Про обесценивание

Автор статьи: 404

Человеческая психика очень мудрое образование. Она научилась защищать саму себя от неприятности и боли такими чудесными незаметными способами, что увидеть их бывает трудно.
И все же, сегодня я приоткрою тайну одного из них. Речь об обесценивании. Мне интересно поговорить про него, поскольку в нашей стране данный способ защиты особенно социально одобряем, и обесценивание себя и окружающих приходится наблюдать повсеместно.
Вам приходилось когда-нибудь слышать в свой адрес подобные фразы:
- "рано радуешься"
- "нашел, чем гордиться"
- "подумаешь, ничего страшного " (про проблему)
- "у всех дети как дети, а ты...."
- "посмотри на Сергея, ему 30 лет, у него машина, квартира, а у тебя..."
- "диплом защитила? ну и куда ты теперь с дипломом филолога? "Свободная касса!"?"
и тд.
?
Если да, то Вы лично сталкивались с обесцениванием.

Обесценивание - защитный механизм личности, основанный на снижении ценности целей, достижений других людей и собственных неудач во избежание неприятных переживаний.
Оно  бывает двух видов:
1) В первом случае человек обесценивает внешний мир и окружающих, чтобы сохранить свою неустойчивую самооценку. "У тебя не хватит опыта", "тебе еще рано", "шуба на ней как на корове седло" и тд.
2) Во втором случае человек обесценивает самого себя. "Вы так похудели! - Да что Вы, это просто свет удачно упал!", "я не смогу пройти собеседование, у меня не хватит опыта", "да это ничего не значит, я приложил мало усилий". Как ни странно, это тоже способ защитить свою самоценку, только низкую - человек стремится избежать неудачи (зачем на меня рассчитывать, я же говорил, что не смогу) и опять сохранить свою ценность.

Обесценивание таким образом выступает как твердый кокон, защищающий человека от чувствования внешнего мира.
Зачем закрываться от мира? Реальная цена собственного Я в этом случае невысока. И человек избегает возможных неприятных переживаний (иногда граничающих с физической болью), вызываемых столкновением с реальностью, за счет девальвации ценности себя и/или окружающих.

Классический пример обесценивания  - ирония. В подростковом возрасте она особенно заметна, поскольку подростки наиболее чувствительны к своей самооценке. Ну а крайний вариант - злая ирония.



Просмотров: 184
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Лепи меня, как я тебя" - кратко про "феномен Микеланджело"
  • Существует ли "внутренний" мир? И отделим ли он от мира "внешнего"?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • "Убегающие дети" или "Маша, я догоню тебя!"
  • Вам к психологу - "ни в коем случае" или "да, конечно"?
  • "Сделай меня счастливым" или "я спасу тебя"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь