|
Архетипы: Субъективный Анализ Насчёт Применения в ТерапииАвтор статьи: Макс Ильин
Вдохновившись множеством постов и заметок на нашем ресурсе - решил всё-таки поучаствовать, и изложить свою точку зрения на тематику Архетипов. Итак, начнём как обычно - Что такое Архетип? Говоря по-русски - это будет "Про-Образ" (Архе - "Первичный, Старейший"; этим отличается от близкого "Прототип" - Протос на греческом это "Первый"). Введён, по словам Википедии, Карлом Густавом Юнгом в психологический лексикон около 1919 г. Хотя впервые Карл описал "исконные образы, основанные на устойчивых культурных мотивах и представленные повсеместно на протяжении истории", ещё в 1912 г. Вообще говоря - именно что вначале к Юнгу пришёл "инсайт" насчёт этих прообразов, архетипов, что в дальнейшем его привело к созданию теории Коллективного Бессознательного; некоего "трансперсонального", общекультурного массива символики-семантики. Архетип - это одновременно и содержание КБ, и форма его представления. По Юнгу - эти формы являются универсальными и врождёнными; что современная наука никак не подтверждает, однако и опровергнуть их наличие не может. Ибо архетипы - на удивление общие и схожие для множества культур; плюс, основаны (или же - лежат в основе) мифов, легенд, сказания и т.п. Сам Юнг, как и многие гении в нашей истории - очень огорчался тому, что его идеи безбожно перевирали и искажали в массах :) Он писал, например, в "Человек и Его Символы": "Мой термин "Архетип" часто бывает неверно понят в обществе людей с ограниченным пониманием предмета аналитической психологии. Так, многие считают, что под архетипом имеется в виду некоторый определённый образ, символ или же мотив мифологии... Но всё это - не более чем различные виды сознательного представления архетипа. Все эти изменчивые репрезентации не могут наследоваться или быть общими для человечества. Архетип - это присущая тенденция к формированию всех различных репрезентаций одного и того же мотива; эти репрезентации могут варьировать в очень широкой степени, не теряя при этом основного, базового характера". С различными списками, разновидностями и проявлениями архетипов можно ознакомиться во множестве источников; мне сейчас не до того, я теоретик :) И поэтому, попробую дать некий список с основными чертами, присущими архетипу (на основе работ того же Карла Юнга, и его последователей): 1) Связь с историей и культурой; проявления в мифологии, фольклоре. 2) Как "трансперсональный" феномен - должен находить проявление (естественно, различное в деталях) у всех народов и культур. 3) Воспринимается до-сознательно - т.е., не в следствие научения/наблюдения. 4) Пожалуй, одно из важнейших - Целостная Амбивалентность. Архетип имеет "светлую" (позитивную) и "тёмную" (негативную) стороны; некий образ с лишь одним аспектом - архетипом не является. 5) Отражаясь в сознании - архетип преобразуется не только в понятие, но и в символ; чаще всего, в несколько сразу. 6) Достаточно стабильный и устойчивый - т.е., говоря языком постмодернизма, "сопротивляющийся попыткам деконструкции", искажения его структуры. 7) Если нечто претендует на статус самостоятельного архетипа - то этому объекту необходимо достаточное число собственных, уникальных элементов, не пересекающихся с другими архетипами. 8) Архетип неразрывно связан с процессом, жизнью и смертью; в общем, "природой и культурой"; абстрактных и оторванных от жизни архетипов не существует. 9) Для самости может представлять опасность отождествление с архетипом - "утопание в бессознательном" 10) Архетип чрезвычайно заметно влияет на аффективное состояние личности 11) Архетип содержит сам по себе "внутри" свою аутентичную энергетику и настроение. 12) А также - предлагает определённые "поведенческие схемы", модели реагирования и действия в определённых ситуациях. Таким образом, можно в некотором роде отнести архетип к "субличностям"; хотя точнее будет "Архе-Личностям", наверное? * * * Итак, что же это даёт непосредственно в процессе консультирования и психотерапии? Я не принадлежу к практикам психодинамического подхода, так что рискую быть осмеянным ими - но мои представления об этом такие: 1) Прежде всего, разумеется - Самость, Персона и Тень. В современных теориях это уже даже не ассоциируют с архетипами; это отдельные области исследования и структуры личности человека. Как можно догадаться, процессы достаточно тривиальные: Самость необходимо развивать и укрепить; Персону - адаптировать и "размягчить; Тень - "высветить", изучить и принять в себя. 2) Привлечение Архетипов для усиления/научения. Да, есть нечто подобное в практиках НЛП - совмещаться с образом героев, животных... Вот это то самое - ведь и животные, и герои, авторитетные личности в данном методе служат лишь формой для отражения определённого архетипа. 3) Анализ Жизненного Нарратива на "Архетипические Сценарии". Оказывается, и такое бывает - склонность "бессознательно" (точнее будет - на автомате и некритично, но вполне осознанно) подстраивать свою жизнь в соответствие с неким "предписанным" в мифах и сказках шаблоном. Если это имеет место - следует обратиться к соответствующему мифу и узнать - а что же следует делать дальше? И есть ли другие варианты? В общем, пока что всё... Хотя, разумеется - тема ширше и глубже, чем кто-либо может описать :) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|