|
Вежливость? Нет, не слышали.Автор статьи: Крюкова Наталья Викторовна
Она была человеком исключительно добрым, но те, кому она не позволяла садиться себе на голову, считали ее злой. Джулиана Вильсон
Как часто вы слышите в свой адрес слова "извините", "пожалуйста", "спасибо"? В последнее время я стала замечать, что когда я веду себя вежливо с посторонними (на улице, в магазине, в присутственных местах, на форумах), то некоторые начинают вести себя не совсем адекватно. Я спокойно отношусь, когда мне отказывают на мою просьбу. Речь не о том. Порой люди стали воспринимать вежливость, как слабость. То есть, если вы говорите: "Извините, можно пройти?", то это не значит, что вы испытываете чувство вины, за свое здесь присутствие и необходимость потревожить кого-то, вы не спрашиваете реального разрешения на право пройти, нет, вы просто вежливо предупреждаете о том, что сейчас будете проходить, но не хотите никого толкать и притеснять. А некоторые (речь, слава Богу, не обо всех) могут воспринять вашу вежливость, как собственное превосходство, и действительно начинать смотреть и разговаривать с вами сверху вниз. Поняв это, я не отказалась от вежливости, это уже заложено с раннего детства, просто стала добавлять в интонацию другие нотки. Но "за державу обидно". Я писала уже про умение просить, гордость и гордыню. https://www.psyoffice.ru/article/prosba_gordost_pomosh/ И все же хочу добавить. У многих, получающих "бесплатные" дары (помощь, внимание, удача), возникает нехорошее привычка: подстройка сверху со всеми, кто сразу сам не поставил их в позицию ниже. На равных мало кто может общаться, к сожалению, а так как сейчас все уже знают, что нужно защищать собственные границы, то стараются свои границы не просто уберечь от вторжения, а расширить за счет чужих. Человек компетентный в коммуникации, который четко чувствует свои границы, может с легкостью говорить на равных, может встать в позицию снизу (попросить) и это его никак не унизит, не навредит его самооценке и взаимодействию. Он делает этот шаг осознанно и всегда может вернуть свое положение на равных или, если потребует ситуация, занять положение сверху, но не "на голову залезть", а доброжелательно покровительствовать (разоблачение мифа про всеобщее равенство будет в следующей статье). К сожалению, часто приходится наблюдать картину, когда человек не привык ценить время и интересы других. Если один является инициатором диалога, то второй вступает в него исключительно из своих желаний и возможностей: у него есть на это время, он имеет свой интерес в этой беседе. И это не значит, что второй, хоть и принявший условия диалога, уже обязан чем-то первому. Он волен не отвечать на вопросы, не вести беседу именно в том формате (направление, ритме, стиль и т.д.), на котором настаивает первый, не поддерживать идеи первого, завершить диалог (время вышло, интерес к теме или собеседнику пропал). И, наоборот, если первый обозначил тему разговора, значит именно она его волнует, и он имеет право не отвечать на вопросы, которые для него сейчас не представляют интереса, ждать ответа на поставленный вопрос, а не довольствоваться ответами желающих постоять "в белом пальто", особенно если запрос четко поставлен (а не "как вы думаете?"). Уверенные в своих правах и границах люди, готовы на ответную реакцию своих высказываний, но и за ними, как говорится, не заржавеет. Учитесь компетентной коммуникативности, и вежливость в этом деле, как математика – царица и служанка наук. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|