Последовательность психотерапевтической работы со стыдом

В психотерапии стыда, да и не только стыда, следует помнить об индивидуальности, ведь не существует единственно верного подхода в терапии стыда.

В этой статье я постараюсь описать последовательность психотерапевтической работы со стыдом:

1)      Создание безопасной обстановки.

Для того, чтобы клиент чувствовал себя в безопасности в работе с терапевтом. Это условие необходимо, ведь иначе, клиент не рискнет открыться перед терапевтом и показать неприемлемую или дефектную, с его точки зрения, часть себя. До создания безопасной обстановки клиент, как правило, затрагивает другие темы, которые в меньшей степени пугают его.

Стыдящийся клиент приходит к психотерапевту с множеством чувств и страхом, при этом он испытывает страх отвержения перед своим терапевтом (боится, что терапевт покинет его, если он покажет свою скрытую часть). Следует помнить, что многие клиенты выросли в стыдящихся семьях и продолжают сталкиваться в жизни с стыдящимися атаками других людей.

Для раскрытия клиентом своего стыда необходимо первое очередь убедить клиента в том, что он не будет атакован и пристыжен, когда раскроет чувственный материал. Это убеждение может быть вербальным и невербальным.

Первое, что необходимо сделать в данном направлении – это напомнить клиенту о конфиденциальности.

 Последовательность психотерапевтической работы со стыдом

Второе, напомнить, что психотерапия – это то место, где можно пойти на «безопасный риск» и клиент может здесь позволить себе попробовать вещи, которые не может сейчас делать в жизни. А психотерапевт при этом не осудит его (что подтверждается в ходе терапии).

 

Третье, поведение терапевта: вероятность того, что клиент поделится своим стыдом увеличивается, если терапевт внимательно слушает и при этом не обесценивает слова клиента, не читает лекции и не дает советы в ответ на раскрытие клиента.

Безопасная атмосфера создает условие для развития между психотерапевтом и клиентом отношения с взаимоуважением и пониманием. Если клиент рискует стать более видимым, то ощущает облегчение, когда его раскрытие встречает уважение. Тогда он задумывается о своей ценности, осознавая, что он более ценен, чем ранее себе представлял, ведь кто-то (психотерапевт) смог принять самое плохое в нем.

2)      Признание клиента с его стыдом

Здесь важно отметить, что когда клиент начинает открывать терапевту постыдную информацию, психотерапевту стоит отказаться от немедленных попыток отговорить стыдиться клиента. Вместо этого необходимо принять клиента с его стыдом.

Терапевт может сообщить клиенту о том, что он принимает его именно таким, каким клиент видит себя: дефективным и полным стыда. И при этом остается с ним, а не атакует.

Не стыдите человека, испытывающего стыд.

 

Именно в момент раскрытия стыдящего клиента этот пункт особенно важен, ведь клиент крайне уязвим в этот момент для отвержения. Во власти терапевта в этот период, как уменьшить стыд (поддерживая клиента), так и увеличить его (нападая на клиента).

Стоит отметить, что сообщения терапевта о том, что клиент не хорош, увеличит его стыд. Также его могут увеличить слова, которые клиент слышал в детстве (например: Ты меня разочаровываешь). Здесь важна наблюдательность терапевта за клиентом, чтобы вовремя заметить, какие слова или действия привели к обострению стыда.

Увеличит стыд реакция терапевта в виде шока: «Я никогда не слышал ничего подобного», в виде негодования: «Простите, но такого поведения я не могу потерпеть». Эти реакции лишь докажут клиенту, что он дефектен до такой степени, что даже психотерапевт не может иметь с ним дело.

Подобного рода реакциями могут быть невербальные: взгляд в сторону, покраснение, поднятие бровей, смех. В таком случае клиент может решить, что терапевт стыдиться и информацию лучше утаить до лучших времен.

Терапевту важно помнить и иметь ввиду, что даже малейшие реакции могут вызвать волну стыда. При этом терапевт не может нести ответственность за то, как клиент проинтерпретирует его взгляд и движение. Но такого типа реакции могут быть отличной возможности для изучения клиентом в процессе психотерапии, как именно клиент начинает стыдиться.

3)      Исследование источников стыда

Исследование источников стыда в родительской семье и других межличностных отношениях. Нередко, клиент может воспроизвести стыдящие послания и рассказать о поведении своих родителей, братьев и сестер, других членов родительской или нынешней семьи приводящее к стыду. О стыдящих посланиях и поведении, приводящем в стыду Вы можете прочитать в моей статье: http://www.psyoffice.ru/article/48058/

 

Иногда стыдящие послания бывают частично или полностью вытеснены. Тогда терапевту необходимо помочь клиенту понять, что чувство глубокого стыда возникло в результате слов и действий других людей, а не объективной реальностью.

Чаще клиент чувствует стыд, корни которого можно отыскать в унизительных посланиях, полученных в детском возрасте. Терапевту нужно исследовать эти послания. Помочь освободиться от ощущения дефективности можно, связав стыд со старыми, уже просроченными посланиями (сейчас перед терапевтом взрослый клиент).

Полезным может быть напоминание клиенту о том, что в его голове образы родителей, которые пора пересмотреть.

При этом терапевту не следует атаковать родителя, а стоит оставаться относительно нейтральным. Попытки нападений терапевтом на родителя могут побудить клиента защитить их и подтвердить свой стыд.

4)      Поощрение клиента в сомнениях его представления о себе с проверкой достоверности стыдящих посланий.

 

Первый, второй и третий шаг подготавливают почву для обращения клиента к понятию о себе. Консультанту необходимо поощрять этот процесс и подвергать сомнению стыдящие послания, выявленные в предыдущих шагах. Терапевтом могут задаваться вопросы, например: «Как Ваша мать узнала, что Вы так ужасны?», «Я не вижу в Вас ничего ужасного и порочного. А Вы?». Это помогает понять несправедливость и несоответствие стыдящих посланий. А в дальнейшем не принимать себя, как непоправимо дефектную личность.

5)      Поддержание изменений в представлении о себе, отражающих реалистическую гордость собой.

 

Терапевту стоит поддержать принятие клиента себя как «достаточно хорошего» и в дальнейшем поощрять принятие реалистической гордости собой. Клиент не всегда способен навсегда восстановить позитивное отношение к себе. Иногда это происходит лишь на время и периодически возникает регресс и возвращение к стыду. Необходимо терпение. Терапевту важно в это время присоединиться и усилить часть клиента, которая движется к здоровью.

Пример случая работы со стыдом, который описал в своей книге «Стыд, вина, алкоголизм» Роналд Т.Поттер-Эфрон, Вы можете найти в моем блоге: http://www.psyoffice.ru/blog/33628/
В процессе работы со стыдом крайне важно обратить внимание на развитие терапевтических отношений, на скрытые темы стыда, на защиты от стыда и принятие умеренного стыда, как части жизни клиента. Об этом я напишу в своей следующей статье, подпишитесь, если не хотите пропустить ее: http://www.psyoffice.ru/articles/nazarova_k/
Познакомьтесь со всей подборкой статей на тему стыд: http://www.psyoffice.ru/selected/192/

 



Просмотров: 527
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Может ли клиент дружить со своим психологом?
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Мужчина-клиент и женщина-клиент в расстановках
  • Каких результатов может ожидать клиент от психотерапии
  • Когда в процессе терапии клиент начинает открываться
  • Может ли клиент не прийти? (юмористическая заметка)
  • Когда клиент - не клиент
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Как клиент может просить психолога укрепить негативную позицию
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Границы взаимодействия терапевт-клиент
  • Клиент и терапевт первая встреча
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Клиент всегда прав. Клиент всегда врет
  • Клиент злится на терапевта. Что делать?
  • Чем полезна работа с психологом: фокус на отношениях клиент–терапевт
  • Гештальт - терапевт и клиент: феномены сотрудничества
  • Пять уровней, через которые проходит клиент в процессе психотерапии
  • Клиент психолога/терапевта
  • Клиент глазами терапевта.
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь