Архетипы: Субъективный Анализ Насчёт Применения в Терапии

Автор статьи: Макс Ильин

Вдохновившись множеством постов и заметок на нашем ресурсе - решил всё-таки поучаствовать, и изложить свою точку зрения на тематику Архетипов.

Итак, начнём как обычно - Что такое Архетип?

Говоря по-русски - это будет "Про-Образ" (Архе - "Первичный, Старейший"; этим отличается от близкого "Прототип" - Протос на греческом это "Первый"). Введён, по словам Википедии, Карлом Густавом Юнгом в психологический лексикон около 1919 г. Хотя впервые Карл описал "исконные образы, основанные на устойчивых культурных мотивах и представленные повсеместно на протяжении истории", ещё в 1912 г.

Вообще говоря - именно что вначале к Юнгу пришёл "инсайт" насчёт этих прообразов, архетипов, что в дальнейшем его привело к созданию теории Коллективного Бессознательного; некоего "трансперсонального", общекультурного массива символики-семантики.

Архетипы Субъективный Анализ Насч т Применения в Терапии

Архетип - это одновременно и содержание КБ, и форма его представления. По Юнгу - эти формы являются универсальными и врождёнными; что современная наука никак не подтверждает, однако и опровергнуть их наличие не может. Ибо архетипы - на удивление общие и схожие для множества культур; плюс, основаны (или же - лежат в основе) мифов, легенд, сказания и т.п.

Сам Юнг, как и многие гении в нашей истории - очень огорчался тому, что его идеи безбожно перевирали и искажали в массах :) Он писал, например, в "Человек и Его Символы":

"Мой термин "Архетип" часто бывает неверно понят в обществе людей с ограниченным пониманием предмета аналитической психологии. Так, многие считают, что под архетипом имеется в виду некоторый определённый образ, символ или же мотив мифологии... Но всё это - не более чем различные виды сознательного представления архетипа. Все эти изменчивые репрезентации не могут наследоваться или быть общими для человечества.  Архетип - это присущая тенденция к формированию всех различных репрезентаций одного и того же мотива; эти репрезентации могут варьировать в очень широкой степени, не теряя при этом основного, базового характера". 

С различными списками, разновидностями и проявлениями архетипов можно ознакомиться во множестве источников; мне сейчас не до того, я теоретик :)

И поэтому, попробую дать некий список с основными чертами, присущими архетипу (на основе работ того же Карла Юнга, и его последователей):

1) Связь с историей и культурой; проявления в мифологии, фольклоре.

2) Как "трансперсональный" феномен - должен находить проявление (естественно, различное в деталях) у всех народов и культур.

3) Воспринимается до-сознательно - т.е., не в следствие научения/наблюдения.

4) Пожалуй, одно из важнейших - Целостная Амбивалентность. Архетип имеет "светлую" (позитивную) и "тёмную" (негативную) стороны; некий образ с лишь одним аспектом - архетипом не является.

5) Отражаясь в сознании - архетип преобразуется не только в понятие, но и в символ; чаще всего, в несколько сразу.

6) Достаточно стабильный и устойчивый - т.е., говоря языком постмодернизма, "сопротивляющийся попыткам деконструкции", искажения его структуры.

7) Если нечто претендует на статус самостоятельного архетипа - то этому объекту необходимо достаточное число собственных, уникальных элементов, не пересекающихся с другими архетипами.

8) Архетип неразрывно связан с процессом, жизнью и смертью; в общем, "природой и культурой"; абстрактных и оторванных от жизни архетипов не существует.

9) Для самости может представлять опасность отождествление с архетипом - "утопание в бессознательном"

10) Архетип чрезвычайно заметно влияет на аффективное состояние личности

11) Архетип содержит сам по себе "внутри" свою аутентичную энергетику и настроение.

12) А также - предлагает определённые "поведенческие схемы", модели реагирования и действия в определённых ситуациях. Таким образом, можно в некотором роде отнести архетип к "субличностям"; хотя точнее будет "Архе-Личностям", наверное?

* * *

Итак, что же это даёт непосредственно в процессе консультирования и психотерапии? Я не принадлежу к практикам психодинамического подхода, так что рискую быть осмеянным ими - но мои представления об этом такие:

1) Прежде всего, разумеется - Самость, Персона и Тень. В современных теориях это уже даже не ассоциируют с архетипами; это отдельные области исследования и структуры личности человека. Как можно догадаться, процессы достаточно тривиальные: Самость необходимо развивать и укрепить; Персону - адаптировать и "размягчить; Тень - "высветить", изучить и принять в себя.

2) Привлечение Архетипов для усиления/научения. Да, есть нечто подобное в практиках НЛП - совмещаться с образом героев, животных... Вот это то самое - ведь и животные, и герои, авторитетные личности в данном методе служат лишь формой для отражения определённого архетипа.

3) Анализ Жизненного Нарратива на "Архетипические Сценарии". Оказывается, и такое бывает - склонность "бессознательно" (точнее будет - на автомате и некритично, но вполне осознанно) подстраивать свою жизнь в соответствие с неким "предписанным" в мифах и сказках шаблоном. Если это имеет место - следует обратиться к соответствующему мифу и узнать - а что же следует делать дальше? И есть ли другие варианты?

В общем, пока что всё... Хотя, разумеется - тема ширше и глубже, чем кто-либо может описать :)



Просмотров: 399
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Что имеем в виду, говоря "нарцисс", "нарциссизм" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Мужские" и "женские" энергии, и почему эти представления вредят отношениям
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Психоанимационная терапия. Символ-образы "Поляна", "Цветок"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь