гаджетом. Это совсем другая история. И запрета вроде нет. И ребенок не чувствует себя «не в теме», когда общается с друзьями. С другой стороны, он знает все свои трудности и переживания в лицо и умеет с ними встречаться. А у подростков, особенно подростков их много.
Из интервью с подростком:
- Бывает, что тебя посещают плохие мысли?
- Да, бывает!
- А если они тебя посетили, например, во время контрольной?
- Задвигаю их подальше. Потом решу, что делать.
В первом сценарии ребенок кажется «удобным». Его не видно, не слышно. Уставшие родители имеют возможность выдохнуть и отдохнуть. Но, проблемы начинаются при попытке разлучить или ограничить время общения с гаджетом.
Во втором сценарии нагрузка у родителя значительно больше, но он знает, чем живет и дышит его ребенок. Здесь остается пожелать родителю терпения, сил и хорошего здорового интереса. И соблюдать временные границы, чтобы ребенок не пересидел, и не дергать его во время процесса игры, просмотра и пр. Время ребенка стоит уважать.
Из интервью с подростком:
- Ненавижу, когда только сел за компьютер, и начинается: вынеси мусор, погуляй собаку, накачай бицепс, спаси мир…
Возможные признаки развития по первому сценарию:
- На попытки ограничить или убрать гаджет совсем ребенок реагирует агрессией
- Ребенок совмещает гаджет с едой, уроками и пр. Поздно ложится спать.
- На вопрос «Как дела?» ребенок отвечает отстраненно «все хорошо».
- В жизни ребенка отсутствуют другие интересы, друзья.
- Ради получения доступа к гаджету ребенок соглашается на все и торгуется: помою пол, а ты мне комп на час вернешь.
Переход от первого сценария ко второму
- Садитесь рядом с ребенком и смотрите, чем он занят, во что играет, что смотрит. Возможно, с подростком не все получится, у них много тайн. Идите к ребенку с идеей «мне важно то, что у тебя происходит, и я уважаю твои тайны».
- Обсуждайте с ребенком то, к чему он вас пустил. Благодарите его за доверие, он, правда, в этом случае доверился вам.
- Попросите ребенка сделать что-то значимое для вас: найти ресурс в Интернете, музыку, пройти игру, подобрать фильм. И обязательно поблагодарите его за это.
- Пусть любовь и привязанность вашего ребенка к гаджетам станем полем вашего общего нового сотрудничества и понимания.
Фото с сайтов:
cherepovets.4geo.ru
dotalis.ru.com